Конспект урока для 7 класса «Масса. Единицы массы»

МАОУ СОШ №2 УИИЯ










Урок физики в 7 классе

с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов для учащихся дистанционной формы обучения

ТЕМА

«Масса. Единицы массы»













Учитель информатики и физики МАОУ СОШ № 2 УИИЯ

Белов Александр Геннадьевич










г.Ноябрьск

2014

ТЕМА

«Масса. Единицы массы»

Цель

  • Создать условия для осознанного усвоения понятия «масса» как меры инертности тел.

  • Показать значение этого понятия для характеристики физических явлений.

Задачи

  • Формирование представлений о массе как мере инертности тел, способах сравнения масс взаимодействующих тел, умений применять полученные знания на практике.

  • Развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, делать выводы.

  • Формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения.

  • Способствовать формированию умений прогнозировать свои, действия в ситуации выбора при решении проблемы.

  • Развивать рефлексивные умения: осуществлять самооценку, со­относить уровень своих знаний с требованиями программы.

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Содержание темы предполагает знакомство обучающихся со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела.

  • Масса — мера инертности тел.



Планируемые результаты

Личностные

Проявление:

  • эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

  • творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

  • Познавательные

Умение:

  • находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

  • вести наблюдение;

  • прогнозировать ситуацию.

  • Регулятивные

Умение:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебные действия с известными правилами;

  • выполнять учебное действие в соответствии с планом.

  • Коммуникативные

Умение:

  • формулировать высказывание;

  • согласовывать позиции и находить общее решение;

  • адекватно использовать речевые средства и символы для пред­ставления результата.

  • Предметные

Умение:

  • охарактеризовать понятие массы;

  • находить массу тела по его взаимодействию с телом известной массы;

  • различать, когда тело более инертно, менее инертно;

  • определять единицы измерения массы в СИ.

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

персональный компьютер для каждого ученика с выходом в Интернет;

выход в ресурсы сети интернет на сайт Центра дистанционного обучения МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск https://i-class.nschool2.ru/;

выход в ресурсы сети интернет на сайт Центра Образования «Технология Обучения» г. Москва https://iclass.home-edu.ru/;

выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов» https://school–collection.edu.ru;


Обязательное программное обеспечение:

  • программа для просмотра flash презентаций;

  • программа Skype для группой аудио связи;

  • программа TeamViewer для демонстрации рабочего стола учителя и совместной работы учащихся и учителя, как в группе, так и индивидуально.

Формы работы:

  • фронтальная форма;

  • индивидуальная форма;

  • работа в паре;

  • работа в группе.

Межпредметные связи

  • Химия.

  • Биология.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этап I

Самоопределение к деятельности

Цель

  • Актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятием «масса».

  • Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты

Личностные

  • Проявление интереса к поставленной проблеме.

Предметные

  • Умение описывать и обобщать результат наблюдения.

Коммуникативные

Умение:

  • работать с информацией на опережение;

  • работать в группе.


Ситуативное задание

Для осознанного восприятия новой темы необходимо рассмо­треть пример взаимодействия некоторых тел.

Для этого обратимся к цифровому ресурсу. Закладка 2.

На слайде изображен интерактивный пример изменения ско­рости тел при взаимодействии.

При взаимодействии двух тел их скорости изменяются. Но легко видеть, что у разных тел скорости изменяются по-разному. Напри­мер, скорость снаряда после выстрела намного больше скорости, которую приобретает пушка после взаимодействия.

Задание 1

Ответить на вопрос: Почему так происходит?

Форма работы: фронтальная

Этап II Учебно-познавательная деятельность

(изучение нового содержания)

Цель

Научить школьников:

  • формулировать понятия: масса, инертность;

  • составлять соотношение зависимости массы от скорости;

  • объяснять явление инертности.

Планируемые результаты

Регулятивные

  • Уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные

  • Уметь выполнять учебные задания в группе.

Предметные

  • Уметь давать определение основным понятиям темы, решать экспериментальные задачи.

Учебные задания и методы работы с информацией

Учитель, обобщая высказывания обучающихся, формулирует проблему урока или предлагает это сделать наиболее подготов­ленным ученикам. Проблема: как вы думаете, при взаимодействии двух тел их скорости всегда меняются?

Обучающимся предлагается задание 2.

Форма работы: индивидуальная и в работа в паре.

Задание 2

Учитель. Проведите опыт, используя интерактивную модель Опыт с тележками, установленными на гладком столе. Закладка 3.

Учитель слушает ответы обучающихся (для закрепления матери­ала нужно открыть закладку 4), обобщает их, демонстрирует опыт, отражающий зависимость скоростей от массы этих тел.

Форма работы фронтальная

После обсуждения опыта с тележками предлагается решение интерактивной задачи. Задание 3. Закладка 5.

Форма работы индивидуальная и работа в паре

Задание 3

Во сколько раз скорость первого тела больше (меньше) ско­рости второго тела, во сколько раз масса первого тела мень­ше (больше) массы второго. Учитель заслушивает ответы об­учающихся, обобщает их. Вводит понятие инертности.



Масса как мера инертности. Анимация со звуком.

Обучающимся предлагаются задания 4 и 5.

Форма работы индивидуальная и работа в паре

Задание 4

Рассмотреть единицы измерения массы.


Задания 5

Рассмотреть примеры массы в природе и технике с помощью интерактивной шкалы масс.

Закладки 7, 8.

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64676a68-a1ff-4ec8-8e11-62ca241c2bae/7_70.swf

Форма работы индивидуальная.

Задание 6. Ответить на вопросы самоконтроля. Закладка B.

Этап III Диагностика качества освоения темы

Цель

Научить школьников:

  • планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности;

  • ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.

  • стимулировать интерес к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера.

Планируемые результаты

Регулятивные

  • Уметь выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные

Уметь:

  • находить массу тела по его взаимодействию с телом известной массы;

  • различать, когда тело более инертно, менее инертно;

  • определять единицы измерения массы в СИ.

Варианты заданий

Задание 1 (репродуктивный уровень)

Пуля массой 10 г. вылетела из автомата со скоростью 700 м/с. Вследствие отдачи автомат приобрел скорость 1,6 м/с. Найдите массу автомата.

Задание 2 (частично-поисковый уровень)

Человек прыгнул с неподвижной лодки со скоростью 5 м/с от­носительно берега, лодка при этом стала двигаться со скоростью 0,5 м/с. Во сколько раз масса лодки больше массы человека?

Задание 3 (эвристический уровень)

Во сколько раз скорость первого тела больше (меньше) скоро­сти второго тела, во сколько раз масса первого тела меньше (боль­ше) массы второго.

Планируемые результаты

Личностные

  • Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Познавательные

  • Умение использовать методы наблюдения и прогнозирования для выполнения задания.

Регулятивные

  • Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные

  • Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

Этап IV Рефлексивная деятельность

Цель

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;

  • оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ). Составьте синквейн на тему «Мас­са».

Задание 2 (самооценка). Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)……………………. .

Я не доволен(льна) тем, что сегодня…………………………………. .

Результаты учебной деятельности учащихся оформляются учи­телем после освоения темы.


Список использованных источников

  1. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин.– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 221, [3] с.: ил.

  2. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.С. Пурышева, Н.Е. Важевская.– 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 222, [2] с.: ил.

  3. Дидактические карточки-задания по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /А.В. Чеботарева. – М.:Издательство «Экзамен», 2010. – 112 с.

  4. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ О.И.Громцева. – 5-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательство «Экзамен», 2013. – 109, [3] с.

  5. Физика. 7 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013. – 88 стр.

  6. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М: Дрофа, 2012. – 174, [2] с.: ил.


Свежие документы:  Классный час для 4 класса "Пьянство – зло!"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: