Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского»
Гатчинского муниципального района Ленинградской области
Методическая разработка:
Плавание в школьной программе по физической культуре
для учащихся 2 – 3 классов.
подготовила:
учитель физической культуры
Варшавская Ирина Юрьевна
2012 г.
С.-Пб
ОГЛАВЛЕНИЕ:
2 | |
1.1. Актуальность проблемы. | 3 |
2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ УЧАЩИХСЯ 8 – 9 ЛЕТ. | 3 |
2.1. Освещенность в методической литературе. | 3 |
2.2.Пояснительная записка | 4 |
2.3. Общая характеристика курса. | 6 |
2.4. Место учебного курса в учебном плане. | 7 |
2.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса. | 7 |
2.6. Содержание курса. 2.6.1. Знания о физической культуре. | 10 10 |
2.6.2. Способы физкультурной деятельности. | 11 |
2.6.3. Физическое совершенствование | 11 |
2.7. Общие рекомендации по освоению курса. | 12 |
2.8. Планируемые результаты. | 13 |
2.9. Тематическое планирование. | 14 |
2.10. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. | 27 |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ | 28 |
ЛИТЕРАТУРА | 29 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Не для кого не секрет, что главной проблемой воспитания подрастающего поколения, в последние годы, является ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. Дефицит двигательной активности тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. За последние годы более чем в 2 раза увеличилось число детей с хроническими заболеваниями и детей «группы риска». Поэтому формирование установки на занятия физической культурой является важным аспектом воспитания учащихся.
В связи с тем, что становление двигательных умений и навыков, и соответственно достижение оздоровительного эффекта от физической нагрузки требуют значительного времени, в 2002 г Министерством образования и науки РФ было принято решение о введении в программу по физической культуре 1 – 11 классы образовательных учреждений третьего часа физической культуры. В большинстве школ, в том числе и в нашей гимназии, в связи с увеличением количества уроков физической культуры возникла острая проблема нехватки помещений. На основании письма Минобрнауки РФ от 8.10.10 г, в котором даны рекомендации по реализации третьего часа физкультуры и нашей рабочей программы, разработанной на основе авторской программы В.И. Ляха и А.А. Зданевича и имеющей оздоровительную направленность, для разных классов мы подбирали различные формы занятий. Они подбирались в соответствии с особенностями учащихся и возможностями нашего учебного заведения: аэробика, фитнес, плавание и т.п.
Своего бассейна гимназия не имеет, и руководствуясь методическими указаниями по использованию территориальных спортивных объектов в качестве межшкольных центров, изложенных в письме Минобрнауки от 7.09.10 г. и Минспорттуризма России от 13.09.10 г., в рамках сотрудничества использует бассейн городского Дома Физкультуры. К сожалению возможности данного сотрудничества ограничены временем, и освоение раздела плавание на всех ступенях школьного обучения не возможна. Наиболее оптимальным возрастом, по мнению большинства специалистов, для решения задач обучения плаванию является возраст 7 – 9 лет. Поэтому работа проводилась прежде всего с учащимися 1 – 2 классов.
1.1. Актуальность проблемы.
Необходимость обучения плаванию является одной из самых актуальных в системе школьного физического воспитания, так как в настоящее время подготовка остается еще очень низкой. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью, это дети школьного возраста. Поэтому умение плавать это жизненно необходимый навык. А однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. При должной не только практической, но и теоретической подготовке, работе с родителями, поддерживать и развивать полученные на уроках умения и навыки, учащиеся в дальнейшем смогут и самостоятельно, под контролем родителей в свободное от учебы время, особенно в периоды летних каникул.
Традиционная школьная программа по плаванию, как правило, рассчитана на 10 – 15 часов подготовки в год. Такая система не только создает трудности при организации занятий, но и в связи с большими перерывами между циклами обучения, значительно снижает прочность усвоения и приобретения навыков плавания. Создание и использование рабочей программы курса по обучению плаванию учащихся 2 – 3 классов, рассчитанной на 2 года, по 34 часов в год в рамках третьего урока физкультуры, позволит, на наш взгляд решить одну из социально значимых задач нашего времени. Поэтому мы поставили себе задачу создать такую программу и опробовать ее в работе с учащимися гимназии.
2. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ УЧАЩИХСЯ 8 – 9 ЛЕТ.
2.1. Освещенность в методической литературе.
Основой для создания рабочей программы курса обучения плаванию в системе третьего урока физкультуры послужили анализ методической литературы, программ по обучению плаванию в системе физического воспитания школьников, рекомендации учителей физкультуры, инструкторов и тренеров по плаванию. В этих материалах достаточно хорошо освещены средства и различные технологии по обучению плаванию детей различного возраста, но нет компактной программы для обучения детей спортивным способам плавания, с описанием оптимальных условий организации и построения занятий в условиях использования третьего часа физической культуры на протяжении одного учебного года.
2.2.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по предмету «Физическая культура»
Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни, положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Выработать у учащихся положительный интерес к упражнениям в воде и овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
Обучить технике основных стилей спортивного плавания – кроль на груди, на спине.
Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества.
Прививать необходимые знания в области гигиены, физической культуры, спортивного и прикладного плавания.
Воспитывать высокие нравственные качества.
2.2. Структура программы.
В содержании курса выделены следующие разделы: «Знания о физической культуре», «Способы физкультурной деятельности», «Физическое совершенствование».
В разделе «Знания о физической культуре» представлены общие понятия о физической культуре и ее составляющей – плавании.
Раздел «Способы физкультурной деятельности» раскрывает способы организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой вообще и плаванием в частности; наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, а также способы организации и проведения игр в воде.
В разделе «Физическое совершенствование» раскрывается физкультурно-оздоровительная и спортивно- оздоровительная деятельность, ориентированная на усвоение учащимися упражнений в воде и овладение способами плавания, а также умение играть в подвижные игры и эстафеты с использованием разученных действий в воде.
В тематическом планировании отражены темы основных разделов программы и даны характеристики видов деятельности учащихся. Эти характеристики ориентируют учителя на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания этого учебного курса.
В программе освоения физических упражнений и способов двигательной деятельности сочетается с получением учащимися соответствующих знаний. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить темы по истории плавания, возникновении олимпийского движения, о роли плавания в физическом совершенствовании, правилах личной гигиены, самоконтроле, закаливании и др.
Формами организации занятий по данной программе являются уроки, которые состоят из разминки на суше (7 – 10 мин), основной части, посвященной общей и специальной подготовке (25 – 30 мин) и заключительной части, как правило включающий спокойное плавание и дыхательные упражнения (5 – 10 мин).
2.3. Общая характеристика курса.
Плавание можно по праву отнести к народному виду спорта, потому – что оно тесно связано с бытом, трудом и военной деятельностью. Плавание является важнейшим средством воспитания.
Занятия плаванием наилучшим образом помогают реализовать оздоровительное направление любой программы. Оно является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию, укреплению здоровья. Содействует развитию сердечно-сосудистой и дыхательных систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка. Плавание спортивными способами гармонично развивает все группы мышц. Систематические занятия развивают и совершенствуют основные двигательные качества: выносливость, силу, быстроту, гибкость, координацию. Упражнения, выполняемые в воде, оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышают эмоциональную устойчивость.
Плавание, при соблюдении ряда правил, довольно безопасное занятие, так как исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие подобные.
Плавание – незаменимое средство для устранения различного рода нарушений опорно- двигательного аппарата у детей. Особенно всего, что связано с нарушениями осанки и причинами, которые к этому приводят.
