Разработал: Трусов Александр Анатольевич,
учитель физики МБОУ Пичаевская СОШ
Тема урока. Масса как мера инертности тела. 7 класс
Цели урока : — Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств — инертности.
— развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,
— сформировать научное мировоззрение.
Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.
Тип урока : комбинированный.
План урока
Этап урока | Время | Методы и приемы | |
1 | Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний. | 8 мин. | Устный опрос |
2 | Демонстрации | 5мин. | Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации |
3 | Изучение нового материала | 15 -20 мин. | Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта |
4 | Закрепление нового материала | 10 — 15 мин. | Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях |
5 | Домашнее задание | 1 — 2 мин. | Записи на доске и в дневниках |
ХОД УРОКА
Актуализация опорных знаний
После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:
ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?
Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?
Приведите примеры инерции в природе и технике?
Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?
Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?
Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?
Демонстрации
— на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.
Результат: скорости тележек одинаковы.
— желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.
Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.
Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.
Вопрос к классу : Почему так происходит?
Деятельность учеников | |
Проведение демонстрации | наблюдение |
Вопрос относительно результатов опытов | анализ результатов опытов, вывод |
Запись вывода на доске | запись вывода в тетради |
Создание проблемной ситуации | попытка объяснить проблемную ситуацию |
3. Изучение нового материала
Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.
Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)
Запись в тетради: Масса — мера инертности тела.
Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом — двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.
Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :
m1/m2=υ2 ∕ υ1
Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.
Результат: монета падает в стакан.
Вопрос: объясните опыт.
Деятельность учеников | |
Решение проблемной ситуации | Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради |
Изложение нового материала (записи на доске) | Записи в тетрадях |
Проведение опыта | Анализ опыта и его результатов |
4. Закрепление нового материала
Решение задач
Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?
Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?
Вопрос на закрепление материала :
Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?
Почему боксеров объединяют в весовые категории?
Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?
5. Домашнее задание
§ 20 упр.6 № 1-3
Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.
Используемая литература:
Физика. 7кл._Перышкин А.В_2013 -224с
Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с
Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина Филонович Н.В_2004 -112с
Дидактические карточки-задания по физике. 7кл. К учебн. Перышкина А.В._Чеботарева А.В_2010 -112с