7 класс. Урок на тему « Явление тяготения. Сила тяжести».
Цели урока:
1. Образовательные:
Познакомить с явлением тяготения, ввести понятие о силе тяжести. Продолжить формирование умения характеризовать физические явления.
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес учащихся.
Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к науке.
Формировать научное мировоззрение учащихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Ход урока
Орг.момент. Положительный настрой на работу на уроке.
Работа по карточкам. ( мы уже изучили 6 физических величин:
Единица измерения | |
m | кг |
p | Кг/м3 |
v | м3 |
S | м |
t | с |
Vск. | м/с |
Учащимся задаются вопросы, они поднимают нужную карточку.
Например : Какая физическая величина измеряется в секундах?
Какая физическая величина измеряется спидометром?
Какой буквой обозначается масса?
Какую физическую величину можно измерить с помощью мензурки?…
Работа с карточками помогает уч-ся лучше запомнить наименования физ.величин и единицы их измерения.
Проверка домашнего задания. Отвечаем на вопросы п. 23. Работаем по вариантам. Один учащийся читает вопрос, другой отвечает, если ответ неполный, то делаем пояснения.
Итак , 1 вариант откройте свои учебники, стр. 56, а второй вариант закройте.
Учитель: Что такое сила?
Ответы детей: Сила — мера взаимодействия тел.
Сила — физическая величина.
Сила – векторная величина.
Изучение нового материала. Итак, ребята, мы выяснили, что сила — это векторная величина, то есть величина, имеющая направление.
Сегодня на уроке мы поговорим о силе природы — силе всемирного тяготения. Человек завидовал птицам, но лишь в мечтах взмывали в небо Дедалы, Икары и русские умельцы, мастерившие себе крылья из лебединых перьев и воска. Именно эта собирает воды планеты, образуя моря и океаны, удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Эта сила постоянно служит человеку, направляя потоки воды. Человек запускает искусственные спутники, и тяготения несёт их по рассчитанному пути.
Откройте тетради. Запишем тему нашего урока. «Явление тяготения. Сила тяжести».
Примеры тяготения: выпущенный из рук предмет падает всегда вниз; падает вниз мяч, брошенный под углом к горизонту, листья деревьев опускаются на Землю, падают вниз капли дождя и снежинки. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землёй, а потом отпущенные.
Какой вопрос мы можем задать?
— почему все эти тела падают вниз?
— Земля притягивает к себе все тела.
— Как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притяжения? — Оказывается, все тела притягиваются друг к другу.(3емля — яблоко на ветке, Земля — Луна, Солнце — планеты, дерево — дерево).
— Откройте учебники,стр.58, прочитаем правило: ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ ДРУГ К ДРУГУ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ.
— Пишем в тетради определение:
Всемирное тяготение — притяжение всех тел Вселенной друг к другу.
Пишем в тетради:
Что ? Где ? Кто ? Когда ?
Закон Англия Исаак Ньютон 1667 г.
всемирного
тяготения
— Кто у нас приготовил сообщение о биографии Исаака Ньютона? ( учащийся делает сообщение).
— Спасибо. Продолжаем работать с учебником. Стр.58. Найдите ответ на вопрос: что происходит с телами согласно закону всемирного тяготения? (дети читают 3-й абзац).
— Какое значение имеет сила притяжения?(4-й абзац).
— Прочитайте определение силы тяжести.
Работа в тетрадях: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.
— Запишем формулу: F= mg, где m — масса тела,
g — ускорение свободного падения, g = 9,8 н/кг
— Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, к центру Земли.
Физминутка.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать —
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться!
Учитель : Спасибо. Прошу садиться, а мы продолжаем наш урок.
— ребята, в конце учебника есть интересный материал для дополнительного чтения « Сила тяжести на других планетах». Откройте стр.175. я думаю. Что этот материал вас заинтересует и вы найдёте ещё много интересного материала по нашей сегодняшней теме.
6. Закрепление. Предлагаю вам занимательные задачи по физике Григория Остера!
1. Масса листика, сорвавшегося с березы, — 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?
Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это справедливо.
2. Как, не понимая ни бельмеса в физике, все-таки научиться вычислять действующую на тебя силу тяжести?
Ответ: не снимая ботинок и не вынимая из карманов гайки и гвозди, встань на весы. Помотри, сколько килограммов весы показывают — это твоя масса. Не вес, а масса. Запомни, не ВЕС, а МАССА! Запомнил? Теперь быстро умножай свою массу
на девять и восемь десятых. Только не спрашивай, зачем. Так надо! Умножил? Теперь припиши к тому что получилось буковку «н» и можешь хвастаться, что на тебя действует сила тяжести в столько-то ньютонов.
Рефлексия.
1.О какой силе мы сегодня с вами говорили?
2.От чего и как зависит сила притяжения между телами?
3. От чего зависит действующая на тело сила тяжести?
4. Под действием какой силы падают на землю снежинки?
8. Домашнее задание: п.24.стр. 175-177. Записи в тетради выучить. Сделать табличку: F — Н.