Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №7»
Конспект урока по музыке
во 2 классе
«Незнайка знакомится с балетом»
подготовила
учитель музыки второй категории
Пинчук Татьяна Евгеньевна
г. Шарыпово
2011
Цель: Научить детей слышать в танце характер, образное содержание, понимать цветовое изображение; познакомить учащихся с жанром балет, дать представление о составе симфонического оркестра.
Задачи:
Обучающая: на примере балетов П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева дать понятие о жанре «балет», его строении, развитии;
Развивающая: развить музыкальное чутьё на различный характер музыки, научить понимать ее настроение; развить вокальные навыки, исполнительское мастерство;
Воспитывающая: ввести в мир большой музыки, воспитать культуру слушания музыки.
Оборудование и материалы:
— телевизор;
— DVD-проигрыватель;
— DVD-диски с отрывками из балетных спектаклей;
— портреты композиторов С. С. Прокофьева и П. И. Чайковского;
— иллюстрации балетных па, инструментов симфонического оркестра, фортепиано, арфы;
— плакат «Симфонический оркестр»;
— шумовые коробочки.
Ход урока
Организационный момент (вход ребят под музыку марша «Веселый ветер»).
Музыкальное приветствие.
I. Знакомство с составом симфонического оркестра.
Учитель: Сегодня с нашим другом Незнайкой мы снова отправимся в увлекательное путешествие – в театр, где показывают балетные спектакли. Но вначале давайте познакомимся с симфоническим оркестром, потому что все большие произведения исполняются не одним, а несколькими группами инструментов.
Показ плаката «Симфонический оркестр».
Учитель: В Древней Греции оркестром называлось место перед сценой, на которой во время представления трагедий помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр. В составе оркестра основные группы:
Струнные смычковые (играют при помощи смычков);
Показ иллюстраций: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2) Медные духовые (играют при помощи воздуха, который вдувают);
Показ иллюстраций: все трубы, тромбон, валторна.
Деревянные (играют при помощи воздуха, который вдувают);
Показ иллюстраций: флейта, гобой, кларнет, фагот.
Ударные (звуки извлекают ударами).
Показ иллюстраций: треугольник, тарелки, литавры, барабаны.
Иногда, помимо указанных инструментов, добавляются в оркестр фортепиано и арфа.
Показ иллюстраций фортепиано и арфы.
Теперь мы знаем, как выглядит симфонический оркестр, и из каких инструментов он состоит.
II. Работа по теме урока.
Учитель: Главная тема нашего урока – танец. О каких танцах мы с вами уже говорили?
Дети: Полька, Вальс, Танец молодого бегемота, Русский танец, Рок-н-ролл.
Учитель: Дети, как вы думаете, что такое балет?
Дети: Балет — это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
Учитель: Французское слово «ballet» произошло от итальянского «balletto» — танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Представляете, какая это трудная задача — рассказать людям языком танца о победе добра над злом, красоты над безобразием. Ведь очень часто, читая книги, мы представляем себя в том или ином образе. Конечно, все это надо оживить, а может сочинить сказку. Наверное, все мы любим сказки. Сколько замечательных балетов поставлено по сказкам: «Золушка», «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», все не перечислишь. Движением танцоры передают самые разные чувства. И зрители радуются и грустят с героями так же, как если бы слышали их речь.
Ребята, кто читал сказку Золушка? Что же там произошло в сказке?
Дети рассказывают сюжет сказки.
Учитель: Вот представим себе дворец принца, куда прибывают разные гости из самых разных сказок и спектаклей. Мы все будем гостями этого бала. Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку к балету «Золушка».
Прослушивание «Вальса» из балета «Золушка».
Учитель: Какой танец вы прослушали?
Дети: Вальс.
Учитель: Какой характер этого танца?
Дети: Яркий, праздничный, блестящий, игривый.
Учитель: Какой музыкальный образ он рисует?
Дети: Он рисует Золушку, которая хочет попасть во дворец и впервые в жизни отправляется на бал.
Учитель: Этот вальс звучит в самом разгаре бала. А вальс всегда одного характера?
Дети: Нет, потому что музыка изменила свой характер.
Учитель: Почему музыка стала тревожной?
Дети: Стрелки часов стали приближаться к двенадцати.
Учитель: Давайте попробуем оживить всех героев этого танца.
Просмотр видеофрагмента «Вальс» из балета «Золушка».
Учитель: Вот как музыка рассказала о танце и привела нас в балет.
В балете одинаково важны все три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима. Как вы думаете, танец-вальс Золушки – характерный или классический танец?
Дети: Характерный.
Показ иллюстраций с изображением балетных па.
Учитель: Примером классического танца является «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского.
Просмотр видеофрагмента «Танец маленьких лебедей».
Учитель: Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, которые известны во всем мире. Петр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания и чувства человека. Он написал музыку к трем балетам: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Учитель: Какой характер увиденного вами танца?
Дети: Красивый, грациозный, лёгкий, изящный…
Учитель: А какие инструменты вы услышали?
Дети перечисляют инструменты.
Учитель: Как называется большой коллектив людей, играющих на разных инструментах?
Дети: Оркестр.
Учитель: Как называется человек, который руководит оркестром?
Дети: Дирижер.
Учитель: Конечно, мы с вами не сможем показать игру симфонического оркестра, а вот шумовой показать сможем.
Игра в оркестр (дети берут коробочки в руки и повторяют все движения за учителем под музыку).
Учитель: Дети, теперь давайте сделаем упражнения-распевки.
Дети выполняют движения языком; считают до 10 на одном дыхании; исполняют музыкальную попевку «Паровоз» с движением и т.д.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с песней «Мне сегодня весело» (музыка Е. Савельева, слова А. Хайта).
Выразительное исполнение песни учителем.
Разучивание 1-го куплета, работа над текстом и чистотой интонации.
Учитель: А какой характер у песни, которую мы разучиваем?
Дети: Радостная, энергичная, шутливая, задорная…
Исполнение 1-го куплета песни.
Учитель: Ребята, чтобы подвести итог нашего урока, мы посмотрим видеофрагмент из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского — «Вальс цветов».
Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов».
Учитель: Ребята, перед вами лежат рисунки с изображением цветов, давайте разукрасим их по настроению музыки.
Дети рисуют.
Учитель: А теперь давайте посмотрим ваши работы!
Дети показывают свои рисунки.
III. Итог урока.
Учитель: Что на этом уроке было для вас новым?
Дети: Узнали, что такое балет, смотрели видеофрагменты балетов. Послушали, как танец нарисовал нам внутренний мир, чувства, мысли, переживания героев.
Выход детей из класса под вальс П. И. Чайковского из балета «Спящая красавица».
Список использованной литературы
Музыка. 2 класс: поурочные планы (по программе Э. Б. Абдуллина и др. / под науч. руководством Д. Б. Кабалевского) / авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Азбука классического танца. Н. П. Базарова, В. П. Мей. Специальная литература. Издательство: Лань, 2006.
«Музыка» 2 класс. Авт.-сост.: Т. В. Надолинская, А. В. Лушкина, Н. А. Любомищенко. Издательство: Айкен, 1998.
Инструменты симфонического оркестра. Чулаки М. — М.: Музыка, 1972. — 177 с.
Книга об оркестре. Барсова И.А. — М.: Музыка, 1978. — 208 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
DVD-диск «Мариинский театр» г. Санкт-Петербург, 2009.
DVD-диск «Государственный академический большой театр России», 2010.