Результатами занятий по данной программе является овладение учащимися содержанием курса по плаванию, как базовой составляющей физической культуры, как гармоничного развития, а именно:
укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;
развития физических качеств, необходимых для успешного освоения техники плавания кролем на груди и спине;
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, физическая культура способствует развитию личностных качеств и является средством формирования у школьников компетенций. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
2.4. Место учебного курса в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение физической культуры во 2-м и 3-м классах выделяется по 102 часа в год при 3-х разовых занятиях в неделю. Для занятий по курсу «Физическая культура. Плавание» можно выделить 1 ч в неделю, по 34 часа в год соответственно.
2.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса.
В результате изучения курса «Физическая культура. Плавание» во 2-х и
3-х классах, должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных и видах и формах физкультурной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:
формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья, позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность;
формирования навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;
обнаружения ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
взаимодействия со сверстниками по правилам проведения игр и соревнований;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием упражнений на воде (особенно в дни летних каникул);
изложение фактов истории развития плавания, Олимпийских игр, характеристика роли плавания и его значение в жизнедеятельности человека, его место в спорте, физической культуре;
измерение индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела);
развитие основных физических качеств; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
овладение основами плавания в глубокой воде, умение нырять и проплывать под водой с открытыми глазами;
выполнение правильных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) при демонстрации изученных стилей плавания;
преодоление дистанции не менее 25 м одним из разученных способов плавания;
преодоление дистанции не менее 50 м сочетанием различных, в том числе прикладных, видов плавания;
умение выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на воде, играть в подвижные игры.
2.6. Содержание курса.
2.6.1. Знания о физической культуре.
Физическая культура и ее составляющая – плавание. Понятие «физическая культура». Плавание – одна из составляющих физической культуры. Плавание – неотъемлемая часть физической культуры человека. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства для укрепления здоровья. Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Правила безопасного поведения.
Из истории физической культуры. Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. Виды водного спорта. Основные организации российского спорта. Всероссийская федерация плавания. Олимпийские виды спорта.
Специальные и подготовительные упражнения для освоения с водой. Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием.
2.6.2. Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление распорядка дня. Выполнение общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях, способствующих развитию основных двигательных качеств. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений пловца (имитации «поплавка»; скольжения, стоя на полу; движения рук и ног при плавании кролем на груди и спине; движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди – стоя на месте и в сочетании с ходьбой; стартового прыжка). Подбор упражнений для самостоятельных занятий по плаванию во внеурочное и каникулярное время.
Самостоятельные наблюдения за гармоничным физическим развитием. Самоконтроль за осанкой. Самоконтроль за дыханием при выполнении упражнений в воде. Наблюдение за влиянием упражнений на развитие различных групп мышц.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведения игр на воде (как во время занятий, в отведенное для самостоятельных игр время, так и во время летних каникул под наблюдением родителей).
2.6.3. Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Общеразвивающие и и подготовительные упражнения. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца («поплавок», «Звездочка», «медуза», «стрелочка» и т.п., в том числе в сочетании с дыхательными упражнениями). Упражнение на овладение спортивными стилями плавания. Плавание кролем на спине (движение ног с опорой руками о бортик, плав. средства, без опоры; движение руками по разделениям и в согласовании, с применением плав. средств и без них; согласование движений рук и ног; согласование движений рук с дыханием; плавание в полной координации). Плавание кролем на груди (движение ног с опорой руками о бортик, плав. средства, без опоры; с задержкой дыхания и в согласовании с дыханием; движение руками по разделениям и в согласовании, с применением плав. средств и без них; с задержкой дыхания и в согласовании; согласование движений рук и ног; плавание в полной координации) Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности. Старт из воды. Стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением. Поворот разворотом. Развитие основных двигательных качеств. Посредством тематических упражнений в процессе уроков. Проплывание различных отрезков с различной скоростью с применением плав. средств и без них. Игры: «Кто быстрее?», «Кто дальше проскользит?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Пятнашки с поплавками» и др.
2.7. Общие рекомендации по освоению курса.
Для освоения курса применяются в сочетании различные методы: словесный, наглядный, практический и т д.
Для разучивания нового движения рекомендуется сначала объяснить и показать имитацию на суше, затем выполнение имитационного упражнения на суше, затем показ упражнения в воде (при помощи подготовленного пловца или с использованием видеоматериалов) и только потом предоставить детям возможность выполнения нового упражнения в воде.
Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. На группе из 25 человек (численность обычного класса городской школы) должны присутствовать два взрослых – учитель физической культуры (за которым закреплен класс) и инструктор по плаванию (его мы получаем по договору при аренде бассейна). Некоторые методисты рекомендуют разделение класса на 3 – 5 подгрупп в зависимости от исходной подготовки учащихся. Но в реальных условиях оптимально деление на 2 подгруппы: основная и группа слабоподготовленных детей. С основной группой работает учитель физической культуры, со слабыми детьми инструктор по плаванию. В группе менее подготовленных детей увеличивают время для выполнения упражнений подготовительных и специальных для освоения с водой и формирования навыка правильного дыхания. После выполнения проверочных и контрольных упражнений за 1 полугодие распределение детей по группам бывает целесообразно изменить. Внутри групп учитель и инструктор при выдаче заданий и определении нагрузки осуществляет дифференцированный подход к учащимся, регламентирую им индивидуальную нагрузку, в зависимости от успешности или не успешности их действий.
2.8. Планируемые результаты.
По окончании 2-го класса учащиеся должны уметь:
знать и выполнять специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде;
проплывать кролем на спине с соблюдением основных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) не менее 15 м;
проплывать кролем на груди с соблюдением основных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) не менее 15 м;
проплывать любым способом или сочетанием нескольких способов, в том числе прикладных не менее 25 м;
выполнять упражнения в воде с заданной дозировкой нагрузки;
знать и выполнять правила безопасного поведения в воде и около воды.
По окончании 3-го класса учащиеся должны уметь:
знать и выполнять специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде;
проплывать кролем на спине с соблюдением основных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) не менее 25 м;
проплывать кролем на груди с соблюдением основных технических действий (правильное дыхание, координация работы рук и ног) не менее 25 м;
проплывать любым способом или сочетанием нескольких способов, в том числе прикладных не менее 50 м;
выполнять упражнения в воде с заданной дозировкой нагрузки;
знать и выполнять правила безопасного поведения в воде и около воды.
Контрольные нормативы:
Класс | мальчики | девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | ||
Плавание 25 м вольный стиль | 2 | 50 с | без учета | 15м без учета | 1.00.0 | без учета | 15м без учета |
3 | 40 с | 50 с | без учета | 50 с | 1.00.0 | без учета |
2.9. Тематическое планирование.
2 класс
Практическое содержание | Характеристика видов деятельности. | |
Знания о физической культуре – теоретическая подготовка. ( в процессе занятий) | ||
Понятие «физическая культура». Плавание – одна из составляющих физической культуры.
| Получение знаний о физической культуре и плавании, как одной из ее составляющих. | Получают практику пересказа о физической культуре и плавании, как одной из ее составляющих. |
Гигиена плавания и купания. | Получение знаний о гигиене плавания и купания. | Получают практику пересказа о гигиене плавания и купания. |
Правила безопасного поведения. | О правилах безопасного поведения. | Получают практику письменных ответов на тестовые вопросы о правилах безопасного поведения. |
Из истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. | Получение знаний об истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. | Получают практику самостоятельного подбора информации из различных источников и оформления краткого письменного сообщения об истории возникновения и развития Олимпийских игр и плавания. |
Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием. | Получают знания о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования. | Получают практику пересказа о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования. |
Распорядок дня. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений. | Получение знаний о правилах составления распорядка дня и необходимости включения в него комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Получения знаний о правилах выполнения комплексов упражнений в домашних условиях. | Получают практику составления распорядка дня и практику самостоятельного выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца в домашних условиях. |
Общеразвивающие и специальные упражнения на суше (2 ч) | ||
Общеразвивающие упражнения. | Получение умений выполнять различные комплексы общеразвивающих упражнений | Получают практические умения выполнять общеразвивающие комплексы упражнений. |
Специальные (имитационные) упражнения | Получение умений в выполнении специальных (имитационных) упражнений | Получают практические умения в выполнении специальных (имитационных) упражнений. |
Подготовительные упражнения для освоения с водой (5 ч) | ||
Дыхательные упражнения в воде | Получение умений выполнять правильный выдох в воду | Получают умение правильно выполнять выдох в воду |
Упражнения с погружением и всплыванием | Получение умений находится в воде в безопорном положении | Получают умения находится в воде в безопорном положении. |
Упражнения для освоения горизонтального положения тела | Получение умений находится в воде в горизонтальном положении | Получают умения находится в воде в горизонтальном положении. |
Упражнения для освоения скольжения | Получение умений совершать инерционное движение в горизонтальном положении | Получают умение совершать инерционное движение в горизонтальном положении. |
Упражнения для обучения плаванию способом кроль на спине (10 ч) | ||
Упражнения для обучения технике движений ногами | Получение умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на спине. | Получают умение выполнять движения ногами при плавании на спине. |
Упражнения для обучения технике движений руками | Получение умений правильно выполнять движения руками при плавании кролем на спине | Получают практические умения выполнять движения руками при плавании кролем на спине |
Упражнения для обучения технике согласования движений рук и ног при плавании кроль на спине | Получение умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине | Получают практические умения выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине |
Упражнения для обучения технике согласования рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине. | Получение умений плавания в полной координации способом кроль на спине | Получают практические умения плавать способом кроль на спине. |
Упражнения для обучения плаванию способом кроль на груди (10 ч) | ||
Упражнения для обучения технике движений ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду | Получение умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. | Получают умение выполнять движения ногами при плавании на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. |
Упражнения для обучения технике согласования движений ног с дыханием. | Получение умений согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди. | Получают умение согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди. |
Упражнения для обучения технике движений руками с произвольным дыханием | Получение умений выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием | Получают умение выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием |
Упражнения для обучения технике согласования движений рук с дыханием | Получение умений согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди | Получают умение согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди |
Упражнения для обучения технике рук и ног в плавании кроль на груди, с задержкой дыхания. | Получение умений выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. | Получают умение выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. |
Упражнения для обучения технике согласованного движения рук, ног и дыхания при плавании кроль на груди. | Получение умений плавания способом кроль на груди в полной координации. | Получают умение плавания способом кроль на груди в полной координации. |
Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности (2 ч) | ||
Упражнения для обучения старту из воды | Получение умений выполнять старт из воды | Получают умения выполнять старт из воды |
Упражнения для обучения старту с бортика бассейна. | Получение умений выполнять старт с бортика бассейна | Получают умение выполнять старт с бортика бассейна |
Упражнения для развития физических качеств (в процессе занятий) | ||
Упражнения с использование плавательных средств | Развитие основных физических качеств | Получают возможность развивать основные физические качества. |
Эстафеты | ||
Подвижные игры | ||
Контрольные упражнения и соревнования (4 ч) | ||
Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине | Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине | Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 2-х классов | Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 2-х классов | Проплывание дистанции до 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
3 класс
Практическое содержание | Характеристика видов деятельности. | |
Знания о физической культуре – теоретическая подготовка. ( в процессе занятий) | ||
Понятие «физическая культура». Плавание – неотъемлемая часть физической культуры человека.
| Получение знаний о физической культуре Получение знания о плавании, как составляющей личной физической культуры человека. | Получают практику пересказа о физической культуре; о плавании, как составляющей личной культуры человека. |
Значение плавания, как средства для укрепления здоровья. | Получение знаний о значении плавания, как средства для укрепления здоровья. | Получают практику пересказа о значении плавания, как средства для укрепления здоровья. |
Поведение в экстремальных ситуациях на воде. Правила безопасного поведения. | Получение знаний о поведении в экстремальных ситуаций на воде. О правилах безопасного поведения. | Получают практику письменных ответов на тестовые вопросы о поведении в экстремальных ситуациях на воде и правилах безопасного поведения. |
Виды водного спорта. Основные организации российского спорта. Всероссийская федерация плавания. Олимпийские виды спорта. | Получение знаний о видах водного спорта, об основных организациях российского спорта; о всероссийской федерации плавания; об олимпийских видах спорта. | Получают практику самостоятельного подбора информации из различных источников и оформления краткого письменного сообщения о видах водного спорта, основных организациях российского спорта, федерации плавания, олимпийских видах спорта. |
Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде. Вспомогательные средства для занятий плаванием. | Получают знания о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования. | Получают практику пересказа о правильном дыхании при выполнении упражнений в воде; о вспомогательных средствах, используемых для занятий плаванием и способах их использования. |
Распорядок дня. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений. | Получение знаний о правилах составления распорядка дня и необходимости включения в него комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца для самостоятельного выполнения в домашних условиях. Получения знаний о правилах выполнения комплексов упражнений в домашних условиях. | Получают практику составления распорядка дня и практику самостоятельного выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений пловца в домашних условиях. |
Общеразвивающие и специальные упражнения на суше (1 ч) | ||
Общеразвивающие упражнения. | Получение умений выполнять различные комплексы общеразвивающих упражнений | Получают практические умения выполнять общеразвивающие комплексы упражнений. |
Специальные (имитационные) упражнения | Получение умений в выполнении специальных (имитационных) упражнений | Получают практические умения в выполнении специальных (имитационных) упражнений. |
Подготовительные упражнения для освоения с водой (2 ч) | ||
Дыхательные упражнения в воде | Совершенствование умений выполнять правильный выдох в воду | Совершенствуют умение правильно выполнять выдох в воду |
Упражнения для совершенствования умения выполнять скольжение | Совершенствование умений совершать инерционное движение в горизонтальном положении | Совершенствуют умение совершать инерционное движение в горизонтальном положении. |
Упражнения для закрепления умения плавания способом кроль на спине (12 ч) | ||
Упражнения для закрепления техники движений ногами | Закрепление умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на спине. | Закрепляют умение выполнять движения ногами при плавании на спине. |
Упражнения для закрепления техники движений руками | Закрепление умений правильно выполнять движения руками при плавании кролем на спине | Закрепляют практические умения выполнять движения руками при плавании кролем на спине |
Упражнения для закрепления техники согласования движений рук и ног при плавании кроль на спине | Закрепление умений выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине | Закрепляют практические умения выполнять согласованные движения рук и ног при плавании кроль на спине |
Упражнения для закрепления техники согласования рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине. | Закрепление умений плавания в полной координации способом кроль на спине | Закрепляют практические умения плавать способом кроль на спине. |
Упражнения для закрепления техники плавания способом кроль на груди (12 ч) | ||
Упражнения для закрепления техники движений ногами с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду | Закрепление умений правильно выполнять движения ногами при плавании кролем на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. | Закрепляют умение выполнять движения ногами при плавании на груди с задержкой дыхания, с произвольным дыханием, с выдохом в воду. |
Упражнения для закрепления техники согласования движений ног с дыханием. | Закрепление умений согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди. | Закрепляют умение согласовывать движения ногами с дыханием при плавании на груди. |
Упражнения для закрепление техники движений руками с произвольным дыханием | Закрепление умений выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием | Закрепляют умение выполнять движения руками при плавании кроль на груди с произвольным дыханием |
Упражнения для закрепления техники согласования движений рук с дыханием | Закрепление умений согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди | Закрепляют умение согласовывать движения руками с дыханием при плавании кролем на груди |
Упражнения для закрепления техники рук и ног в плавании кроль на груди, с задержкой дыхания. | Закрепление умений выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. | Закрепляют умение выполнять согласованное движение рук и ног при плавании кроль на груди с задержкой дыхания. |
Упражнения для закрепления техники согласованного движения рук, ног и дыхания при плавании кроль на груди. | Закрепление умений плавания способом кроль на груди в полной координации. | Закрепляют умение плавания способом кроль на груди в полной координации. |
Упражнения для подготовки к соревновательной деятельности (2 ч) | ||
Упражнения для закрепления умения выполнять старт из воды | Закрепление умений выполнять старт из воды | Закрепляют умения выполнять старт из воды |
Упражнения для обучения старту с тумбочки. | Получение умений выполнять старт с тумбочки | Получают умение выполнять старт с тумбочки |
Упражнения для развития физических качеств (в процессе занятий)
| ||
Упражнения с использование плавательных средств | Развитие основных физических качеств | Получают возможность развивать основные физические качества. |
Эстафеты | ||
Подвижные игры | ||
Контрольные упражнения и соревнования (4 ч) | ||
Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Контрольное упражнение: проплывание дистанции способом кроль на спине | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 3-х классов | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
Соревнование на первенство гимназии по плаванию на дистанцию 25 м способом кроль на спине среди учащихся 3-х классов | Проплывание дистанции 25 м с соблюдением техники выполнения упражнения на результат | Получают оценку выполнения упражнения; получают опыт соревновательной деятельности. |
2.10. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Библиотечный фонд:
Стандарт начального образования по физической культуре
Примерные программы по предмету «Физическая культура» 1 – 4 класс
Авторские рабочие программы по предмету «Физическая культура» 1 – 4 класс
В учебном процессе рекомендуется использование учебников: : «Физическая культура 1 – 4 класс» В. И. Лях: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, по олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для учителей
Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Технические средства обучения:
Мегафон
Компьютер
Цифровая фотокамера
Учебно-практическое оборудование:
Аптечка медицинская комп.
Доски для плавания 30 шт
Мячи резиновые большие 4 шт
Помещения для занятий физическими упражнениями:
помещение для занятий физическими упражнениями 5 х 15 м
бассейн 3 дорожки по 25 м
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.
Данная программа была опробована в работе с учащимися гимназии 2-3 классов на протяжении трех лет. На основании проведенной работы, можно сделать выводы, что учащиеся, занимающиеся по программе курса «Физическая культура. Плавание» в условиях использования третьего часа физической культуры на протяжении всего года лучше усваивают тему «Плавание». Анализируя результаты контрольных упражнений и соревнований можно утверждать, что 100 % учащихся допущенных по состоянию здоровья к занятиям по плаванию в этих классах, справляются с контрольными упражнениями не ниже чем на оценку 3, т.е. проплывают свободным стилем не менее 25 м. Тогда как среди учащихся других классов тех же параллелей, но занимающихся плаванием по классической программе процент детей которые могут преодолеть эту дистанцию равен 50. Следовательно, при наличии материально-технических условий, данная программа может быть рекомендована к использованию.
Включение третьего урока физической культуры содействует сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта, позволяет более гибко и эффективно использовать специфику регионального компоненты, учесть социально-экономические особенности каждой конкретной школы.
Литература:
1. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М., «Просвещение», 1974
2. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.; Просвещение, 1988.
3. Козлов А.В. Плавание доступно всем/ Сост. А.М. Кондратов. – Л.: Лениздат, 1986.
4. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. – Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов.
5. Крылов А.И., Кононов С.В. Журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» № 20 за 2006 г., с 17 — 20
6. Чертов Н.В. Электронный учебник. Плавание. Южный федеральный университет факультет физической культуры.
7. Интернетресурсы:
https://sport.pi.sfedu.ru/smiming_book_online/ob_avtore.html
htt p://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/programma-po-plavaniyu-0