Кошикова Виктория Александровна
Учитель физики
МБОУ СОШ № 47 города Белгорода
«Материальная точка. Система отсчета»
Цели урока:
— организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;
— создать условия для развития памяти, логического мышления;
— создать условия для воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
— создать условия для развитие умений использовать научные методы познаний.
Задачи урока:
— объяснить необходимость изучения механики;
— показать возможности ее практического применения;
— сформировать у учащихся представление о материальной точке.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Вопрос: Что за наука – физика?
Основные разделы физики:
— механика
— термодинамика
— электродинамика
Механика – это наука о движении и взаимодействии макроскопических тел.
Основная задача механики: определение положения (координаты) тела в пространстве относительно других тел в любой момент времени.
Кинематика – изучает, как движется тело, но не изучает почему движется тело так или иначе.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности
Первое, что бросается в глаза при наблюдении окружающего мира – его изменчивость.
Вопрос: Какие изменения вы замечаете?
Наиболее частые ответы связаны с изменением положения тел относительно друг друга.
Изменение положения (координаты) тела в пространстве относительно других тел, происходящее с течением времени называется механическим движением.
Для упрощения рассмотрения процесса движения вводят понятие материальной точки.
Материальная точка – тело, размерами которого в условиях рассматриваемой задачи можно пренебречь.
Примеры:
— Земля вокруг Солнца (Земля — мат. точка)
— суточное вращение Земли (не мат. точка)
— самолет совершает перелет от Москвы до Санкт — Петербурга со скоростью 200 км/ч (самолет – мат. точка)
Движение, при котором все точки тела в любой момент времени движутся одинаково, называется поступательным.
Движение является относительным.
Тело отсчета (т.о.) – тело, относительно которого рассматривается изменение положения других тел в пространстве.
Система отсчета (с.о.) – с.к. + т.о. + часы
4. Первичная проверка понимания изученного
В каких случаях тело можно считать материальной точкой?
1. На станке изготавливают спортивный диск (-)
2. Диск летит после броска (+)
3. Конькобежец на соревнованиях (+)
4. Фигурист выполняет упражнения произвольной программы (-)
5. За движением космического корабля следят из центра управления полетами (+)
6. Корабль осуществляет посадку (-)
7. Земля вращается вокруг своей оси (-)
8. Земля вращается вокруг Солнца (+)
5. Закрепление изученного
1. Укажите, относительно каких тел пассажир, сидящий в каюте плывущего теплохода, находится в покое и относительно каких тел он движется.
2. Укажите, относительно каких тел ученик, читающий дома книгу, находится в покое и относительно каких тел он движется.
6. Обобщение и систематизация
В случаях, когда размерами тела можно пренебречь, вместо движения реального тела можно рассматривать движение материальной точки.
Для определения положения движущегося тела в любой момент времени, вида движения, скорости тела и некоторых других характеристик движения необходимы тело отсчета, связанная с ним система координат и прибор для отсчета времени.
7. Домашнее задание
п.1, упр.1.
8. Рефлексия
Используемая литература
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.