Конспект урока для 8 класса «Исследование природных источников энергии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

Курского муниципального района Ставропольского края









Урок физики

«Исследование природных источников энергии»

8 класс





Подготовила:

Берюмова Ольга Николаевна,

учитель физики

высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ, Победитель ПНПО- 2008, 2014 г.г.
















2014 г.





.)


Урок физики в 8 классе (2 часа)


Тема «Исследование природных источников энергии»

Форма урока: «Урок-исследование»


Место урока в разделе «Электрические явления»: Урок проводится в 8 классе в главе «Электрические явления» последним уроком по общению и преобразованию теоретических знаний

Тип урока: урок обобщения и преобразования полученных ранее знаний

.Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить программный материал, и решить систему познавательных и практических задач.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютер, проводники, коробка с овощами и фруктами, соединительные провода, приборы для измерения силы тока и напряжения, подборка научно-популярной литературы по данной теме, компьютеры с выходом в Интернет, компас, пальчиковые батарейки, весы


Дидактические материалы: листы исследования, методички для самостоятельной работы, задания для рефлексии.

Формы учебной работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная

.

Задачи урока:

Образовательные:

— продолжать учить учащихся использовать при решении нестандартных задач имеющиеся знания, личный опыт, информацию из различной литературы.

.Воспитательные:

— продолжить формирование познавательного интереса учащихся;

— формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся

Развивающие:

— осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить знания, используя физический эксперимент и работу с научно-популярной литературой.


Задачи учителя на уроке: создание условий для

— проявления активности обучаемых;

— развития исследовательской компетентности учащихся;

— повышение их интереса к предмету

Содержание урока: стандарт + личностный рост ребёнка

  • Стиль взаимодействия: диалог

  • Позиция ребёнка: активно-инициативная

Методы обучения:

по уровню самостоятельности: поисковый и творческий;

по уровню исследовательской деятельности: проблемно-поисковый, моделирующий

Педагогические технологии:

  • Информационные

  • Проблемно-развивающая Н.Г.Мошкина

  • Адаптивная система обучения А.С.Границкая


Ожидаемый результат

Предметные

  • Осознанность, системность и мобильность полученных знаний

Метапредметные

  • использование при решении нестандартных задач причинно-следственных связей, умение связать изучаемый материал с практикой и жизнью


Личностные

— формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.



.І. Организационный момент (запуск проекта (эмоциональный настрой на урок)

Вступительное слово учителя:

Сегодня вспомним все о токах —
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Мы испытанья проведём,
И с пользой время проведем


II. Мотивационный этап.( планирование работы над проектом (переход внешней мотивации во внутреннюю )

Познавательный метод: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений

Социальный метод: развитие желания быть полезным, заинтересованность результатами коллективной работы

Мы заканчиваем изучение раздела физики 8 класса «Электрические явления». Знания, полученные при изучении этого раздела помогут вам разобраться в многообразии электрических явлений, окружающих нас.

Сегодня мы будем исследовать природные источники энергии, с которыми каждому из вас не раз приходилось сталкиваться. Могу утверждать, что эти столкновения вызывали у вас приятные ощущения. Что-же спрятано в этой коробке?

(Учащиеся дают свои предположения) В коробке находятся овощи и фрукты

III. Актуализация знаний.( определение уровня готовности к поисковой работе)

Итак, тема исследования: «Природные источники энергии».

Всем вам знаком факт, что в последнее время человечество сталкивается с дефицитом энергоресурсов. Грядущее истощение запасов нефти и газа побуждает ученых искать новые возобновляемые источники энергии

Какие нетрадиционные источники энергии вам уже известны.

Дети: — Энергия солнца, энергия ветра, энергия приливов и отливов по презентации педагога)


У. А знаете ли вы, что к возобновляемым источникам энергии в последнее время всё чаще причисляют и растения. Ведь только зеленое растение является той единственной в мире лабораторией, которая усваивает солнечную энергию и сохраняет ее в виде потенциальной химической энергии органических соединений, образующихся в процессе фотосинтеза.

Сегодня вы проведёте исследования с известными вам овощами и фруктами.

В тетради запишем тему урока «Природные источники энергии»

Какова же цель данной работы: Исследование природных источников энергии.


V. Организация практической части урока


Объект исследования -фрукты и овощи(которые вызвали массу вопросов в начале урока)

Предмет исследования — свойства овощных и фруктовых источников тока.


У. Любое исследование мы начинаем с выдвижения гипотез (учащиеся выдвигают гипотезы, сформулированную гипотезу записываем в тетради)

Гипотеза: Так как фрукты и овощи состоят из различных минеральных веществ (электролитов), то они могут стать природными источниками тока.


(Сбор информации, самостоятельная работа

Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение необходимо поставить и решить ряд конкретных задач

(выслушиваются предложения учащихся)изучить литературу, создать батарейки из овощей и фруктов, придумать прибор для измерения

Для более эффективной работы во время исследований предлагаю разбить класс на группы, которые будут заниматься решением конкретной задачи предложенной данной группе.


В заключении каждая группа представит результаты своего исследования, в виде одного-2-х слайдов, на основании которых мы сможем подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. Письменный отчёт и распределение обязанностей в группе во время проведения исследований, надо представить к следующему уроку


Учителем обобщается и представляется учащимся

VI. Осознание и осмысление учебного материала – структурирование информации

(Перед учащимися лежат методические инструкции по которым они будут выполнять самостоятельно работу)


1 группа — библиографы.

Цель: Рассмотреть процесс фотосинтеза – как один из альтернативных источников энергии

Методическая инструкция

Деятельность школьников

Записи в тетради

  1. Просмотрите литературу, предложенную учителем.

  2. Найти информацию в Интернет

На основании изученного материала ответьте на вопросы:

— Можно ли получить живой генератор, топливом для которого служили бы вода и солнечный свет?

  • — Для чего живая клетка, запасает электрическую энергию в митохондриях? — Какие операции производит растение с помощью электричества? Приведите примеры.

Делайте записи в тетради

2 группа — исследователи

Цель: Создать и исследовать фруктовые и овощные батарейки

Методическая инструкция

Деятельность школьников

Записи в тетради

1. Создайте фруктовую или овощную батареи у которых положительным полюсом будет медная пластина, отрицательным -оцинкованная пластина.

2. Экспериментально измерьте и проанализируйте силу тока и напряжение таких батарей.

3. Испытайте разные комбинации последовательно соединённых продуктов и проанализируйте полученные результаты.

4. Результаты исследований представьте в таблице

Название

U, В

I, А

Огурец

0,5

0.1

Лимон +огурец

1,68

0.7


Делайте записи в тетради


3 группа — конструкторы

Цель: Сконструировать прибор для проведения исследований гальванических элементов

Методическая инструкция

Деятельность школьников

Записи в тетради

1. Сделайте прибор гальванометр для определения напряжения, имея компас, картон, изолированную медную проволоку и откалибруйте его с помощью пальчиковой батареи напряжением в 1, 5 В.

1 будет составлять значение в В полученное при делении 1,5В на количество градусов показываемое стрелкой компаса.

2. Сделайте два гальванических элемента:

a) из соленого огурца, поместив электроды на расстоянии 2 см друг от друга;

б) из соленого помидора (те же электроды размещены также)

3.Проведите исследования с гальваническими элементами изменяя ширину пластин, глубину их погружений, и расстояний между электродами .
4. Результаты измерений занесите в таблицу




Огурец

Помидор

Ширина цинков

электр

см

Расстояние между электродами см

Глубина погружен.

электродов, см

Напря-жение В

Напря-жение В

1

1

1



1

1

2



1

2

1



1

2

2



2

1

1



2

1

2



2

2

1



2

2

2



5. Проанализируйте полученные результаты

Делайте записи в тетради


4 группа — первооткрыватели

Цель: Исследовать электропроводность овощей и фруктов, разных сроков хранения.

Методическая инструкция

Деятельность школьников

Записи в тетради

1. Измерьте микроамперметром силу тока в плодах и овощах разного срока хранения при помощи электродов диаметром 1 мм (медный и стальной), погружая их на глубину 2 см., расстояние между электродами было не более 3 см.

2. Измерьте массу исследуемых овощей и фруктов

3. Результаты занесите в таблицу.

название


I, мкА / m, г


Примечание: I, мкА — сила тока, микроамперы, m,г — масса плода, граммы

На основании проведённых опытов ответить на вопросы:

— Можно ли определить на рынке урожай какого года нам предлагают?

— Для чего нам могут понадобится полученные результаты?

Делайте записи в тетради


Применение знаний и умений в новой учебной ситуации – оформление результатов работы Оформление учебной документации (согласно приложения 1)


Этап подведения итогов урокарефлексия

Система оценивания проекта

  • конкретность выполнения каждым участником работы над проектом,

  • актуальность и значимость темы,

  • полнота раскрытия темы,

  • оригинальность решения проблемы,

  • качество презентации проекта.

  • использование средств наглядности.

  • артистизм и выразительность выступления,

  • ответы на вопросы.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

У. Подводя итоги нашей работы можно с уверенностью сказать, что проведя эксперименты, мы, с одной стороны, убедились в том, что даже привычные нам предметы питания могут выступать в необычной роли. С другой стороны, мы убедились в выполнении законов физики.

Давайте выслушаем основные результаты исследований каждой группы и запишем в тетрадь.

Выводы:

1. Фрукты и овощи могут служить источниками тока, если ввести в них медный и цинковый электроды.

2.Экспериментально установлено, что величина тока в фрукте тли овоще не зависит от его размера, а определяется наличием в нем растворов минеральных солей, видом электродов.

3.Величины силы тока и напряжения связаны с кислотностью продукта и с разными комбинациями последовательно соединённых продуктов.

4. В процессе хранения овощи и фрукты «усыхают», т.е количество жидкости в них уменьшается, а содержание газов увеличивается, в результате чего электpопpоводность их тоже уменьшается.

5.Фруктовые и овощные батарейки могут заменять карманные батарейки для освещения холодильника, погреба (банка с огурцами и электроды), а также в экстремальных ситуациях (отключение электричества).(но только сколько их понадобиться на уроке пока не рассчитали)


(приложении 2)

Рефлексия урока

В заключении учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.

Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

  1. Мне все понравилось____________

  2. Мне ничего не понравилось______

  3. Мне ничего не понятно__________

  4. Мне было интересно____________

  5. Мне было скучно_______________

  6. Мне было легко________________

  7. Мне было трудно_______________

  8. Я узнал много нового____________

  9. Я не узнал ничего нового_________


VII. Инструктаж домашнего задания

— подготовить письменный отчёт о результатах исследования

— математически посчитать, сколько лимонов потребуется для работы бытовых электроприборов


Урок позволил

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, вырабатываются навыки и умения работы

  • знания, приобретенные в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказались более прочными, максимально осознанными, содержащими утилитарную базу их применимости

  • продолжить формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умения столь необходимые им в жизни и в их дальнейшем профессиональном становлении.


Пояснительная записка к уроку

Предмет физики преподаю по учебнику Физика-8 А.В. Пёрышкин, 2 часа в неделю. В каждом классе есть группа учащихся котора занимаетс проектной деятельностью с 5 класса во внеурочное время, они и являются основными помощниками на такиз уроках.

После изучению каждого раздела я обязательно проводится урок-исследование по закреплению и преобразованию полученных ранее знаний на практике. В результате таких уроков рождаются большие комплексные творческие исследовательские работы.

Так в ходе данного урока ребята изъявили желание заняться следующими исследовательскими проектами «Использование самодельных приборов для исследований качества воды», потому что любопытным для них оказалось, что даже у воды, взятой из разных источников (водопровод а и колодца), создаваемая разность потенциалов заметно отличается. Это дало возможность моим ученикам предположить, что возможно использовать наш прибор-гальванометр для быстрого анализа качества воды. Ведь, чем больше примесей, тем большее напряжение фиксирует вольтметр. Возможно, наш прибор можно использовать для мониторинга малых рек. Есть идея использовать элемент Вольта для анализа овощей и фруктов на содержание нитратов.
« Практическое применение электрических свойств овощей и фруктов»

В ходе измерений попытались оценить возможность практического применения электрических свойств овощей. В частности, попытались зажечь светодиод от огурца и лимона. Опыт показал, что, вследствие большого внутреннего сопротивления элементов и малой их ёмкости лампа не зажигалась.. Возникла проблема, как посчитать, сколько фруктовых батареек понадобиться для зарядки часов, телефона и т.д.

Для проведения таких уроков, в школе есть необходимая база, компьютер, переносные ноутбуки, Лаборатория Архимеда с различными датчиками, необходимое оборудование по электричеству.



5. Литература

  1. Алексеева М.Н. Физика – юным. – М.: Просвещение, 1980, с.174

  2. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений –М.:-Агропромиздат, 1991, с.336

  3. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1984, с.225

  4. Генкель П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультативному курсу для IX кл. – М.: Просвещение, 1985, с.175

  5. Громов С.В., Родина Н.А. Физика-9. – М.: Просвещение, 2000, с.339

  6. Зауралов О.А Краткий курс физиологии и биохимии растений – Саранск: изд-во Мордов. Ун-та, 1995, с.197

  7. Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986, с.155

  8. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1974, с.235

  9. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике. 6–7 кл. – М.: Просвещение, 1978, с. 198

  10. Красновский А.А. Преобразование энергии света при фотосинтезе – Саранск, 1987, с.223

  11. Полевой В.В. Физиология растений- М.: Высш. шк., 1989, с.150

  12. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 1999, с.336

  13. Тимирязев К.А.Жизнь растения.-М.:ОАО «Типография «Новости» совместно с издательством МСХА, 2006 -320 с.

  14. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Т. 3. – М.: Педагогика, 1978, с.543

  15. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика: Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1996, с.613

  16. Шолле В.Д.Энциклопедический словарь. Естествознание.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003 – 543 с.

Приложение 1 ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИ


ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект

исследования

Оборудование



Цель исследования


Задачи исследования




Гипотеза




Результаты исследований







Выводы и предложения






Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Решение примеров и задач на увеличение числа на несколько единиц"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: