Индюкова Римма Юрьевна,учитель начальных
классов высшей категории
Урок физкультуры по теме:
«Оздоровительная гимнастика»
Цели: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Поддержание хорошей физической и психической формы, высокой работоспособности;
3. Привитие любви к систематическим занятиям физкультурой;
4. Обучение детей управлению своими эмоциями.
Оборудование: плакаты о движении, выставка книг по оздоровлению, плакаты с названиями упражнений:
Виброгимнастика
Медведь
Змея
Лягушка
Мостик
Свеча
Растяжки – ромашка.
Альбомы: «Спорт – это движение», «Движение – это жизнь».
Ход занятия.
1. Вход в зал под марш. (Аккомпанирует Рыбакова Галина Владимировна).
Приветствие: поздоровайтесь с гостями, подарите улыбку.
2. Вступительная беседа:
-Сегодня мы собрались на очередное занятие нашего кружка «Здоровье». Скажите, пожалуйста , ребята, а для чего мы проводим эти занятия? / Чтобы быть здоровыми, чтобы избежать болезней, укрепить свое здоровье, подружиться со спортом, уметь управлять своим телом и своими эмоциями…/
Учитель: Вековая мудрость гласит: девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. Ребята, какие пословицы о здоровье, об отношении к здоровью вы знаете?
Здоровье всего дороже.
Радость и труд здоровье берегут.
Здоровье – это сокровище, которое всегда при тебе.
Хорошее здоровье лучше, чем большое богатство.
Кто вынослив в молодости, тот счастлив в старости.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
3.Объявление темы, целей урока.
— На занятии будем заниматься оздоровительной гимнастикой.
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь
И проживешь сто лет, а может быть и более.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и чистом поле.
4. Оздоровительная гимнастика.
«Виброгимнастика» (Ритмичные удары каблуками об пол)
«Медвежьи покачивания». Поставить ноги удобно в стороны и начать покачивания, подобно медведю, из стороны в сторону (П.Брэгг). Смотреть не дальше своего носа. Эти покачивания расслабляют глаза, мозг, позвоночник, шею.
«Змея, готовящаяся к нападению». Из положения лежа (лицом вниз, руки на ширине плеч, локти прижаты к туловищу) начинаем на вдохе медленно поднимать сначала голову, а потом туловище до талии. Руки при этом остаются пассивными. Нижняя часть туловища (от талии до пальцев ног) остается неподвижной, плотно прижатой к полу. Задерживайтесь в крайнем верхнем положении 30 секунд. Концентрируйте внимание на мышцах живота. Опускайтесь в исходное положение медленно (8-10 сек), также медленно выдыхая из легких воздух
«Лягушка».
«Мостик». Лягте на спину. Поднимите таз с помощью мышц бедер и спины, опираясь на руки, закинутые за голову. Дышите спокойно. Оставайтесь в позе «Мостик» 30-60 сек. (Э.Бус)
«Свеча». Лягте на спину, вытяните руки (ладонями к полу) вдоль туловища, расслабьтесь. Глубоко вдохнув, поднимите ноги в вертикальное положение – положение свечи. Бедра подоприте руками. Выдохните и прижмите подбородок к верхней части грудной клетки. Дышите спокойно.
«Растяжки» (ромашка).
Встать в круг, руки положить на плечи друг другу. Произвольно отклонить туловище назад, растягивая мышцы живота и груди (5-7 сек). Вернуться в исходное положение, помогая друг другу.
Встать в круг, взяться за руки за спиной друг у друга. Носки ног соприкасаются с носками ног партнера. Поддерживая друг друга, отклониться назад. Вернуться в исходное положение.
Встать в круг, руки положить на плечи друг другу, ноги вместе, носки разведены. Мягко надавливая руками на плечи партнеров, наклониться вперед, прогнувшись, ноги прямые. Выпрямиться, слегка сопротивляясь друг другу. Продолжить упражнение, отклонившись назад. (Е.И.Зуев)
5. Шутка – минутка – заряжает на час.
(Рассказ одной или двух смешных историй).
Мы с вами уже непроизвольно выполнили «естественное» дыхательное упражнение – «смех».
Нам живется лучше всех,
Потому что с нами – Смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были – смеемся!
6. Диафрагмальное дыхание. (Выполняется стоя)
Сделайте полный выдох (живот втягивается внутрь, а диафрагма поднимается вверх). Затем медленно вдыхайте через нос, выпячивая живот, не допуская движений грудной клетки и рук. При этом диафрагма опускается и заполняется нижняя часть легких. Вдохи и выдохи выполняйте плавно, без лишнего напряжения. После вдоха – пауза 5 сек, после выдоха – 2 сек. Это еще и вентиляция легких, улучшается работа сердца, стимулируется пищеварение, активизируется лимфо — и кровоток. Все это оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему.
Упражнение сидя.
Сядьте прямо так, чтобы позвоночник был совершенно выпрямлен. Взгляд направлен вперед, руки положите на колени. Дышите ритмично
Когда ритм вполне установится, начинайте дышать не через обе ноздри, как в обычных упражнениях, а зажимая пальцами то одну ноздрю, то другую. Сначала большим пальцем левой руки зажмите левую ноздрю, вдыхая воздух через правую. Затем отнимите большой палец и, зажав указательным пальцем правую ноздрю, вдыхайте воздух через левую.
Не отнимая пальца, делайте вдох через эту же левую ноздрю и выдыхайте через правую, поменяв соответственно пальцы.
Опять вдохните через правую и выдыхайте через левую ноздрю и т.д. Выполняем меняя ноздри и зажимая отдыхающую ноздрю большим или указательным пальцем. Следим, чтобы воздух не слишком быстро выходил из легких, но в то же время никогда не нужно напрягать легкие.
6. Снятие напряжения.
Улыбка, зажмурь глаза.
7. Массаж «Бодрость за минутку».
Быстро потрите ладони друг о друга. (5 сек)
Быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх- вниз (5сек)
Часто постучите барабанной дробью по макушке головы (5сек)
Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3 раза)
Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами. (3 раза)
Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. (Повторить 3 раза).
Быстро потрите вверх ступни рукой или пяткой другой ноги.
Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх. (Если нет варикозного расширения вен).
8.Релаксация. (Звучит спокойная музыка). Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.
Напрягаем мышцы ног, расслабляем. (3 раза)
Напрягаем мышцы ягодиц, расслабляем. (3 раза)
Напрягаем мышцы живота, расслабляем. (3 раза)
Напрягаем мышцы грудной клетки, плеч, расслабляем. Стараемся достать плечами уши. (3 раза)
Внушение:
Впечатления дня рассеиваются. Остаются приятные впечатления.
Спокойствие разливается по моему организму. Я успокаиваюсь. (Вспомнить что-то приятное, радостное).
Все мышцы приятно расслабились.
Я успокаиваюсь все больше и больше. Спокойствие волнами окутывает меня. Весь мой организм приятно отдыхает. Я спокоен. Я совершенно спокоен. Спокойствие окутывает весь мой организм. Мое тело расслабилось, как будто я нахожусь в ванне с теплой водой. Я спокоен, весел и счастлив. Я чувствую внутреннее успокоение. У меня прекрасное настроение.
Открываем глаза. Чувствуем легкость в теле, бодрое настроение. Это упражнение проводим вечером, когда рабочий день закончен. Важно научить свое тело слушаться.
9. Итог занятия.
Упражнения, которые мы сегодня выполняли на занятии, следует выполнять каждый день. Тогда они принесут большую пользу для вашего здоровья. Помните, что «Движение – это жизнь, а покой – смерть».
Дружно прочитаем плакаты:
«Будь весел, бодр, вноси повсюду радость».
«Движение! Движение в области мысли, действий, переживаний. Движение – это жизнь, покой – смерть!»
10. Выход из зала. (Звучит марш).
Использованная литература:
В. И .Ковалько «Школа физкультминуток»
Детская энциклопедия «Я познаю мир» серия Здоровье
Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»
Лавров Н.Н, Бубличенко М.М. « Дыхание по Стрельниковой»
Шелдон Левис, шейла Левис «Ребенок и стресс»