ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Здоровый образ жизни и физическая культура

Фзическая культура, являясь одной из граней общей культу­ры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спор­та — одно из важнейших слагаемых сильной социальной полити­ки, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гума­нистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

Существует необходимый и достаточный уровень физической ак­тивности человека, характеризуемый общими показателями рацио­нального содержания, структуры и использования активного двига­тельного режима. Этот уровень определяется анаболическим восста­новлением после активной трудовой деятельности, при котором происходит увеличение и накопление пластических и энергетиче­ских ресурсов организма, повышающих его потенциал и работоспо­собность.

Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функцио­нальных возможностей организма, Улучшению здоровья (Н.Д. Граевская, Р.Д. Дибнер, В.П. Казначеев, Р.С. Карпов, А.В. Коробков, И.В. Муравов, Л .Н. Нифонтова. В.С. Фомин и др.). Особенно это про­является у лиц, профессиональная деятельность которых имеет мало­подвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.

Рациональная форма двигательной активности — такая двига­тельная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточ­ные показатели физического развития и физической подготовленно­сти, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устой­чивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта. Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность чело­века, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за опреде­ленный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивно­стью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; рас­пределением физкультурно-оздоровительных занятий в календар­ном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и спосо­бом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологичес­кие потребности организма двигательный режим повышает устойчи­вость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различ­ных неблагоприятных и критических факторов, способствует повы­шению общей и специфической работоспособности (М.И. Виногра­дов, Н.В. Зимкин, З.М. Золима, А.В. Коробков, С.Л. Косило», В.В. Михайлов, И.В. Муранон, К.Л. Хайрова и др.).

По мнению философа И.М.Быховской, ФК может стать элемен­том образа жизни людей, стать неотъемлемой частью культуры лишь тогда, когда человеческое тело осознается обществом, группой, инди­видом как некоторая ценность или самоценность, как объект соци­ально и индивидуально значимого характера (1993). А известный теоретик физической культуры Г.С.Туманян полагает, что формиро­вание ФК и прочных навыков здорового образа жизни человека пред­определяется решением комплекса пяти групп задач:

Свежие документы:  Конспект урока "Передача мяча сверху двумя руками" 5 Класс

1) Формирование духовной сферы личности.

2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повыше­ние сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внеш­ней и внутренней среды за счет полной сохранности механизмов гомеостаза.

3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся, включающее формирование специальных знаний в области ФК; со­вершенствование координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры.

4) Совершенствование тех функциональных свойств или конди­ционных возможностей, которые определяют успех двигательной де­ятельности.

5) Физическое развитие, формирование основных тотальных раз­меров, массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение плоскостопия и т.п. (1993).

Он же сетует, что в государственных учебных программах по ФК для учащейся молодежи все замыкается на уровне физической подго­товки. Отсутствует указание на необходимость формирования ЗОЖ, т. с. умение правильно питаться, соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие процедуры, избирать для конкретно­го случая правильный комплекс упражнений, определять рациональ­ную последовательность и дозировку их выполнения и многие другие компоненты ФК.

Обобщая сказанное в предыдущих главах, следует заключить, что ФК способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, высо­кой и устойчивой общей и специальной работоспособности, надежной резистентности и лабильной адаптации к меняющимся и сложным условиям внешней среды обитания.ФК помогает формированию и соблюдению полезного для здоровья рационально организованного режима трудовой и бытовом деятельности, обеспечивают необходи­мую и достаточную двигательную активность, а также активный от­дых, то есть рациональным двигательный режим (РДР).

Занятия ФК обеспечивают формирование, развитие и закрепле­ние жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения.

В реальном осуществлении ЗОЖ возрастающую роль играет орга­низующая и регламентирующая деятельность общества, в частности необходимая стандартизация уклада быта и включение в него актив­ных занятий ФК. Прогрессивная стандартизация бытового уклада — рациональное добровольное и сознательное ограничение бытовой де­ятельности и наполнение ее наиболее полезными и общественно цен­ными занятиями с целью наилучшей реализации творческого потен­циала людей для их всестороннего развития и совершенствования, всемерного развития способностей человека и на этой основе дости­жения наивысшей эффективности полезного труда. Стандартизация бытового уклада предусматривает необходимость рационализации; упорядочения двигательного и гигиенического режима средствами ФК, исключения бесцельного время провождения, обязательного включения активных занятий ФК в структуру бюджета времени.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физиче­ской культуре личности (В.Г. Агеевец, В.А. Астахов, Г.П. Богданов, И.М. Быховская, Н.Г. Валентинова, Н.Н. Визитей, Г.В. Дивина, А.Г. Кирищук, О.А. Мильштейн, В.П. Моченое, Б.И. Новиков и др., 1990). Характеризуя социокультурный аспект проблемы ЗОЖ, Н.Н. Визитей и В.П. Моченов справедливо отмечали, что проблема физической культуры как культуры телесного бытия человека не может быть сведена к какому-либо одному эмпирическому модусу своего проявления, хотя в настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании преобладает узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека. В роли синте­тического собирательного понятия, способного разрешить трудности анализа эмпирического материала, помогающего осмыслить совре­менные явления практики физкультурно-спортивного движения все чаще применяется понятие «здоровый образ жизни». О.А. Мильштейн указывал, что ЗОЖ выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, отражает объективную потребность современного общественного развития. Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни вообще и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт, называемые в последние 15—20 лет во многих странах «спортом для всех». ЗОЖ, по мнению В.Н. Мошкова (1990), — это активная жизнедеятельность человека в гигиеническом и социальном аспектах. ЗОЖ неразрывно связан с природными и социальными условиями и реализацией человеческих способностей в области труда отдыха, питания, культурных развлечений, соблюдением режима. занятиями ФКС и полнотой духовной жизни. ЗОЖ — это совершен­ствование активной адаптации к различным условиям внешней сре­ды, а физическая культура представляет собой основу неспецифиче­ской профилактики нарушений различных функций организма.

Свежие документы:  КТП по физкультуре 2 класс (В. И. Лях, А. А. Зданевич)

Касаясь проблем ЗОЖ, Ю.Н.Теппер отмечал, что принцип здравостроительства был выдвинут еще в 20-х годах и что в наше время теория здоровья должна получить новое содержание и обеспечить деятельность в небывалой по остроте эколого-технологической ситу­ации, где речь идет не столько об укреплении здоровья, сколько о проблеме выживания. Президент ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царик подчеркивал, что физическая культура — стержневое, главное условие здорового образа жизни и в значительной степени охватывает собой понятие и явление ЗОЖ. Этот же автор признавал, что процесс формирования физической культуры тесно связан с таки­ми объективными факторами образа жизни, как экономика и нали­чие свободного времени, экология и условия труда, жилищно-бытовые и другие условия, а также условия физкультурно-спортивных занятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не толь­ко основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем совре­менной России.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. оградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

  2. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

  3. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

  4. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.

  5. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. Москва.,1992.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: