Урок корригирующей гимнастики для 2 класса «Школа космонавтов»

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа — детский сад № 24»
















Урок корригирующей гимнастики

(1-2 класс)


«Школа космонавтов»




Составил: Лесык С.Н.

























Нефтеюганск 2011г.

Здоровье детей – это бесспорно национальное достояние, и ближайшие десятилетия сегодняшние подростки будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал.

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников. И хотя образовательная функция учреждения по-прежнему остается ведущим аспектом его деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую…Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

На наш взгляд, необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья, а именно, со стороны опорно-двигательного аппарата, так как при нарушении осанки и плоскостопии:

  • изменяются физиологические изгибы позвоночника,

  • начинают беспокоить боли в спине,

  • появляется головная боль,

  • и как следствие, возникает утомляемость,

  • а это неизбежно сказывается на успеваемости детей в школе.


Одним из эффективных способов сохранения и укрепления здоровья детей является корригирующая гимнастика.

Корригирующая гимнастика – это многофункциональная система упражнений оздоровительной и развивающей направленности. Соотношение специальных, общеразвивающих, дыхательных упражнений способствует: укреплению мышц, тренировки их силовой выносливости; формированию стереотипа правильной осанки; выработки мышечного равновесия, стереотипа правильного дыхания и общему оздоровлению организма.

У детей младшего школьного возраста условные рефлексы вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка сначала непрочны. Для образования двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, восстановления нарушенных функций, требуется высокая степень повторяемости и оптимальная последовательность применения физических упражнений. Упражнения следует закреплять и совершенствовать на протяжении нескольких уроков, в течение определенного периода времени, варьируя условия их выполнения. Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, следует отметить то, что внимание детей быстро рассевается, и дети перестают воспринимать указания преподавателя, если долго разучивать и повторять одно и тоже действие. Именно применение игровой технологии обучения способствует более точному выполнению упражнений, делает уроки увлекательными, игровыми, дарящими детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношении и высокой активности в учебном процессе.

Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе. Чем больше играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограничены. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность. Игра для детей – основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающим, освоение различных социальных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешения. Именно новые игровые формы урока способствуют повышению мотивации и активности в учебном процессе.




Предлагаю разработанный конспект сюжетного урока корригирующей гимнастики на тему: Укрепление мышечного корсета « Школа космонавтов»

















Тема: Укрепление мышечного корсета. «Школа космонавтов»


Задачи:

  1. Укреплять мышечный корсет и силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса.

  2. Создать благоприятный психоэмоциональный фон для профилактики снятия мышечного напряжения (после выполнения физических упражнений).

  3. Способствовать развитию воображения, творческих способностей


Оборудование: индивидуальные гимнастические коврики, офтальмотренажер В.Ф. Базарного; музыкальный центр, аудио кассеты; мини модели «космических кораблей», памятка «Домашнее задание.»



Действие педагога

Действие детей

Примечание

I этап урока. Организационный момент.


— Здравствуйте, ребята!

— Урок всегда мы начинаем с измерения пульса за 10 секунд.

— Запомните, пожалуйста, свой пульс.


А сейчас, ребята, вам

Я один вопрос задам.

Школу юных космонавтов

Собираются открыть.

Вы хотели бы, ребята

В эту школу поступить?


А придет пора лететь,

Вы не станете реветь?

— Но прежде чем полететь, мы должны пройти подготовку – космическую тренировку, состоящую из трех этапов.

II этап урока. Основная часть.

Первый этап «Друзья»

Космонавт всегда должен чувствовать рядом верную руку друга. Ведь во время полета могут случиться любые неожиданность. Вот тогда друг и придет на помощь. Игра «Друг»














— Предлагаю проверить скафандры.

— Надеваем космический костюм, проверим трубку.


Второй этап «Испытай себя»

Сюжетный комплекс общеразвивающих упражнений. (приложение 1)

— Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким!



1.«Осмотр корабля» (рис. № 1)





2. «Пульт управления» (рис. № 2)



Подготовкой мы довольны-

Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров,

Каждый к полету готов!


3.«Взлет — посадка» (рис. № 3)







4. «Отсоединение ступеней» (рис. № 4)



5. «Маневренность» (рис. № 5)










6. «Полет между звезд» (рис. № 6)





7. «Болтанка» (рис. № 7)




8. «Невесомость» (рис. № 8)








9. «Встреча с кометой» (рис. № 9)





10. «Земля (вид с космоса)»(рис. № 10)






11. «Возвращение» (рис. № 11)







III Заключительная часть

Подвижная игра «Космонавты» — тренировка космонавтов.

Педагог проговаривает вместе с детьми:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам,

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим, места нет!







Гимнастика для глаз по тренажеру В.Ф. Базарного. (приложение 2)

Если присмотреться к звездам внимательней, то станут заметны их цветовые различия. Окраска звезд зависит от температуры. Сколько на небе самых горячих звезд? (голубых)

— Сколько звезд «великанов»? (желтых)

-Сколько холодных звезд сверкает на небе? (красных)

Релаксация:

«Облако»

А сейчас, предлагаю вам превратится в облака и отправиться в путешествие по небу.

«Я закрываю глаза…Дышу медленно и спокойно…Воздух струится по телу, обволакивает его, как облако…Мое тело мягкое, мягкое облако…Облако поднимается выше и выше… Удивительно чистый воздух… Мое дыхание спокойное и плавное… Облако плывет по небу… Внизу луга, поляны, деревья.. Облако плавно опускается на землю… Я приземляюсь… Чувствую свежесть и бодрость…Открываю глаза.

Рефлексия

-Вам понравилось быть в роли космонавтов ? Путешествие для вас было полезно?

— Какие упражнения способствовали развитию силовой выносливости мышц спины?

— Развитию силовой выносливости мышц живота?


— Молодцы, правильно определили упражнения.


Наше путешествие подошло к концу. «Закончи предложение» (приложение № 3)

— Урок заканчиваем измерением пульса за 10 секунд.



Домашнее задание

Жители космических планет затрудняются, ответит на некоторые вопросы, поэтому попросили у нас помощи. Помоем найти ответы. Это будет вашим домашним заданием. (приложение № 4)

Дети встают у стены без плинтуса (плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками).

-Здравствуйте! (хором)


Дети находят пульс и по сигналу учителя считают.





— Да!




— Нет!






Дети встают в круг.

1.И.п. — дети поворачиваются друг за другом вправо и кладут левую руку на левое плечо впереди стоящего ребенка. Идут на носках друг за другом.

2. И.п. — дети поворачиваются друг за другом влево и кладут правую руку на правое плечо впереди стоящего ребенка. Идут на внешней стороне стопы друг за другом.

3. И.п. – стоя лицом в круг, взявшись за руки, легкими подскоками движение в круг и из круга.

4. И.п. — дети поворачиваются друг за другом вправо и кладут левую руку на левое плечо впереди стоящего ребенка. Идут на пятках друг за другом.


Упражнение на дыхание.

И.п. о.с. Вдох самопроизвольный. Выдох – «ш-ш-ш-шик», короткие выдохи в кулак – «фу-фу-фу»




Дети берут индивидуальные гимнастические коврики и располагаются в рассыпную по залу.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, носки стоп натянуты.

1 – носки стоп натянуть на себя;

2 – приподнять голову, посмотреть на носки;

3- и.п.


И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты.

1. – прогнуться в спине, опираясь на стопу одной ноги и плечи, вторая нога прямая.

2. – и.п.

3-4- — то же с другой ноги.



И.п. – лежа на спине, руки вверху.

1. – сед углом, руками коснуться носка правой ноги.

2. – и.п.

3. — сед углом, руками коснуться носка левой ноги.

4. и.п.


И.п. – лежа на спине, упор на согнутые руки.

1. – опираясь на локти и пятки, прогнуться в спине.


И.п. — – лежа на спине, руки вверху.

1. – сед углом, руками обхватить согнутое левое колено , правая прямая, носок натянут.

2. – и.п.

3. — сед углом, руками обхватить согнутое правое колено , левая прямая, носок натянут.

4. – и.п.



И.п. – лежа правом боку.

1. – перекатом вперед, принять положение лежа на левом боку.

2. – то же в обратную сторону.


И.п. – упор лежа на согнутых руках.

1. – выпрямить руки.

2. – и.п.


И.п. – лежа на животе, руки под подбородком.

1. – упор левой ногой в колено правой.

2. – и.п.

3. – упор правой ногой в колено левой.

4. – и.п.


И.п. – лежа на животе, руки под подбородком.

1. – руки за спину в замок.

2. – поднять руки и прогнуться в спине.

3 – 4 — и.п.


И.п. – то же

1. – руки отвести назад, захватить ими ноги на уровне голени.

2. – прогнуться в спине.

3-4 – и.п.


И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1. – руки вверх, потянуться, носки натянуты.

2. – и.п.





Дети легким бегом на носочка двигаются по кругу.




При последнем слове все разбегаются по «ракетам» и стараются поскорее занять места на любой из трех «ракет», контурное изображение которых заранее нарисовано на полу (или мини модель). Внутри ракеты по 3-4 места, а сбоку надпись маршрута (ЗЛЗ, Земля-Луна-Земля и т.д.). Опоздавшие встают у стены на пять касаний (проверка осанки)

Игра повторяется 3 раза.


Работа с тренажером

Выполняют гимнастику для глаз по тренажеру








И.п. – лежа на спине, руки внизу, мышцы расслаблены.



— Да.

Ответы детей.










Каждый ребенок выбирает карточку (карточки по количеству детей) и заканчивает предложение, высказывая свое мнение.








Дети встают у стены без плинтуса (плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками).

Дети находят пульс и по сигналу учителя считают.



Проверка положения тела – правильная осанка.


Приветствие обучающихся.


Пульс измеряется в состоянии покоя организма до физической нагрузки.















Следить за осанкой

Музыкальное сопровождение

(звучит веселая музыка)

Цель разминки:

Профилактика плоскостопия и подготовка организма к физической нагрузке

















Упражнения подобраны в соответствии с сюжетом урока «Школа космонавтов» Сюжетные комплексы упражнений помогают ребенку взять на себя роль, раскрепоститься, и только тогда двигательное воображение обеспечивает одушевление детского движения и вызывает стремление выполнить движение технически правильно.


Выполнение упражнений








Цель выполнения комплекса:

Укрепление мышечного корсета и развитие силовой выносливости мышц спины и живота.

Во время выполнения упражнений дети должны дышать через нос, не задерживая дыхания. (выдох в два раза длиннее, чем вдох)












Музыкальное сопровождение

(спокойная музыка)









Поощрение обучающихся за стремление выполнить упражнение технически правильно.






























Правила игры

Цель игры: Профилактика плоскостопия. Закрепление навыка удержания правильной осанки.











Цель использования тренажера: профилактика зрительного утомления.










Цель релаксации: снятие эмоционального и психического напряжения.

Произвольное расслабление.














Цель рефлексии: подведение итога урока, самостоятельная оценка себя и товарища.









Пульс измеряется в состоянии покоя организма после физической нагрузки (восстановление организма после физической нагрузки). Сравнение с первоначальными данными.



Детям раздаются карточки

Цель домашнего задания: закрепить знания о правильной осанке, упражнениях способствующих развитию силовой выносливости мышечного корсета. Укрепление мышечного корсета.

Фото























Подвижная игра «Космонавты»










Литература


1.Шарманова С., Федоров А.. формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебное пособие. – Челябинск: Урал ГАФК,1999г.


2.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.. Развивающая педагогика оздоровления. Программа – методическое пособие. – М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г.


3.Картушин М.Ю.. Быть здоровыми хотим. Программа развития. – М.:ТЦ Сфера, 2004г.




































Приложение №2 Тренажёр «Звёздное небо»





















Мои достижение на уроке …….





Сегодня на уроке мне показалось важным …….



Урок показался интересным ……..



Сегодня на уроке я понял, что …….



Урок навел меня на размышление ……



Сегодня на уроке мне было открытием то, что ……












































3


Свежие документы:  Викторина по истории России «Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I» 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: