Формирование нравственных ценностей школьника
на уроках литературы
Парфенюк Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Омска, Омской области
Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков, юношества
от одной из самых больших бед – пустоты
души, бездуховности… Настоящий человек
начинается там, где есть святыни души…
В. А. Сухомлинский [5, с. 86]
Огромную роль в решении вопросов духовного и нравственного воспитания молодежи играет современная школа. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас, учителей. При этом роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой.
Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию. Имея огромную силу воздействия, она воспитывает лучшие качества человека [4, с. 146].
Возьмем, к примеру, басни И. А. Крылова, которые, по словам писателя Н. В. Гоголя, «составляют книгу мудрости самого народа» [1, с. 52]. Они помогают зримее чувствовать мир, острее воспринимать жизненные ценности, задумываться о смысле жизни. Каждая басня Крылова «есть мораль в действии» [4, с. 27]. Каждая басня преподает урок, и очень важно, чтобы школьники усвоили эти уроки и поднялись на новую ступень в своем духовном развитии [3, с. 49].
Басни Крылова разоблачают разные изъяны человеческих характеров и учат искусству жить достойно. Читая басню «Демьянова уха», школьники понимают: история вовсе не про конкретных Демьяна и Фоку – она высмеивает навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. Невежд и неучей разоблачает Крылов в баснях «Мартышка и Очки», «Свинья под Дубом». А басня «Ворона и Лисица» осуждает не лукавство и хитрость, а подхалимство и тех, кто верит льстивым словам. В своей басне «Лягушка и Вол» писатель говорит: не будьте излишне самонадеянными, умейте объективно оценивать свои силы.
Басня «Стрекоза и Муравей» знакома школьникам с раннего детства, и большинство ребят понимают ее очень прямолинейно: труженик Муравей правильно наказал бездельницу Стрекозу. Но, на наш взгляд, эта незамысловатая история должна вызывать не только удовлетворение справедливостью трудолюбивого Муравья, но и чувство жалости, гуманного отношения к тому, кто нуждается в помощи. Умение подняться над рассудочностью ради сострадания к ближнему должно стать нормой, мерилом человечности.
Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить свои возможности. «Квартет» также учит слаженной, дружной работе, басня утверждает: только слаженные усилия помогают достичь поставленной цели, только правильное распределение сил ведет к успеху. Убедиться в справедливости этой мысли ученикам помогает урок, который мы проводим в заключение изучения басен – урок-конкурс. Остановимся подробнее на этой форме урока.
Работая в школе много лет, помимо традиционного урока литературы мы использовали различные формы занятий: урок-викторина, урок-путешествие, урок – дидактическая игра. Особенно нравится учащимся урок-конкурс. Как правило, для подобного урока мы берём произведения, над которыми ученики работают самостоятельно, либо это итоговый урок по какому-либо произведению. Подготовка к уроку заключается в следующем: чтение или повторение художественного произведения; самостоятельная работа с материалами учебника; ответы на вопросы по тексту и на теоретические вопросы, связанные с литературоведческим анализом, которые даёт учитель; составление вопросов командам соперников; иллюстрации к произведениям; инсценировка. Все эти задания учащиеся получают за 3-4 недели до урока, так как они требуют серьёзной подготовки и большой совместной работы школьников.
Общение и совместная деятельность ребят имеет особое значение для накопления нравственного опыта. Ученики класса разделены на постоянные группы по 5-6 человек, вместе готовятся к уроку, само занятие (всегда 2 часа) строится как урок коллективной мыслительной деятельности.
Такая организация дает возможность всем ученикам класса участвовать в работе и способствует развитию у них ключевых образовательных компетентностей: познавательной, личностной, самообразовательной, социальной. Составляя группы для коллективной работы, мы учитываем товарищеские связи между ребятами, их взаимные симпатии, уровень подготовленности детей.
Групповая работа дает возможность приобрести такие нравственные качества, как: внимание и доброжелательность к товарищам, тактичность, терпимость к мнениям других, требовательность к себе и одноклассникам, взаимопомощь и другие.
Расскажем о том, как проходит урок-конкурс по басням И. А. Крылова в конце изучения темы «Басни» по программе М. Б. Ладыгина. Задания носят интеллектуальный и творческий характер. В процессе подготовки к уроку ученики понимают, что от участия каждого, от его ответственности зависит общий успех. Уже на этом этапе школьники ощущают себя как часть целого и видят свою роль в коллективе: распределяют задания, ставят цели, самостоятельно приобретают знания, контролируют собственную деятельность. Очень хорошо, если в группе проявится лидер, который пользуется авторитетом у ребят; если нет – необходима помощь учителя.
В начале урока мы обращаем внимание на правила, соблюдение которых создаст атмосферу сотрудничества и творчества: внимательно слушайте вопросы учителя; прислушивайтесь к мнениям своих товарищей по команде;
будьте внимательны к ответам соперников; работайте дружно, доброжелательно, дисциплинированно.
Первая часть урока посвящена жизни и творчеству Крылова. Она включает в себя вопросы, требующие лаконичного ответа. Следующее задание требует переосмысления знакомого материала: каким человеком был Крылов? В этой ситуации проявляется умение анализировать, давать нравственные оценки, а также развивается гибкость применения знаний.
После повторения теоретических аспектов команды составляют памятку «Советы юному баснописцу», при этом они учатся оперировать своими знаниями. Наблюдение за командами в этот момент помогает учителю определить, насколько развиты у ребят навыки общения, ведь именно в отношении друг к другу прежде всего проявляются нравственные качества личности. Это становится материалом учителя для дальнейшего совершенствования взаимоотношений детей в коллективе.
Второй урок более эмоционален и разнообразен, он раскрывает индивидуальные творческие способности и таланты ребят: это работа с иллюстрациями, конкурс моралей (вспомнить басню и придумать ситуацию), конкурс «Литературные вещи» (по предмету узнать басню: тарелка – «Демьянова уха», нотная тетрадь – «Квартет» и т.д.), «Поле чудес». Такие задания и делают урок конкурсом, вносят элемент неожиданности и соревнования. Настоящей кульминацией урока-конкурса является инсценировка, это любимое задание учащихся: они самостоятельно выбирают басню, готовят костюмы, декорации, репетируют – и выступление перед одноклассниками становится миниспектаклем. А зрители всегда очень доброжелательны.
После подведения итогов урока, оценивания и награждения предлагаем учащимся творческое задание: придумать басню, используя нашу памятку. Конечно, далеко не многие сумеют сочинить басню. Но попробуют сделать это большинство ребят. Предлагаем вам лучшую – результат нашего с учениками совместного творчества.
Змея на камешке сидела, Тут видит: шлепает Топтыгин Медведь застыл от удивленья. Но кто не любит льстивых слов? | Умен иль глуп, но, без сомненья, Медведь, мы знаем, туг на ухо, Змею он положил на брюхо Устроилась, в кольцо свернулась,
|
Список использованной литературы
Гоголь. Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. – М.: Дрофа, 2006.
Жуковский В. А. Сочинения, т. 4. – М.; Л.: Художественная литература, 1960.
Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об И. Крылове / В. И. Коровин. – М.: Терра, 1996.
Крылов И. А. Басни. Комедии. Повесть. – М.: Олимп; АСТ, 1999.
Сухомлинский. В. С. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1988.