Тема: «Скорость. Единицы скорости»
Цель урока: ввести физическую величину характеризующую быстроту движения тела, её единицу измерения; способствовать формированию умений работы с табличными данными, развитию речи; способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование :тележка легкоподвижная, компьютер, мультимедийный проектор, СD диск «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», таб .№7 «Скорость. Единицы скорости».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на уроке.
Мотивация: девиз нашего урока «Кто хочет познать, тот познает». В конце урока определим ваш уровень познания нового материала. Будьте внимательны и активны на уроке, познавайте сами и помогайте другим.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу(8 мин).
Цель: повторить основные понятия предыдущего урока; разобрать выполнение домашнего задания; провести физический диктант с целью проверки усвоения изученного материала.
1. Фронтальный опрос: а) Что называется механическим движением?
б) Какие виды движения изучали?
в) Что называется траекторией?
2. Рассмотреть выполнение домашнего задания №4 (учебника) (ученик отвечает у доски).
3. Физический диктант (текст на экране ). Ответы записываются в тетрадь с последующей самопроверкой и самооценкой. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
— Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется …(путь).
— Путь обозначается… (s).
— Единица измерения пути в СИ-(м).
-Если t1=t2=t3 и s1=s2=s3, то движение …(равномерное).
— По движению тележки определите вид движения. (неравномерное).
III. Объяснение нового учебного материала. (25 мин).
Мотивация: Кто быстрее всех на свете, Солнца свет или самолет? Чтобы ответить на вопрос , нужно рассмотреть величину характеризующую быстроту движения тела.
Цель: на уроке мы должны рассмотреть физическую величину характеризующую быстроту движения тела при равномерном и неравномерном движении и ввести её единицу измерения.
В форме беседы с элементами проблемного обучения, ввести новые понятия.
На экране фрагмент демонстрирующий движение разных тел ( полет птицы, движение автомобиля, движение пешехода). Определите, кто движется быстрее? Поясните ответ.
Величина, характеризующая быстроту движения тел , является скорость.
Если автомобиль за 1 час проезжает 60 км, то говорят, что его скорость 60 км в час.
Что показывает скорость? ( Путь в единицу времени).
Определение скорости равномерного движения.
— Словесная формулировка скорость =.
Обозначение : v— скорость, s – путь, t— время
Формула v=
Скорость тела при равномерном движении – это величина равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден.
В Международной системе (СИ) скорость измеряется в метрах на секунду(.
По таб. №7 рассмотреть единицы измерения скорости
Физкульт минутка. Быстро поморгали, медленно потянулись стоя.
Имеет ли скорость направление? Фрагмент движения тел. Как направлены скорости движения тел?
Если величина имеет направление , кроме числового значения, то она является векторной.
Обозначение вектора скорости и модуля по таб. №7, записать в тетрадь.
Как определить скорость неравномерного движения? (Рассуждение учеников).
Вывод: чтобы определить скорость при неравномерном движении, нужно весь путь поделить на всё время движения. Такая скорость называется средней скоростью.
Формула: vср= .
Чтобы ответить на вопрос, поставленный в начале объяснения новой темы, обратимся к таб. №1 учебника, стр.37. Скорость света больше скоростей всех тел во Вселенной.
Рассмотрим задачу упр.4 (1) Перевод скорости тела и одних единиц в другие .
Числовое значение скорости зависит от выбранной единицы.
IV . Закрепление учебного материала (6 мин).
Проверим первичное усвоение пройденного материала.
Цель: проверить усвоение пройденного материал; скорректировать знания учащихся; развивать навыки самооценки.
Мини тест. (текст на экране, учащиеся отвечают с помощью сигнальных карточек с буквами).
Какая физическая величина характеризует быстроту движения тела.
А. скорость; Б. время; В. Путь?
2. По какой формуле определяется скорость равномерного движения
А. v= ; Б. vср= ; В. s=v t?
3. Скорость – это … физическая величина
А. скалярная; Б. векторная.
4. В Международной системе (СИ) скорость измеряют
А. ; Б. ; В. ?
5. По формуле vср= определяется скорость
А. равномерного движения;
Б. неравномерного движения;
В. Криволинейного движения?
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | |
А | А | Б | А | Б |
Рефлексия. По результатам мини теста , у кого «5»- тот достиг первичного познания, у кого «1» или «2» — тому придется дома по работать дополнительно.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Где можете применить полученные знания?
Выставление оценок: Физический диктант + активное участие на уроке.
V. Задание на дом (4 мин).
Целью домашнего задания является закрепление изученного материала.
Тем, у кого по тесту от 0 до 3 баллов — §15 стр. 34-37 читать, вопросы на стр. 37 ответить устно, упр . 4(2) письменно.
У кого по тесту 4-5 баллов- §15 стр. 34-37 читать, рассмотреть пример решения задачи на стр. 35, упр . 4(2,3) письменно.
Урок окончен, спасибо за внимание.
Литература: 1. А.В. Перышкин Физика 7 класс, Дрофа Москва.2008г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Молодёжный»
Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Урок физики
в 7 классе по теме:
«Скорость. Единицы скорости»
Подготовила и провела
учитель физики и математики
Ветлугина Н.А.
Пос. Молодёжный – 2012г.