Сказка о Старике Ураныче (сценка, посвящённая проблемам атомной энергетики, 9 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия города Гурьевска

Калининградской области













Сказка о Старике Ураныче

Сценка для учащихся 9 класса,

посвящённая проблемам атомной энергетики





подготовила

учитель географии

Переплетчикова Ольга Вячеславовна













г. Гурьевск

2014




Цель мероприятия:

В занимательной форме познакомить школьников с преимуществами и недостатками атомной энергии, путями решения проблем, возникающих при её использовании.


В сценке участвуют 6 учащихся 9 классов.


Действующие лица:

ученик Егор,

Джинн,

друзья Егора (Алина, Настя, Миша, Тимур)



На сцене стоят стол с книгами, тетрадями, лампой и стул.

За столом сидит мальчик


Е.-(зубрит) Атом – это наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств. Радиоактивность – это способность атомных ядер некоторых элементов спонтанно распадаться, превращаясь в ядра других элементов, с испусканием ионизирующего излучения…


Слышатся голоса «из соседней комнаты» (аудиозапись выполнена заранее):


Голос 1—  О, владыка лампы, я к твоим услугам! Приказывай – получишь!

Голос 2 Кто ты, о, джинн, и что ты можешь делать?
Голос 1—  Я раб лампы и раб того, кто владеет лампой. Требуй от меня, чего хочешь. Если тебе угодно, чтобы я разрушил город или построил дворец, – приказывай!


Е.-Тань, ты чего там смотришь?


Голос 3-«Волшебную лампу Аладдина».


Е. -То «Старик Хоттабыч», то «Лампа Аладдина»… Тань, убавь звук, физику учить мешает!


Голос 3 —Ладно.


Е. -Так, что тут ещё? В процессе протекания цепной реакции деления ядер радиоактивного вещества выделяется огромное количество энергии, используемое для … Ох, как сложно! (Зевает). Что-то спать хочется. Устал я, наверное, пока уроки делал. (Задумчиво проводит рукой по лампе. Засыпает, положив голову на руки)


Звучит восточная музыка

Появление джинна


Д. -Апчхи! Приветствую тебя, о, прекрасный и мудрый отрок!


Е. -Ой, кто Вы? Откуда Вы пришли?


Д. -Я джинн. Я появился из твоей лампы, Егор.


Е. -Из настольной?!


Д. -Конечно. Она ведь электрическая. А к электроэнергии я имею самое прямое отношение. Меня зовут Радиацин Энергин ибн Уран. Можно просто – Энергин Уранович, или даже Ураныч.


Е. -Хм. Типа «Старик Ураныч»?


Д. -Ну, не такой уж я и старец. Я появился на свет вместе с обнаружением явления радиоактивности в конце 19-го века. Так что для джинна я весьма молод!


Е. -Слушай, Ураныч, погоди, я сейчас друзей позову, мне ведь никто не поверит потом, что я с настоящим джинном общался! (по телефону) Алло! Привет, ты где? Да? И наши все с тобой? Заходите ко мне, я вас с джинном познакомлю! Ничего я не выдумываю, сами сейчас убедитесь!

Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Прыжки в высоту способом «перешагивание»" 5 класс

Приходят ребята, здороваются


Е. -Познакомься, это мои друзья. А это джинн Энергин Уранович. Можно просто Ураныч.


Т. -Судя по Вашему имени, Ваше происхождение связано с атомной энергетикой?


Д. -О, да, мой юный друг! И судьба моя полна самых разных приключений, порою весьма печальных. Ведь мы, джинны, служим своему господину, беспрекословно подчиняясь ему. А служить мне доводилось господам разным, и не всегда добрым.


М. -Кажется, я догадываюсь, о каких событиях, связанных с ядерной энергией, говорит почтенный джинн.


А. -Наверняка речь идёт об атомных бомбах, которые были сброшены над японскими городами Хиросима и Нагасаки.


Д. -Совершенно верно, молодые люди!


Н. -Мы знаем. Тогда погибли около 180 тысяч человек.


М. -А сколько пострадали от радиоактивного заражения!


Д. -Мне очень больно осознавать свою причастность к этому чудовищному событию с такими страшными последствиями. Но что я мог поделать? Только плакать. И молиться о том, чтобы служить только добрым хозяевам, которые не станут использовать ядерное оружие. Даже песня такая есть:

Рядом, рядом —
Радость и беда.
Надо, надо
Твёрдый дать ответ:
Солнечному миру —
Да! Да! Да!
Ядерному взрыву —
Нет! Нет! Нет!


(Скандируют на мотив песни А.Пахмутовой, Н.Добронравова «Пока не поздно»)


А. -Но ведь Вы, уважаемый Ураныч, были на службе и у добрых господ?


Д. -О, да. Я и сейчас там состою.


Т. -Где именно?


Е.-Наверняка наш гость говорит об атомных электростанциях.


Д. -Ты совершенно прав, смышлёный отрок. Ведь их польза несомненна.


А. -Мы знаем: ядерная энергетика – надёжный и экологически чистый источник энергии. И вполне доступный. Ведь запасы урана более равномерно распределены по земному шару, чем месторождения нефти, газа и угля.


Е. -А как же ветровая, солнечная, приливная, геотермальная энергия?


Н. -Помнишь, нам говорили на уроке, что эти альтернативные источники энергии неспособны решить проблему энергодефицита в промышленных масштабах и слишком зависимы от географического положения территории.


Д. -В уране, друзья мои, энергия находится как бы в сконцентрированном состоянии. Представьте: из одного килограмма ядерного топлива выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании двух тысяч тонн угля!


Т. -А я читал, что атомные станции могут использоваться ещё и для опреснения воды.


М. -Всё это, конечно, замечательно. Но как быть с авариями – так сказать, с экологической безопасностью?

Свежие документы:  Родительское собрание "Давай никогда не ссориться"



Е. -Да уж, рассказывали нам о Чернобыльской катастрофе и учителя, и родственники!


Т. -А недавняя трагедия «Фукусимы»!


Д. -Увы… Вспоминая об этом, я тоже страдаю, поверьте.


Н. -Вы снова считаете, что дело в злых господах?


Д. -Не надо иронизировать. Такова судьба джинна. Я вынужден подчиняться. Но тут я служил людям, которые оказались в чём-то безответственными, беспечными, а в чём-то – недальновидными. Однако горькие уроки Чернобыля усвоены. В конструкции реакторов внесены изменения.


Е. -Да ведь и другие меры безопасности принимаются?


Д. -Безусловно. Есть особая наука – радиоэкология. Она занимается изучением воздействия ионизирующего излучения на живые организмы.


М. -Ну, да! На выводах радиоэкологов основаны документы, определяющие и безопасную работу ядерных реакторов, и порядок захоронения радиоактивных отходов, …


А. -Вокруг АЭС устанавливается санитарно-защитная зона.


Н. -А ещё на пути радионуклидов организуется ряд преград – барьеров безопасности.


Т. -Послушайте, что пишут на одном серьёзном сайте: «Риски для здоровья людей, живущих в радиусе 40 километров вокруг АЭС, в 100 раз меньше, чем риски от предприятий химической промышленности».


Е. -Ну, знаешь, это же не повод расслабляться!


Т. -Никто и не спорит.


Д. -Знаете, друзья, кроме технических проблем, есть ещё пресловутый, как у вас, у людей, говорят, человеческий фактор! Я помню, что создатель первого ядерного реактора Энрико Ферми говорил, что управлять им так же легко, как вести автомобиль по прямой дороге.


М. -Ага, если водитель соблюдает все правила дорожного движения!


Д. -Вот-вот. Представьте, молодые люди, что вы – работники атомной электростанции. Как бы вы, осознавая все возможные опасности, относились к своим обязанностям?


А. -Ну, во-первых, я бы, как полагается, носила герметичный комбинезон, респиратор, резиновые перчатки. Во-вторых, я бы всё время помнила, что безопасность нашей АЭС зависит и от моих действий.


Т. -Ну, да, я бы тоже понимал, что отвечаю за каждый свой шаг и, в конечном счёте, – за жизнь людей.


Н. -Уж я бы не надеялась на «авось»! Я была бы очень бдительной. Как говорится, надейся на лучшее, но будь готов к худшему!


Е. -А сначала, я думаю, надо хорошенько изучить принципы работы, устройство ядерного реактора, чтобы грамотно реагировать на любую критическую ситуацию!


Д. –Что ж, друзья мои, с такими работниками атомной станции можно быть спокойным за безопасность! Кстати, на службе у гуманных, мудрых хозяев я стал приносить немало пользы не только на АЭС, но и в других сферах.

Свежие документы:  Урок объяснения нового материала "Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения" 9 класс


М. -Вы имеете в виду атомные подводные лодки, ледоколы?..


Д. -Да. А ещё ионизирующее излучение применяют в медицине, в различных технических целях…


А. -И вообще, скоро может настать эпоха термоядерных электростанций, их реакторы гораздо безопаснее ядерных.


Д.— Но обо всём этом долго рассказывать. Мне должны сейчас звонить со строящейся Балтийской АЭС.


Е. -С нашей, которую в Неманском районе возводят?


Д. -Да-да, я приглашён на архиважное совещание по экологическим вопросам ядерной энергетики.


Звонок телефона.


Персонажи отгораживают Егора от зрителей, он садится на стул, кладёт голову на руки и оказывается в той позе, в которой заснул.

Звучит музыка. Все, кроме Егора, уходят со сцены.

Звучит звонок.

Егор просыпается, зевает, потягивается.


Е. -Ой, что это? Я спал? А что это звонит? Это кто-то пришёл? Иду, иду!


Спускается со сцены, слышатся слова «Привет! Привет!». Егор возвращается вместе с ребятами


Е. -Представляете, я такой сон видел. Как будто ко мне в гости пришёл джинн, который, как бы это сказать, олицетворял атомную энергию.


А. -Ну, да, такой джинн смотря к кому в руки попадёт…


Е. -Очень интересные разговоры мы во сне вели. Теперь я думаю, что ядерная физика совсем не скучная.


Т.-Очень полезная наука, я ведь тебе говорил.


Е. -Я даже думаю, может нам после школы и вуза на АЭС работать устроиться?


М. -А что? Всё может быть!


Все участники сценки поют на мотив песни «Большой хоровод» (музыка Б.Савельева, слова Е.Жигалкиной и А.Хайта)


Песня (на мотив песни «Большой хоровод»)

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб улыбки дарить, чтобы крепко дружить,

Чтоб чудесных открытий был мир полон наш,

И залогом успехов стал знаний багаж.


Припев:

Пусть же дарит нам радость большой друг-прогресс,

И наш ядерный век – только благо, не стресс!

Пусть наполнит сердца тёплый свет, добрый свет.

Радиации вредной все скажем мы «нет»!


Мы хотим, чтобы атом был мирным всегда,

И планете родной не грозила беда,

И упорно трудились АЭС без проблем,

И уран приносил только пользу нам всем!


Припев.
















Использованная литература


Акатов А.А. и др. Мой выбор – атомная наука и техника. – СПб.: Синэл, 2009.


Использованные Интернет-ресурсы

https://azku.ru/tyisyacha-i-odna-noch/aladdin-i-volshebnaya-lampa.html



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: