Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств п. Новозавидовский
____________________________
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
Тема: ГИМНАСТИКА РУК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
___________________
Подготовила: преподаватель МБОУ ДОД
ДШИ п. Новозавидовский
Сапёрова Ирина Геннадьевна
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие сведения о гимнастике рук
2. Принцип осознанного контроля за ощущениями в занятиях гимнастикой
3. Гимнастика рук и её задачи
4. Примерный комплекс упражнений
5. Вспомогательные упражнения для работы над этюдами
Наша жестикуляция и способность к мелким движениям наших пальцев влияют на осознанные и неосознанные процессы. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Уже во 2 веке до н.э. китайские учёные знали о влиянии гибкости пальцев рук на развитие мозга. Они утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
Начинать нужно с самого раннего возраста. Один из приятных видов развития мелкой моторики — это пальчиковые игры. Они широко описаны в методической литературе, их сопровождают весёлые прибаутки и потешки. Когда малыш подрастает, пальчиковые игры уходят из его жизни навсегда. Безусловно, находятся занятия, которые развивают мозг и в более старшем возрасте – пластилин, рисование, игра на инструменте, бисероплетение и много других.
Чтобы добиться успехов в музыке, необходимы три обязательных навыка: слуховой (т.е. возможность слышать), интеллектуальный или ментальный (возможность чувствовать гармонию, мелодию и ритм), и физический (т.е. сила, ловкость и координация).
Музыкальное образование призвано развивать вышеперечисленные навыки. Трудно переоценить значимость развития физических навыков в обучении музыканта.
В дополнение к практической игре на фортепьяно, для повышения контроля над пальцами, большую пользу оказывают гимнастические упражнения для рук.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГИМНАСТИКЕ РУК
Упоминания о гимнастике пальцев обнаруживаются еще у Ф. Куперена, в его трактате «Искусство игры на клавесине». Маэстро советует исполнителям: «Прежде чем сесть за клавесин,.. растягивать пальцы во всех направлениях. Это, кроме того, определенным образом настраивает музыканта и придает ему больше свободы»1.
В XX веке выдающийся теоретик и педагог К. А. Мартинсен также обращается к вопросу специальной тренировки мышечных ощущений. «Если до сих пор, — пишет он, — фортепианная педагогика искала абсолютно верное для всех положение тела, наиболее целесообразный характер движений корпуса, единственно правильную посадку, то теперь стали чересчур легкомысленно относиться к основам мышечного воспитания аппарата пианиста».2
Целесообразными формами занятий Мартинсен считает гимнастические упражнения и упражнения на крышке инструмента. Особое значение он придает этому при первоначальном освоении приемов игры на фортепиано.3
Не стоит думать, что гимнастика рук нужна только начинающим — она полезна на любом этапе совершенствования пианистического мастерства. Известно, что Ф. Лист пользовался ею, будучи в зените славы.
Замечательным советский педагог А.А.Шмидт-Шкловская, открывшая десяткам пианистов дорогу к вершинам пианистического мастерства (причем многих из них она вылечила от профзаболевания рук), считала упражнения в воздухе неотъемлемой частью занятий по формированию техники фортепианной игры. В ее книге можно найти немало прекрасных приемов гимнастических упражнений.4
Большой и интересный комплекс упражнений для рук приведен в книге известного венгерского теоретика и педагога, ученика Б. Бартока Й. Гата «Техника фортепианной игры».5
Если обращаться к современным методикам, интересен комплекс, разработанный Грегом Ирвином. Этот комплекс упражнений может пригодиться также взрослым, — у детей пальчики ещё от природы гибки и эластичны, а вот взрослым уже и разогреть нужно пальцы и потренировать. Программа разработана для развития силы, ловкости, координации, гибкости и независимости в пальцах и кистях.6
В данной работе делается акцент на том, как надо заниматься гимнастикой рук, формулируется принцип осознанного контроля за ощущениями и рассматривается работа над движениями музыканта как часть процесса формирования творческого мышления исполнителя. Последним этапом освоения приема является наличие у учащегося способности мысленно представить движение (при этом все его ощущения должны совпадать с ощущениями от реально выполняемого движения). Такой подход позволяет соединить слуховые представления с представлениями двигательными, что и составляет основу творческого мышления исполнителя.
Исполнительское мышление предполагает развитую способность учащегося к оперированию слухо-двигательными представлениями. Чем четче, яснее, детализированнее представление, тем более осмысленным, самостоятельным будет исполнение. Главенствующая роль в этом процессе безусловно принадлежит слуховым ощущениям, но и двигательные ощущения оказывают влияние на формирование музыкально-исполнительского представления.
Двигательные представления включают в себя ощущения движений рук и пальцев в пространстве плюс ощущения взаимодействия с инструментом (активное осязание, отражение веса, упругости клавиш). Гимнастика может только косвенно влиять на развитие последних. Ее функция — создать наилучшие условия для освоения техники, т. е. максимально развить мышечно-суставные ощущения с минимальной затратой времени.
2. ПРИНЦИП ОСОЗНАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОЩУЩЕНИЯМИ В ЗАНЯТИЯХ
ГИМНАСТИКОЙ
При традиционном методе обучения движения педагог, как правило, демонстрирует прием и описывает внешние проявления движения. О том, какие мышцы работают, какие двигательные ощущения учащийся должен контролировать, обычно нет и речи. Этот метод можно считать простым копированием. Минусы такого способа обучения очевидны. Во-первых, вовсе не однозначно, что внешне похожее движение выполняется с помощью работы тех же мышц и с верным распределением напряжения и расслабления. Во-вторых, не имея внутреннего ориентира для достижения свободы и естественности в движении, учащийся вынужден просто многократно повторять его, а это требует значительной затраты времени.
Все сказанное справедливо и в отношении процесса освоения учащимся гимнастических упражнений, с той только разницей, что в этом варианте нет звукового критерия, сигнализирующего исполнителю о неточности в движениях. Заниматься гимнастикой рук без контроля за работой мышц просто бессмысленно, она может принести вред.
Принцип осознанного контроля за ощущениями в применении к гимнастике рук предполагает освоение упражнений по трем уровням:
— вычленение различных ощущений и умение контролировать напряжение и расслабление работающих мышц;
объединение ощущений и умение переключить внимание в процессе выполнения
упражнений;
умение мысленно воспроизвести движение.
Способность расчленять дает возможность учащемуся самостоятельно находить причины неудобства в игре на фортепиано. Способность объединять ощущения и распределять внимание — одна из предпосылок продуктивности работы. Наконец, мысленное воспроизведение движения в соединении со слуховыми представлениями образует основу музыкально-исполнительского мышления.
Ниже рассматривается процесс освоения гимнастических упражнений по принципу осознанного контроля за ощущениями на конкретном примере.
Условно упражнение названо «потягивание ладони». Данное упражнение тренирует мышцы ладони, что способствует развитию беглости пальцев, растяжению, а также влияет на качество туше, поскольку работа этих мышц связана с активным осязанием.
Выполняется упражнение следующим образом: исходное положение — полусогнутые руки подняты перед собой чуть выше пояса; на счет «раз» ладонь натягивается, как бы «раскрывается», пальцы поднимаются вверх; на счет «два» мышцы ладони расслабляются, ладонь «закрывается», пальцы опускаются.
Первый уровень контроля за ощущениями предполагает осознание работы каждой группы мышц. В данном случае учащемуся следует проследить за активностью мышц ладони, руки и спины.
При контроле за работой мышц ладони важно следить за их натяжением по всей ее внутренней поверхности от запястья до кончиков пальцев, не допускать напряжений поверхности от запястья до кончиков пальцев и не допускать напряжения на внешней стороне. Кроме того, надо научиться фиксировать внимание на расслаблении мышц.
Существенной деталью в этом упражнении является фиксированное положение рук при ритмичной работе ладони. Руки как бы поддерживаются снизу собственными мышцами. Для более ясного осознания этого ощущения можно тренировать расслабление и напряжение этих мышц отдельно. При выполнении любого гимнастического упражнения мышцы спины должны быть активны, как и во время игры на фортепиано. Они обеспечивают общую готовность к действиям и позволяют избежать излишнего напряжения рук. Напряжение и расслабление мышц спины также можно тренировать отдельно.
Поработав таким образом над каждой группой мышц и научившись сосредоточиваться на нужных ощущениях, учащийся получает возможность для перехода на следующий уровень контроля за ощущениями.
Второй уровень контроля за двигательными ощущениями предполагает умение переключать внимание в процессе выполнения упражнения с одних ощущений на другие. В данном случае выполняется несколько ритмичных движений (напряжение и расслабление мышц ладони) с переключением внимания с работы мышц ладони на работу мышц спины и рук.
Научившись контролировать работу мышц на первых двух уровнях, учащийся уже в состоянии представить весь комплекс двигательных ощущений мысленно. Переход к третьему уровню контроля за двигательными ощущениями свидетельствует о полном освоении движения и позволяет в дальнейшей работе за инструментом высвободить внимание исполнителя для контроля за слуховыми ощущениями.
Принцип осознанного контроля за ощущениями действителен и в занятиях за инструментом. Его основное преимущество в гораздо более быстром и надежном освоении приемов. Один раз почувствовав правильную работу мышц, учащийся всегда сможет воспроизвести её. Кроме того, внутренний ориентир позволяет с большим успехом работать над самостоятельным совершенствованием пианистической техники.
3. ГИМНАСТИКА РУК И ЕЕ ЗАДАЧИ
Первая задача — сформировать и развить способности к расчлененному осознанию мышечно-суставных ощущений.
Есть два диаметрально противоположных способа преодоления технических трудностей. Первый — усложнение материала (варианты, удвоения и. д.). Тот, кто идет по этому пути, должен затратить массу времени, усилий, чтобы пробраться сквозь «заросли» этих самолично взращенных трудностей. Но напрашивается вопрос: оправданы ли такие затраты? И еще один — не менее существенный — а понята ли сама сущность движения, не придется ли на другом, возможно принципиально сходном материале проделывать все сначала?
Суть второго способа в предельном упрощении материала, расчленении сложного движения на простые составляющие. Тот, кто действует в этом направлении, неизбежно столкнется с необходимостью овладеть искусством осознавать, расчленять и объединять ощущения. Если в первом способе формируется стандартный навык, то во втором —анализ и синтез ощущений позволяет в дальнейшем модифицировать технический прием в соответствии с музыкальными задачами.
Способность к расчлененному осознанию мышечно-суставных ощущений формируется на основе принципа осознанного контроля за ощущениями.
Вторая задача — освоить имитацию основных пианистических приемов.
Эта задача является как бы продолжением первой. Способность контролировать ощущения создает базу для приобретения фортепианной техники, а знание приемов дает возможность преодолевать любые технические трудности в работе над музыкальным произведением.
Эта задача уже непосредственно связана с игрой на фортепиано.
Каждый новый технический прием осваивается поэтапно:
I этап— подготовительное упражнение в воздухе,
II этап — имитация движения на крышке инструмента,
III этап — звучащее исполнение.
Знать структуру основных пианистических движений должен каждый. На этом знании основывается дальнейшее самостоятельное совершенствование приема.
Поэтапное освоение одного из простейших приемов — исполнения гаммообразных пассажей легато — следующее:
предварительно выясняется структура движения. Оно состоит из равномерного движения руки вдоль клавиатуры и свободного взмаха пальцами;
на 1 этапе нужно добиваться расчлененного осознания работы пальцев и руки.
Выполняется такое упражнение: рукой рисуют в воздухе одну линию (лучше круг) и одновременно ритмично помахивают пальцами;
— на II этапе рука перемещается вправо и влево по крышке рояля. Одновременно ритмично работают пальцы.
— на III этапе исполняется гаммообразный пассаж. Вначале контролируется каждый
пальцевый взмах, затем укрупняются контролируемые единицы (например, по два звука, по
четыре и т. д.).
4. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Все упражнения могут с успехом применяться и для устранения двигательных дефектов в игре на любом музыкальном инструменте, а также для достижения пластичности и свободы в дирижировании.
I. Упражнения, развивающие ощущения цельности руки
В этой группе упражнений необходимо контролировать следующие ощущения: активность мышц спины (под лопатками), мышц руки (с внутренней стороны) и ладони и чувствовать кончики пальцев, рисующих в воздухе фигуры (круги, полукруги, восьмерки и т. д.). Во всех движениях рука образует единое целое от кончиков пальцев до спины.
Упр. N 1.
Исходное положение: рука вытянута вперед чуть выше пояса ладонью вниз. Кончики пальцев ведут за собой всю руку, рисуя полукруги сначала несколько раз вверх, потом — вниз.
Упр. N 2.
Исходное положение: руки подняты в стороны на уровне плеч ладонями вниз. Кончики пальцев ведут за собой всю руку, рисуя небольшие круги, в одну и в другую сторону.
Упр. N 3.
Исходное положение: рука вытянута перед собой на уровне плеч. Кончики пальцев ведут за собой всю руку, рисуя волнистую линию. Можно выполнять упражнение одновременно двумя руками в разные стороны.
II. Упражнения, развивающие мышцы ладони
Эти упражнения выполняются из исходного положения: руки подняты перед собой, локти согнуты, ладони вниз, кисть чуть выше запястья. При выполнении упражнений необходимо контролировать следующие ощущения: активность мышц спины (спина прямая, подтянутая); напряжение мышц рук с внутренней стороны (мышцы как бы поддерживают руки на воздухе); ритмичность работы мышц ладони.
Упр. N 1.
На счет «раз» ладонь натягивается, как бы «раскрывается» с запястья до кончиков пальцев. Пальцы при этом поднимаются вверх. На счет «два» мышцы ладони расслабляются, пальцы опускаются, ладонь «закрывается». Кисть не должна опускаться ниже запястья, иначе теряется связь мышц ладони и руки.
Упр. N 2.
На счет «раз» быстро раскрыть ладонь и тут же прекратить натяжение мышц. Пальцы при этом как бы сами упадут, ладонь закроется. На счет «два» проконтролировать освобождение. Кисть все время находится в исходном положении.
Упр. N 3.
На счет «раз» раскрыть ладонь, на счет «два» схватить первый палец в кулак. Можно чередовать медленное раскрытие с энергичным схватыванием и наоборот.
Ш. Упражнения, развивающие активность пальцев
Эти упражнения выполняются из исходного положения упражнений II группы. Так же, как и в них, активны мышцы спины, руки, ладони. Кроме этого, необходимо чувствовать кончик пальца, рисующего фигуры.
Упр. N1.
При натянутой ладони рисовать кончиком каждого пальца по очереди круги в одну и другую сторону. Палец не должен сгибаться.
Упр. N 2.
Натянуть ладонь, пальцы вверх. Соединить 2-й и 3-й пальцы. Разводя их в стороны, нарисовать кончиком каждого пальца по полукругу и соединить их внизу. Таким же образом вернуться в исходное положение. Проделать упражнение каждой парой пальцев.
Упр. N 3.
Натянуть ладонь, пальцы поднять вверх. На счет «раз» опустить 2-й палец, на счет «два» поменять местами 2-й и 3-й пальцы (2-й идет вверх, 3-й — вниз). Упражнение выполняется каждой парой пальцев по несколько раз.
IV. Упражнения для развития подвижности суставов пальцев
Исходное положение, как и в предыдущей группе. Проверять активность мышц спины и руки, сосредоточивать внимание на работающем суставе, следить за постоянным натяжением мышц ладони.
Упр. N1.
Сгибать каждый палец по несколько раз сначала в первом суставе, затем во втором и наконец в третьем.
Упр. N 2.
На счет «раз» раскрыть ладонь, пальцы выпрямить. На счет «два» согнуть все суставы пальцев, при этом их кончики должны коснуться оснований.
В этом упражнении можно чередовать энергичное выпрямление пальцев с замедленным сгибанием и наоборот.
V. Упражнения, развивающие гибкость кисти. Упр. N 1.
Круговые движения кистью в разные стороны. Упр. N 2.
На счет «раз» ударить кончиками пальцев по ладони, как можно ближе к запястью. На счет «два» ударить по середине ладони, на счет «три» — у основания пальцев. Повторить упражнение несколько раз.
VI. Упражнения, развивающие подвижность локтевого сустава
Исходное положение, как во второй группе. Только концы пальцев при натянутой ладони опущены вниз, как бы охватывая большой шар. Это положение кисти и пальцев остается неизменным при выполнении движений.
Упр. N 1.
Сохраняя исходное положение кисти и пальцев, чертить круги в воздухе, вращая руку в локтевом суставе, внимание направить на кончики 2-го и 5-го пальцев. Эти движения применяются при исполнении скачков.
Упр. N 2.
Выполняются маховые движения вниз, рука сгибается и выпрямляется в локтевом суставе. Это движение применяется при исполнении октав и аккордов.
Упр. N 3.
Энергичным движением поворачивать руку вокруг оси, которая проходит от 3 пальца до локтя, сначала несколько раз к 5 пальцу, потом к 1. Это движение (ротация) применяется при исполнении тремоло, трелей и других подобных фигур.
VII. Упражнения для развития свободы и подвижности плеча
Выполняются все упражнения предыдущей группы, только на выпрямленной руке. При этом рука будет работать в плечевом суставе. При зажатости в плече рекомендуются следующие упражнения: исходное положение — мышцы спины активны, руки опущены вниз и расслаблены.
Упр. N 1.
Чертить плечом круги в одну и другую сторону.
Упр. N 2.
Поднимать и опускать плечи.
Упр. N 3.
Двигать плечом вперед и назад. Плечи не поднимать.
VШ. Упражнения для развития координации движений руки и пальцев.
Чертить в воздухе всей рукой от плеча различные фигуры (круги, восьмерки и т. д.). Одновременно ритмично помахивать пальцами.
Для тренировки координации движений можно использовать все упражнения II и III групп в сочетании с работой рук.
Предлагаемый комплекс далеко не исчерпывает всех возможных вариантов. Каждый может придумывать новые упражнения в соответствии с проблемами, возникающими во время игры на фортепиано.
Использовать гимнастику рук можно как подготовительные упражнения; как вспомогательное средство при освоении различных технических приемов для ликвидации двигательных дефектов; как тренировку мышц, заменяющую разыгрывание.
Руководствуясь в занятиях принципом осознанного контроля за ощущениями и зная перспективу применения того или иного упражнения в игре на инструменте, учащиеся с помощью гимнастики могут ускоренно осваивать все более сложные технические приемы, что, несомненно, является необходимой составной частью музыкально-исполнительского роста.
IX. Упражнение на развитие подвижности руки Упр. N 1.
Играть отрывок поп legato «вытряхивающим» движением, чувствовать клавишу до начала движения (т. е. рука работает вместе с клавишей). Это упражнение обязательно тренировать на скорость.
5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЭТЮДАМИ
В основном эти упражнения преследуют ту же цель, что и гимнастика рук, но в отличие от гимнастики, в них особое внимание уделяется осязанию и ощущениям управления клавишами. Играть упражнения рекомендуется piano, по небольшим отрывкам этюда, выбирая наиболее важные в данный момент приемы.
I. Упражнения для устранения скованности в пальцевых движениях Упр.№1
Выполняется аналогично упражнению N 1 второй группы. Еще до начала движения палец соприкасается с клавишей. На счет «и» — представить звук, на счет «раз» — палец как бы отталкивает клавишу, ладонь раскрывается (контролировать касание молоточком струны), на счет «два» ладонь уже закрыта, а палец, играющий следующий звук, спокойно лежит на клавише. Активно выполняется только раскрытие ладони, опускаются же пальцы самопроизвольно, в результате прекращения натяжения мышц.
Упр. № 2.
Первая часть выполняется, как и в предыдущем упражнении, но после раскрытия ладони следует энергично «схватить» пальцем клавишу (ладонь естественно закроется). Вторая половина упражнения должна выполняться энергичнее первой.
II. Упражнение для развития осязательных ощущений Упр. №1.
До начала движения палец соприкасается с клавишей. На счет «и» — представить звук, на счет «раз» — палец делает скользящее движение по клавише и выпрямляется, касаясь клавиши подушечкой, ладонь при этом раскрывается, на счет «два» — движением «к себе» палец возвращается в исходное положение. Повторять движение дважды на одном тянущемся звуке. Это упражнение можно выполнять одновременно всеми пальцами по позициям этюда. От развитости ощущений управления клавишами и разнообразия способов прикосновения пальца к клавише в очень большой степени зависит качество звука.
IV. Упражнение на развитие скорости пальцевых движений Упр. №1
Положить два соседних пальца (например, 1-й и 2-й) на клавиши. Упражнение имитирует короткий форшлаг.
Звуки должны появляться почти одновременно. Если основной звук играется вторым пальцем, то он активно «схватывает» клавишу в то время, как первый, наоборот, как бы отталкивает клавишу. Это упражнение помогает координации активности и освобождения мышц ладони. Считать так: «и» — представление звучания, «раз» — движение с последующим мгновенным освобождением мышц, «два» — фиксация внимания на покое руки.
Упр. №2.
Положить пальцы сразу на всю позицию, затем одним быстрым движением «схватить» все клавиши по очереди, «прокатиться» по струнам. Освободить руку следует уже на следующей позиции. То же самое упражнение проделать на одном движении пальцев «от себя» (к концу движения все пальцы должны быть подняты, как веер).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Всегда работать над небольшим отрывком этюда — так легче сосредоточиться и
поставить конкретные задачи.
Начинать и заканчивать работу над этюдом в медленном темпе.
Никогда не играть подряд несколько раз в быстром темпе, даже какой-либо отрывок, т.
к. это ослабляет внимание и приводит к механическому зазубриванию или к «забалтыванию».
Обязательно ежедневно тренировать свои представления, работая без инструмента как
по нотам, так и без нот.
Если во время исполнения почувствуется усталость в руках, то сразу следует проверить
работу мышц спины (возможно они не достаточно активны и поэтому вся нагрузка ложится на
более слабые мышцы рук). После этого нужно проверить опору на струны.
Не позволять себе играть с перенапряжением — так никогда не добиться технического
прогресса. Надо остановиться, проанализировать свои ощущения и постараться определить
причину зажатости.
Ежедневно заниматься гимнастикой рук 5-10 минут — это поможет всегда быть «в
форме».
Необходимо помнить, что исполнение на инструменте должно всегда вызывать чувство
радости, и стремиться к этому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шмидт-Шкловская А.А. «О формировании пианистических навыков» — Л., 1985
2. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. — М., 1973.
3. Гат Й. Техника фортепианной игры. – М., 1967
4. Ирвин Г. Гимнастика для пальцев/Lorraine C., Gregory G. Irvin. Finger Fitness. www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1878861
www.klavogonki.ru/forum/academy/76/
1 Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. — М., 1973.
2 Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. — М., 1974.
3 См.: Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. — М., 1966. — С. 151-153
4 Шмидт-Шкловская А.А. О формировании пианистических навыков. — Л., 1985.
5 Гат Й. Техника фортепианной игры. – М., 1967.
6 Ирвин Г. Гимнастика для пальцев/Lorraine C., Gregory G. Irvin. Finger Fitness.