Тема «Плавание тел» 7 класс
Образовательные цели:
• обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела;
• выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;
• сформировать умения объяснять причины появления выталкивающей силы, производить расчет и измерение её опытным путём;
Развивающие цели:
• развить интерес к изучению физики ;
• развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
• развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
• расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
• развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.
Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Тип урока: комплексный
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, решение качественных задач, экспериментальная работа .
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Компьютер;
операционная система Windows XР ;
компакт-диск “Открытая физика”, версия 2,5 (“Физикон”, 2002);
приложения к уроку: презентация «Плавание тел», карточки
мензурки, пробирки, стальной гвоздь, кусочки алюминия, пенопласт, пробка, парафин, два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок, пластилин.
Хронометраж урока:
организационный этап – 1 мин.
постановка учебной проблемы и ее обсуждение – 2 мин.
Решение задач – 5 мин
актуализация познавательной деятельности- 15 мин.
проведение фронтального эксперимента – 10 мин.
Работа с учебником – 4 мин.
закрепление- 4 мин.
итог урока – 3 мин.
рефлексия – 1 мин.
Цели урока:
Используя интерактивные методы обучения, создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик будет вовлечен в процесс познания.
Задачи урока:
выяснение условия плавания тел в жидкости
развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности,
умения проводить физический эксперимент, воспитание самостоятельности, адекватной самооценки
Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:
Объяснять условия плавания тел в жидкости.
Проводить эксперимент и на его основе делать выводы.
Определять с помощью таблиц плотностей поведение тел, помешенных в жидкость.
Объяснять назначение и принцип действия ареометра.
Сконструировать простейший ареометр.
Решать качественные задачи, используя условия плавания тел.
Ход урока.
1. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята!
2. Постановка учебной проблемы.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами обобщим наши знания о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выясним условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести, и попытаемся объяснить причины появления выталкивающей силы. Но сначала мы повторим ранее изученный материал.
Представьте, что наш кабинет, это научно- исследовательский институт, вы его научные работники. Начнём работу в нашем научно-исследовательском институте.
Тому, кто знает физику,
Нетрудно дать ответ:
Почему летает спутник,
А мы с вами – нет?
Почему в жидкости легче тело?
Нам до всего есть дело –
До всех в природе чудес.
Учитель задает учащимся вопрос.
Вопрос: Почему вес тела в воздухе больше веса тела в жидкости? (слайд 1)
3.Качественная задача. Чему равна выталкивающая сила? ( 3 Н ) (Объяснение)
(слайд 2)
Вопрос: Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
Как называется эта сила?
Предполагаемый ответ: выталкивающая, архимедова сила. (портрет Архимеда, формула )
Вопрос: От чего зависит эта сила?
(слайд 3, 4) Решение качественных задач.
К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика.
Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости?
В сосуд погружены три железных шарика равных объемов .
Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики?
Вопрос: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу? (слайд 5)
Способ 1.
Способ 2. Взвесить в воздухе и в жидкости,
найти разность этих величин.
Способ 3. Определить объем вытесненной телом жидкости и, зная плотность жидкости, вычислить F А.
Актуализация познавательной деятельности.
Разгадывание кроссворда. (слайд 6)
Гидравлическая машина для сдавливания (прессования) ответ: пресс
Физическая величина, измеряющаяся в паскалях ответ: давление
Прибор для измерения атмосферного давления ответ: барометр
Сила, действующая на тело из жидкости ответ: выталкивающая
Прибор, в котором под действием атмосферного давления за поршнем поднимается жидкость
ответ: насос
От какой величины зависит выталкивающая сила ответ: плотность
Греческое слово, которое переводится водяной ответ: гидравликос
Учёный, в честь которого названа выталкивающая сила ответ: Архимед
Выделенное слово в кроссворде — плавание.
Объявление темы урока, целей урока (слайд 7, 8)
(слайд 9) Условия плавания тел (гиперссылка на следующую презентацию)
Презентация 2. (слайд 1) Какая сила действует на тело в воздухе?
Предполагаемый ответ: сила тяжести
Какая сила действует на тело в воде?
Предполагаемый ответ: сила архимеда
Почему тело всплывает?плавает?или тонет?
(слайд 2) рассматриваются условия плавания тел
Работа с учебником стр. 120
Проведение эксперимента. Сосуд с водой , тела
Вывод: чем меньше объём погруженной части тела, тем меньше архимедова сила, т.к архимедова сила равна весу жидкости в объёме погруженной в неё части тела. (подчеркнуть в учебнике)
Если тело плавает в жидкости, то вес вытесненной им жидкости равен весу этого тела в воздухе.
Вопрос: Почему разные тела ведут себя по разному одни тонут, другие плавают?
Работа с таблицами плотностей на стр. 50
Заполнение таблицы в тетрадях (слайд 3)
(слайд 4) условия плавания тел , сравнение плотностей тел и жидкости.
Вывод: если плотность тела больше плотности жидкости, то тело в такой жидкости тонет. Тело с меньшей плотностью всплывает в этой жидкости. (стр. 121) (подчеркнуть в учебнике)
Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
При равных плотностях тела и жидкости тело плавает внутри жидкости на любой глубине.
Вопрос: Что нужно чтобы заставить тело плавать?
Где в природе и технике учитываются эти условия?
(слайд 6, 7, 8) плавание судов, плавание подводных лодок, плавание рыб.
Работа с учебником стр. 122
Вопрос: если брать несмешивающиеся жидкости, например вода и керосин, как располагаются жидкости? (слайд 9)
Закрепление . (слайд 10)
Итог урока. (слайд 10)(презентация 1) Что мы узнали нового на уроке?
В мире интересного . (слайд 11)
Средняя плотность тела человека 1036 (кг/м3) —
несколько больше, чем воды,
поэтому в пресной воде не умеющий плавать
человек тонет.
У соленой воды плотность выше.
Плотность воды в заливе Кара-Богаз-Гол в Каспийском море 1200 (кг/м3) — почти на 20% больше,
чем у пресной воды.
В этом заливе невозможно утонуть.
Можно лечь на воду и читать книгу.
Д/з
Яйцо (или картофелина) тонет в пресной воде,
но плавает в солёной. Объясните почему.
Почему кусочек пластилина тонет в воде,
а лодочка, сделанная из него – нет? Эксперимент (сосуд с водой и пластилин)
Заслушиваются ответы учащихся, сообщается о том, что этот вопрос рассмотрим на следующем уроке.
Рефлексия
Литература
«Физика 7 класс» А.В. Перышкин ДРОФА 2006
Сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова М. Просвещение 2007