Урок физики в 7 классе.
Тема: Выяснение условий плавания тел.
Цели: продолжить формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу;
экспериментально исследовать условия плавания конкретных тел; совершенствовать умения школьников работать с таблицами, наблюдать и анализировать явления находить нестандартные решения.
План урока
Время, мин | Приёмы и методы | |
1. Постановка учебной проблемы. | 1-2 | Сообщение учителя |
2. Инструктаж по выполнению работы. | 4-5 | Беседа |
3. Лабораторная работа. | 30 | Практическая деятельность |
4. Подведение итогов. | 8-10 | Вопросы, ответы |
Ход урока
Сообщение учителя.
11.Учебная проблема: экспериментально проверить условия плавания тел в различных ситуациях. Работа проводится по индивидуальным карточкам.
В беседе выясняются условия тел, способы определения архимедовой силы, веса тела.
3. Школьникам выдаются карточки с заданиями (индивидуально для сильных, средних, слабых).
Задание 1. Исследуйте, какие тела, и в каких жидкостях тонут, какие плавают. Данные занесите в табл.1.
Таблица 1.
Твёрдое тело | Вывод | |
|
|
|
Задание 2. Сравните глубину погружения различных тел, плавающих на поверхности жидкости. Результаты оформите в виде рисунков, выводов.
Оборудование: вода, масло, парафин, дерево. Пенопласт.
Задание 3. Сравните архимедову силу с весом пузырьков (пробирок). По итогам опытов заполните табл.2.
Таблица 2.
FA | FT | Вывод | |
|
|
|
|
Задание 4. Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Результаты эксперимента оформите в виде рисунков с пояснениями.
Оборудование: сосуд с водой, соль, картофелина.
Задание 5. Может ли кусок пластилина плавать в воде? В каком случае?
Оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.t
Задание 6. Исследуйте, изменится ли глубина погружения пробирки в воду, если: а) кусочек пластилина положить внутрь пробирки; б) прикрепить ко дну пробирки.
Оборудование: сосуд с водой, пробирка, пластилин.
Задание 7. Какой груз может поднять плот (куски дерева, пенопласта)? Теоретическое решение проверьте экспериментально, сделайте выводы.
Оборудование: разновес, сосуд с водой бруски из дерева, пробки, пенопласта.
Вывод | |
1. p T > pж P T = Pж p T <Pж | Тело тонет Тело плавает Тело всплывает |
2. 1 < Pж / PT | Неполное погружение (дети изображают три случая неполного погружения соответственно для трёх значений Pж / PT)/ |
3. F > FA F = FA F < FA | Тело тонет Тело плавает Тело всплывает |
111. В конце урока обсуждаются результаты работы, подводятся итоги. С места отчитываются отдельные школьники. Учитель задаёт вопросы. На доске (в тетрадях) коллективно заполняется табл.3.