Программа
по баскетболу для учащихся 6-11классов
Пояснительная записка
Рост числа хронических заболеваний, гиподинамия, компьютеризация современной жизни, ставит остро вопрос двигательной активности и физического развития сегодняшнего школьника. Программа секции «Баскетбол», проводимая с мальчиками и юношами 11-17 летнего возраста будет проводиться в двух группах, набранных свободным выбором, решать следующие цели и задачи:
Цель:
— укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
— приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
— развитие основных двигательных качеств;
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения.
Практические занятия по физической, тактической, технической подготовке проводится в форме групповых занятий.
Практические занятия проводятся в спортивном зале и на открытой площадке.
На всех этапах занятий идет непрерывный процесс обучения технике баскетбола и ее совершенствование. Все занятия, которые проводятся в секции, носят воспитывающий характер.
У учащихся надо воспитывать уважение к товарищам, коллективные навыки, высокую сознательность, чувства патриотизма.
Общий объем программы для юношей – 204 часа.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Для группы мальчиков общий объем программы – 68 часов
Занятия проводятся 2 раза по 2 часа.
Тематический план занятий мальчиков 11-14 лет
Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия
| Практические занятия
| ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | — |
2. | Правила игры | 3 | 3 |
|
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 17 | — | 17 |
4. | Техника игры | 16 | — | 16 |
5. | Тактика игры | 11 | — | 11 |
6. | Практические занятия (игры, соревнования) | 19 |
| 19 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | — |
| Итого: | 68 | 5 | 63 |
1. Вводное занятие
Цели и задачи секции баскетбола. ТБ на занятиях. Режим дня. Гигиена обуви и одежды. Гигиена мест занятий.
2. Правила игры.
Правила соревнований. Судейская терминология.
3.Общая физическая подготовка.
Практические занятия.
Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание.
Бег.
Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 метров. Пробегание отрезков 30, 60, 100метров. Кросс.
Прыжки.
Прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки с места.
Подвижные игры
« Вызов номеров», «Охотники и утки», «Салки», «Пионербол», «Пионербол двумя мячами» и т.д.
Специальная подготовка
Передача мяча двумя руками от груди. Передача мяча одной рукой из-за спины. Бросок мяча одной и двумя руками.
4. Техника игры.
Техника: перемещения, ловля, передачи, ведение, броски.
Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля мяча двумя руками. Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении. Передача мяча двумя руками от груди.
Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления. Броски мяча руками от груди и двумя руками от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.
Техника защиты
Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске. Перехват мяча.
5. Тактика нападения.
Индивидуальные действия, групповые действия.
Тактика защиты.
Личная защита, зонная защита.
6.Практические занятия.
Выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, товарищеские встречи.
7. Итоговое занятие
Результаты реализации программы, подведение итогов.
Тематический план занятий мальчиков 15-17 лет
Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия
| Практические занятия
| ||
1. | Вводное занятие | 4 | 4 | — |
2. | Правила игры | 6 | 6 | — |
3. | Общая и специальная физическая подготовка | 35 |
| 35 |
4. | Техника игры | 75 |
| 75 |
5. | Тактика игры | 60 |
| 60 |
6. | Практические занятия (игры, соревнования) | 23 |
| 23 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | — |
| Итого: | 204 | 11 | 193 |
1. Вводное занятие
Цели и задачи секции баскетбола. ТБ на занятиях. Режим дня. Гигиена обуви и одежды. Гигиена мест занятий. Навыки самоконтроля. Спортивный массаж.
2. Правила игры.
Правила соревнований. Судейская терминология.
3.Общая и специальная физическая подготовка.
Практические занятия.
Упражнения с отягощениями. Метание больших набивных мячей
Бег на дистанции 500, 600, 800 метров. Кроссы на дистанции 1000 и 1500 метров
5. Техника игры.
Техника нападения: Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения. Ловля низких и катящих мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка.
Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча.
Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча руками от головы и одной от плеча со средних и дальних дистанций.
Техника защиты
Отбивание мяча.
6. Тактика нападения.
Индивидуальные действия: применение изученных приемов в сочетании с финтами «без мяча» и «с мячом». Заслоны игроку с мячом и игроку без мяча.
Групповые действия: взаимодействия двух нападающих против трех защитников, «тройка», скрестный выход и малая восьмерка.
Командные действия: разучивание комбинаций при вбрасывании из-за боковой.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия: действия одного защитника против двух нападающих.
Групповые действия: проскальзывание, противодействие тройке, скрестному выходу и малой восьмерке.
7.Практические занятия.
Выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, товарищеские встречи.
8. Итоговое занятие
Результаты реализации программы, подведение итогов.
При прохождении программного материала учащиеся должны знать:
— общее понятие о здоровье;
— ЗОЖ и его слагаемые;
— приемы самоконтроля, спортивный массаж.
Должны уметь:
— водить мяч правой и левой рукой;
— выполнять приемы-передачи мяча на месте и в движении;
— бросать мяч в корзину с места и после выполнения двух шагов;
— бросать мяч в прыжке;
— выполнять штрафной бросок;
— иметь навыки командной обороны и нападения;
— иметь навыки судейства.
Литература
Для детей:
1. Детская энциклопедия развлечений. М., «Рипол классик», 2001.
2. Зимин А.М. Первые шаги в баскетболе. М., «Просвещение», 1992г.
3.Играем в баскетбол. М., «ФИС», 1982г.
Для педагога:
1. Баскетбол «Игра и обучение». М., 1981г.
2. Правила игры в баскетбол. М., 2000г.
3. Спортивные игры. М., «Просвещение», 2002г.