Консультация родителей «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

















Консультация

«Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности»



Воспитатель Исаева Ф.В.





















Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Вот стоят они на торжественной линейке 1 сентября, нарядные, взволнованные, уверенные или испуганные, гордые собой или несчастные от чувства одиночества, ищут глазами родителей, надеясь на их поддержку.

Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли-учеников и одноклассников?

Главное, что необходимо ребенку, положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил; он слушает (слушается) учителя, поднимает руку и получает отметки. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе.

В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность (при выполнении знакомых действий: обслуживание, труд, рисование и др.), осуществлять самоконтроль. Не мене важны навыки речевого общения со взрослыми и сверстниками, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Как показали исследования психологов, у шестилетних детей преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная работа даже на протяжении непродолжительного времени приводит к утомляемости детей. Эта особенность определяет необходимость частой смены видов деятельности ребенка и включает игры в учебный процесс.

Полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Огромный поток информации, в том числе негативного характера, с которым нервная система ребенка не в состоянии справиться, ведет к росту числа таких заболеваний, как нарушение остроты зрения, хронический тонзиллит, сколиоз, «вялая осанка»(причиной которой, наряду с недостатком кальция в организме, медики называют низкую двигательную активность). Он становится раздражительным, возбужденным, либо пассивным, плаксивым. Часто ко времени поступления в школу ребенок превращается в маленького старичка, который считает, что все знает, все умеет, и он уже устал учиться, не хочет играть и общаться с детьми на переменах.

Свежие документы:  Характеристика воспитанника детского сада для поступления в школу

Поскольку ребенок шестилетнего возраста неустанно стремится к движению и действию, сидеть неподвижно на месте для него довольно трудно. Поэтому игра, игровой элемент на занятиях – это возможность такой организации учебного труда малышей, которая, не требуя, слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным. При помощи умело построенной игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний детей.

Большое влияние на развитие познавательной деятельности детей оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления как сравнение, анализ, умозаключение и т.д.

Для успешного вхождения в школьную жизнь, для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Здоровый ребенок, у которого есть желание учиться, который готов к сотрудничеству со сверстниками и учителями – это самый успешный первоклассник.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: