Конспект урока физики на тему «Длина волны. Скорость распространения волн»

Тема урока: Длина волны. Скорость распространения волн

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель: ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с происхождением термина «длина волны, скорость волны»

  • уметь сравнивать виды волн и , делать выводы

  • получить связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой

  • познакомить с новым понятием: длина волны

  • научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны

  • уметь анализировать график, сравнивать, делать выводы

Технические средства:

-персональный компьютер
-мультимедиа проектор
презентация PowerPoint к уроку


План занятия:

1. Организация начала урока. 
2. Актуализация знаний учащихся. 
3. Усвоение новых знаний. 
4. Закрепление новых знаний. 
5. Подведение итогов урока. 
6. Информация о домашнем задании.



1. Организация начала урока. Приветствие.

Добрый день! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера. А для снятия состояния тревоги и напряженности

  • Слайд №2(картина1)

сменим наше настроение

  • Слайд №2(картина 2)

С каким понятием мы познакомились на последнем уроке! (Волна)

Вопрос: что такое волна? (Колебания, которые распространяются в пространстве с течением времени, называются волной)

Вопрос: какие величины характеризуют колебательное движение? (Амплитуда, период и частота)

Вопрос: а будут ли эти величины являться характеристиками волны? (Да)

Вопрос: почему? (волна — колебания)

Вопрос: что же мы будем изучать сегодня на уроке? (изучать характеристики волны)

Абсолютно все в этом мире происходит с какой-либо скоростью. Тела не перемещаются моментально, для этого требуется время. Не являются исключением и волны, в какой бы среде они не распространялись.  Если вы бросите камень в воду озера, то возникшие волны дойдут до берега не сразу. Для продвижения волн на некоторое расстояние необходимо время, следовательно, можно говорить о скорости распространения волн.

Существует еще одна важная характеристика это длина волны.

Сегодня мы познакомимся с новым понятием: длина волны. И получим связь между скоростью распространения волны, длиной волны и частотой.

2. Актуализация знаний учащихся. 

На этом уроке мы продолжаем изучать механические волны

-Если в воду бросить камень, то от места возмущения побегут круги. Будут чередоваться гребни и впадины. Эти круги дойдут до берега.

  • Слайд №3

Пришёл большой мальчик и бросил большой камень. Пришел маленький мальчик и бросил маленький камень. 

Вопрос: будут ли отличаться волны?  (Да)

Вопрос: чем? (Высотой)

Вопрос: а как назвать высоту гребня? (Амплитудой колебания)

Вопрос: а как называется время, которое проходит волна от одного колебания до другого? (Периодом колебания)

 Вопрос: что является источником волнового движения? (Источником волнового движения являются колебания частиц тела, связанных между собой силами упругости)

Вопрос: частицы колеблются. А происходит ли перенос вещества? ( НЕТ)

Вопрос: А что передаётся? (ЭНЕРГИЯ)

Волны, наблюдаемые в природе, нередко переносят огромную энергию

Задание: Поднимите правую руку и покажите, как в танце изображается волна

  • Слайд №4


Вопрос: куда распространяется волна? ( Вправо)

Вопрос: а как перемещаются локоть?  (Вверх и вниз, то есть поперёк волны) Вопрос: как называются такие волны? (Такие волны называются поперечными)


  • Слайд №5

Вопрос— Определение: волны, в которых частицы среды колеблются перпендикулярно направлению распространения волны, называются поперечными.

  • Слайд №6

Вопрос: какая волна была показана?    (Продольная)

Вопрос— Определение: волны, в которых колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны, называются продольными.

  • Слайд №7

Вопрос: чем она отличается от поперечной волны? (Нет гребней и впадин, а есть сгущения и разрежения)


Вопрос: Есть тела в твёрдом,  жидком и газообразном состоянии. Какие волны в каких телах могут распространяться?



 Ответ 1:

В твёрдых телах возможны продольные и поперечные волны, так как в твёрдых телах возможны упругие деформации сдвига, растяжения и сжатия

 Ответ 2:

В жидкостях и газах возможны только продольные волны, так как упругих деформаций сдвига в жидкостях и газах нет


  

3. Усвоение новых знаний. 

Задание : нарисуйте волну в тетрадь

  • Слайд №8



  • Слайд №9


Вопрос: возьму эти 2 точки. Что у них одинаково?  (Одинакова фаза)

 

Запись в тетрадь:  Кратчайшее расстояние между двумя точками, которые колеблются в одинаковой фазе, называют длиной волны (λ).

  • Слайд №10


Вопрос: какая величина одинакова для этих точек, если это волновое движение? (Период)

 Запись в тетрадь:  длиной волны называется расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебания в ее источнике. Она равна расстоянию между соседними гребнями или впадинами в поперечной волне и между соседними сгущениями или разряжениями в продольной волне.  

  • Слайд №11

Вопрос: по какой формуле будем считать λ?

Подсказка: Что такое λ?  Это расстояние…

Вопрос: А по какой формуле считают расстояние? Скорость х время

Вопрос: А какое время?(Периода)

получаем формулу скорости распространения волны.

  • Слайд №12

Формулу списать.

Самостоятельно получить формулы для нахождения скорости волны.

Вопрос: А от чего зависит скорость распространения волны?

Подсказка: Два одинаковых камня уронили с одинаковой высоты. Один в воду, а другой в растительное масло. С одинаковой скорость будут распространяться волны?

Запись в тетрадь:  Скорость распространения волн зависит от упругих свойств вещества и его плотности



4. Закрепление новых знаний. 

научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны.

Решение задач:

1. На рисунке приведён график колебаний волны, распространяющейся со скоростью 2 м/с. Каковы амплитуда, период, частота и длина волны.





  • Слайд №13



  • Слайд №14


2. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн 8 м. Определите период колебания лодки.

3. Волна распространяется со скоростью 300 м/с, частота колебаний 260 Гц. Определите расстояние между соседними точками, находящимися в одинаковых фазах.

4. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн?





5. Подведение итогов урока. 


  • Что нового мы узнали на уроке?

  • Чему мы научились?

  • Как изменилось ваше настроение?


Рефлексия

Посмотрите пожалуйста на карточки, которые лежат на столах. И определите своё настроение! По окончании урока карточку вашего настроения оставьте у меня на столе!


6. Информация о домашнем задании.


§33, упр. 28


Заключительное слово учителя:

Я хочу вам пожелать меньше колебаний в вашей жизни. Шагайте по дороге знаний уверено.


Свежие документы:  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Закон Ома для участка цепи" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: