Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»

Консультация для воспитателей:

«Развитие коммуникативных умений у дошкольников

в процессе работы над связной речью».

Подготовила воспитатель:

Анисимова Оксана Сергеевна

Речь, осуществляя функцию «сообщения социальной связи, воздействия на окружающих» (Л.С. Выготский), является вместе с тем способом формирования мысли. Будучи опосредованной системой языковых знаков, которые Л.С. Выготский назвал психическими орудиями, речь перестраивает все психические процессы человека, которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности — теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

Речь является также важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребёнка. Поэтому наше общество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего возраста.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления всё более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребёнка перед ним возникает всё больше и больше задач (познавательных, регулятивных и других), требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребёнка последовательно формируются средства (система языковых знаков), а также приёмы и способы коммуникации.

По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков (нарастает их количественный состав, усложняется структура, совершенствуется качество). Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах — в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.

Среди таких умений и навыков можно выделить:

  • навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи;

  • умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;

  • строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка;

  • применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению (мотиву), условиям и целям сообщения.

Перечисленные умения и навыки (их список можно увеличить) обеспечивают процесс говорения.

Кроме этого, следует выделить группу умений и навыков, обеспечивающих процесс приёма (слушания) речи. Среди них отметим:

  • умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;

  • осмысливать интонационную сторону высказывания и тем самым определять его цель;

  • узнавать слова в соответствии с их значением;

  • различать слова, близкие по звучанию.

Необходимо также выделять умения, помогающие отличать правильно оформленные высказывания от неправильно (ошибочно) оформленных (как в чужой, так и в собственной речи).

Приведённая совокупность умений и навыков, взятая в самом общем виде, ещё не завершает развития, а является как бы исходной базой для дальнейшего развития. Названные умения отвечают потребностям ребёнка дошкольного возраста, осуществляющим речевое общение в рамках ведущей в этом возрасте — игровой деятельности. Эти умения, формирующиеся спонтанно, «прилаживаясь» к потребностям общения, оказываются в то же время ещё недостаточно сформированными для перехода на новую деятельность — учебную. Так, по данным исследователей, у детей к концу дошкольного возраста ещё недостаточно сформированными оказываются умения понимать синтаксически сложные высказывания и умения строить связную речь, так как связная речь «не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены словами в правильно построенных предложениях», а речь, которая «как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» (Ф.А. Сохин).

Для оперирования связной речью нужны более сложные умения, которые формируются на основе осознания в условиях целенаправленно организованной деятельности, как это происходит в школе. В ряде исследований психологов и методистов показано, что при целенаправленно созданных условиях деятельности дошкольников можно добиться значительных успехов в формировании умений, необходимых для организации связной речи.

У детей шестилетнего возраста можно сформировать умения, связанные с сознательной ориентировкой на языковую действительность, если сделать предметом осознанного анализа словесный состав речи, грамматический строй, звуковую сторону, то есть сами средства общения, которые при спонтанном развитии замечаются от случая к случаю. Установленные в исследованиях факты возможностей формирования таких умений в более раннем, (чем это считалось по традиции) возрасте оправдывают начало школьного обучения в более ранние сроки.

У детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определённые затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе. Поэтому с момента обнаружения дефекта речи дети должны включаться в специально организованный педагогический процесс логопедического воздействия.

Логопедическими исследованиями, проведёнными с позиций системного подхода к анализу речевых нарушений, установлено, что существуют причинно-следственные зависимости между самим фактом наблюдаемого в данный момент речевого нарушения и его отсроченными последствиями, к которым можно отнести дефекты формирования фонематических и грамматических обобщений, дефекты смысловой стороны речи, затруднения в формировании связной речи. Эти дефекты проявятся через некоторое время в процессе школьного обучения, так ка они будут препятствовать обучению грамоте и овладению учебными предметами.

Поэтому логопедическое воздействие даже при тех дефектах устной речи, которые представляются простыми, не может ограничиться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного, видимого недостатка, а должно быть и развивающим. Следовательно, логопедическое воздействие должно быть одновременно направленным на коррекцию нарушенного звена, на развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения.

Как было отмечено, у детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе прилаживания к потребностям общения. У детей с нарушениями речи они в нужном объёме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Можно ли надеяться на это более позднее формирование, если учесть, что дети с нарушениями речевого развития пойдут в школу вместе со своими нормально развивающимися сверстниками? По-видимому, нужно искать какой-то более приемлемый путь. Ряду психологов и методистов представляется, что более оправданным будет подход, при котором в педагогических целях ряд последовательно формирующихся умений и навыков сблизить во времени.

Условия реализации этого подхода заложены в самой сути логопедического воздействия, которое является процессом направленного формирования коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый педагогом).

Дети с нарушениями развития речи обычно отстают в своих речевых возможностях от потребностей ведущей деятельности и, тем самым, от собственных потребностей, которые недостаточно стимулируют развитие речи. Логопедическое воздействие и в этом плане располагает положительными возможностями перевода ведущей — игровой деятельности на уровень учебно-игровой деятельности: учебной по цели и игровой по характеру осуществления.

Таким образом, логопедическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях учебно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Для реализации указанного подхода необходимо выбрать учебную единицу, действия с которой должны послужить формированию умений и навыков на основе осознания в условиях учебно-игровой деятельности. Такой единицей является высказывание. В качестве рабочей единицы высказывание отбирается потому, что оно вместе с тем является единицей речесмыслительной деятельности, которая обладает всеми основными свойствами, присущими этой деятельности как целому. Таким образом, работая над речевыми умениями и навыками на материале высказывания, мы формируем их.

Подход к высказыванию как единице означает, что работа над произношением, словом, грамматическими формами и развитие соответствующих умений и навыков — не самоцель, а лишь составная часть работы над формированием коммуникативных умений и навыков; что эта работа лишь тогда приносит результат, когда отрабатываемые элементы либо рассматриваются на фоне целого, либо включаются в это целое. Это означает, что, упражняясь в правильном произношении, мало произнести какое-то количество слов с данным звуком, эти слова должны быть включены в коммуникативную единицу — высказывание. Работая с высказыванием как единицей, нужно идти в двух направлениях: от целого к части, что помогает развивать умения и навыки восприятия — понимания речи, и от части к целому, что развивает навыки говорения, в том числе и навыки комбинирования элементов в целое.

Подход к высказыванию как единице открывает и ещё одно направление в работе — переход от высказывания к связной речи (связному высказыванию) и от связной речи — к высказыванию. В этой работе ещё более активизируется речесмыслительная деятельность детей: они теперь должны сделать предметом осознания и само развитие мысли в связном высказывании и средства, которыми достигается эта связность. Эта работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующие учёта ситуации общения и др. При этом важно избежать опасности отрыва от предметно-практической деятельности детей, которую обслуживает речь и в ходе которой она укрепляется, и не менее важно избежать другой опасности — потерять коммуникативную направленность речи, сведя её только к технике говорения.

Работа над смысловой стороной речи и её структурными элементами (в их числе: осмысливание интонационной стороны высказывания, узнавание близких слов, понимание грамматических форм и структурных конструкций) должна проводиться в тесной связи с работой по коррекции и совершенствованию её произносительной стороны (в широком смысле: включая сюда и лексико-грамматическую и просодическую стороны речи). И всё это, в свою очередь, должно тесно увязываться с подготовкой детей к обучению грамоте.



Использованная литература.

1. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

2. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1976.










Свежие документы:  Практическое занятие с педагогами "Эмоции и чувства"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: