Казахстан, Алматинская область
Райымбекский район
с.Кегень
учитель физики Бердибаева Рима Кыдырбековна
Тема: Испарение и конденсация.
Цель урока: Рассмотреть физические явления: испарение и конденсацию на фоне фрагментов из художественных произведений.
Задачи:
Выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества.
Продолжить формирование умения наблюдать, объяснять физические явления, делать выводы.
Рассмотреть физические явления с точки зрения литературы
Ход урока:
Организационный момент.
Вас я приветствую, друзья!
Сегодня в мир науки с вами,
Постигнув мудрость бытия,
Войдем мы твердыми шагами.
Работа мысли и стремленье к знаньям
Поможет вам понять всю сущность мирозданья.
Очень мудрый человек Г. Лихтенберг сказал: «То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость».
Столь мудрые, точные эти слова хочу подтвердить такой притчей, друзья,
Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:
Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:
Выйди за дверь и постой с обратной стороны.
Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.
А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.
Я постоял снаружи, и что с того? — спрашивает он мудреца. — Разве от этого что-нибудь изменилось?
Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.
Что мне могло открыться? — возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!
Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. — Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.
Неслучайно я рассказала вам эту притчу. Она напрямую связана с нашей жизнью, как и тема занятий над которой мы будем работать.
Тема урока: Испарение и конденсация.
В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей» писал:
«И, наконец, на морском берегу, разбиваюшем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того ,как она исчезает от зноя.
Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза».
Все тела состоят из молекул, они движутся с разными скоростями. Более быстрые могут преодолеть притяжение других молекул и силу давления воздуха и улететь. Рассмотрим открытый и закрытый сосуды.
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете явление испарения?
Какие молекулы покидают жидкость?
Что происходит с температурой жидкости?
Какие молекулы остаются в ней?
После обсуждения предлагается отрывок из стихотворения Бунина:
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом….
Почему дымятся черные бугры? Какой процесс происходит?
Отрывок из стихотворения А.С Пушкина:
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей
Трещит лучина перед ней.
Отчего трещит лучина?
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, испарение происходит при любой температуре или нет?
Зимой испарение есть?
Испаряется ли твердое тело?
Опыты на заданную тему
Опыт №1:с кристалликами йода. Йод испаряется минуя состояние жидкости.
Д.Алигьери. «Божественная комедия»:
И как с конца палимое бревно
От тока ветра и его накала
В другом конце трещит и слез полно….
Мы убедились, что твердые тела испаряются.
Теперь рассмотрим, от чего зависит скорость испарения жидкости.
Опыт №2.: с маслом, водой
Сделали вывод:- зависит от рода вещества
Опыт №3:с веером и спиртом.
Сделали вывод:- зависит от ветра.
Опыт №4: со спиртовкой и водой.
Вывод :– зависит от температуры жидкости.
Опыт №5: рассмотреть каплю спирта на стекле и салфетке.
Вывод: зависит от площади поверхности жидкости.
Производится запись в рабочих тетрадях.
Дело в том, что одновременно с испарением на поверхности жидкости происходит и обратный процесс – конденсация. Конденсация происходит из-за того, что часть молекул, беспорядочно перемещаясь над жидкостью, снова возвращается в неё. Воздушные потоки препятствуют возвращению в жидкость вылетевших молекул, что увеличивает скорость испарения.
Конденсация может происходить и тогда, когда пар не соприкасается с жидкостью. Именно конденсацией можно объяснить появление тумана, росы, образование облаков и др. Молекулы водяного пара, находящегося в атмосфере, при понижении температуры воздуха группируются в мельчайшие капельки воды, образуя туман.
А что такое конденсация?
Переход молекул из пара в жидкость называется конденсацией.
С.П.Дрожжин:
Тени вечера сгущаются
Воздух влажен и душист
И росою умывается
На деревьях каждый лист
Почему вечером выпадает роса?
И.С.Никитин:
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака
Белый пар по лугам расстилается
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Чуть приметна тропинка росистая
Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Какие явления здесь описаны?
Рассмотреть значение испарения и конденсации в природе, жизни, технике.
Невольно приходит на ум сценка из водевиля А.П.Чехова «Свадьба», в которой испарение играет не последнюю роль
Змеюкина: Дайте мне атмосферы! Слышите? …махайте на меня, махайте… Скажите пожалуйста, отчего мне так душно?
Ять. Это оттого, что вы вспотели – с…
Змеюкина: Фуй, как вы вульгарны! Не смейте так выражаться!…Ах, оставьте меня в покое! Дайте мне поэзии, восторгов! Махайте, махайте…
Практическое применение испарения и конденсации:
быстроиспаряющиеся жидкости нашли применение в работе холодильного оборудования (фреон, аммиак)
в жарких странах воду принято хранить в глиняных сосудах.
при поездке в поезде летом очень просто получить из теплой воды достаточно холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15 – 20 минут вода будет достаточно холодной.
в Крыму, вблизи Феодосии, до 1912 г. Действовала несложная установка для получения влаги из воздуха. Она состояла из нескольких куч камней, расположенных на водоупорном скальном основании. Возникавшая в каменных кучах за счет конденсации вода отводилась по гончарным трубам в Феодосию, где питала небольшие фонтаны. Установка давала до 350 л питьевой воды в сутки. Остатки таких устройств найдены в Сахаре, в горных районах Италии и др.
при высокой температуре назначают потогонные средства (он испаряется с поверхности кожи, при этом температура тела понижается).
при высокой температуре эффективны обтирания водой, в которую добавлено несколько капель уксуса.
в большой мороз можно отморозить нос, т. к. температура кожи уменьшается, поверхность кожи переохлаждается. ( нужно закрывать нос, нельзя рот).
Интересные факты.
Оказывается, не только люди в жизни используют знания о таких процессах, как испарение и конденсация, но и многие животные.
в пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70 – 80 С днем и падать до 4 С к концу ночи. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище. Помимо того ящерица способна менять положение тела и его окраску, а когда температура становится высокой, может также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра. К числу реакций ящериц на высокую температуру относятся тепловая отдышка, а также выпучивание глаз.
шерсть у собак очень теплая, а потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап). Собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюстях и небе начинает интенсивно испаряться, и температура тела понижается до нормальной.
у слона в коже нет ни одной потовой железы. Но водоем у слона всегда под рукой. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется.
у зайца большие уши, но совсем не для того. Чтобы слушать, а для того чтобы ими … потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
Закрепление полученных знаний
Загадки
По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)
Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман)
Вопросы рефлексии:
Что узнал нового из урока?
Удалось ли понять и представить явления испарения и конденсации?
Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?
Что показалось наиболее трудным на уроке.?
Успешно ли применение презентации?