Донецкая общеобразовательная школа 1-3ступеней № 74
Методические рекомендации для использования
учителями начальных классов
« Использование валеологического
компонента на уроках »
Автор: учитель
основ здоровья Киселева А.Л.
Донецк -2012
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья. Современная школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей — чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр. младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Подтверждением этому служат печальные факты гибели и увечий детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный курс «Основы здоровья». Ведь главные цели и задачи курса это:
Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях;
Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
Мониторинг здоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели:
1 место – сколиоз и нарушение осанки (14 %)
2 место – желудочно-кишечный тракт (9,2)
3 место – другие (19%)
Эти данные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:
Соблюдение режима дня
Умение чередовать умственную и физическую нагрузку
Регулярное и рациональное питание
Двигательная активность
Навыки личной гигиены
Достаточный сон.
Пребывание на свежем воздухе
Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ.
В своей работе я применяю следующие технологии:
Личностно – ориентированные
Игровые
Технологии проблемного обучения
Развивающие технологии
Использование даёт нам:
Повысить результаты обучения и воспитания.
Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
Формирование навыков ЗОЖ.
Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:
Строгое соблюдение режима урока.
Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т.д.).
Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).
Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.
На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене.
У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.
Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
В начале урока выполняются следующие упражнения.
« Растирание ушных раковин и пальцев рук»
Цель: активизирует все системы организма.
Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
« Ленивые восьмёрки»
Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом — другой, затем – сразу обеими руками.
Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.
« Дыхательная гимнастика»
Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
« Поза дерева»
Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя.
« Тренаж со зрительными метками»
Цель: снять зрительное напряжение
В четырёх углах класса фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По команде учителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиеся совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.
В конце работы на уроке.
Цель: обрести спокойствие и уверенность.
Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).
Остановить бег мыслей в голове
Сказать добрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и « этюды для души»
Оздоровительная минутка « Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения.
— В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце
Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой).
Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья.
Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной активной деятельности.
Помогают мне в этом нетрадиционные уроки:
Урок- КВН
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-спектакль
Урок-игра
Урок-викторина
Урок-лекция
Урок — «деловая игра»
Урок-творчество
Урок — «Лесная -газета»
К данному виду урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс. Дети мастерят наглядные пособия, готовят сообщения по дополнительной литературе.
Для мотивации важно обеспечит успех первого занятия, я задаю детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям листики- карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый человек». Они очень радуются этим словам. Здесь на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность неуверенность в себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желания прийти на занятие снова.
Использование валеологического компонента на уроках основ здоровья привело к положительным результатам:
Резко снизился уровень утомляемости;
Сократилось количество простудных заболеваний
Наблюдается стабилизация развития миопии
Повысилась мотивация учения
Наблюдается повышение качества обученности.
Список использованной литературы:
1. Александрова О. А. Комплексная программа здоровья .- м. .Медицина, 1988.- 91 с.
2. Блинов А.С. Учить здоровому образу жизни //Педагогика.- 1993. -№4.
3. Василькова О. И., Васильков В.Н, Кризисы на жизненной дороге молодежи : современное социально—психологическое измерение: Учебно-методический пособие.-Донецк: Каштан, 2006.-362 с.
4.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М., 1968г
5.Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
6.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
7.Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии, 2001г
8.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии, СП.2002г.