Конспект урока на тему «Переменный ток»

Урок Переменный ток

Цели урока:


  1. Обучающая — выяснить условие существования переменного тока; познакомиться с применением переменного тока в быту и технике. Выявить знания учащихся по теме «Электромагнитная индукция»

  2. Развивающая – умение анализировать, делать выводы; развивать логическое мышление.

  3. Воспитательная – воспитывать умение слушать других.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания, повторение

Проведение проверочной работы (15 мин).


II. Новый материал

Электрический ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению, называется переменным током.

Электрический ток вырабатывается в генераторах — устройствах, преоб­разующих энергию того или иного вида в электрическую энергию.

Преобладающую роль в наше время играют электромеханические индук­ционные генераторы переменного тока. В этих генераторах механическая энергия превращается в электрическую. Презентация. Их действие основано на явлении электромагнитной индукции. Такие генераторы имеют сравнительно простое устройство и позволяют получать большие токи при достаточно высоком напряжении. Все они состоят из одних и тех же основных частей. Это, во-первых, электромагнит или постоянный магнит, создающий магнитное поле, во-вторых, обмотка (вращающаяся рамка).

Производится электроэнергия на больших и малых электрических стан­циях в основном с помощью электромеханических индукционных генерато­ров. Существует два основных типа электростанций: тепловые и гидроэлект­рические. Различаются эти электростанции характером двигателей, вращаю­щих роторы генераторов.

На тепловых электростанциях источником энергии служит топливо: уголь, газ, нефть, мазут, горючие сланцы. Роторы электрических генераторов приводятся во вращение паровыми и газовыми турбинами или двигателями внутреннего сгорания. Наиболее экономичными являются крупные тепловые паротурбинные электростанции (ТЭС). Большинство ТЭС нашей страны ис­пользуют в качестве топлива угольную пыль.

Гидроэлектростанции дают около 20% всей вырабатываемой в нашей стране электроэнергии.

Значительную роль в энергетике играют атомные электростанции (АЭС). В настоящее время АЭС нашей страны дают около 10% электроэнергии.

Главным потребителем электроэнергии является промышленность. Круп­ным потребителем является также транспорт.


III. Вопросы на закрепление

Что называется генератором переменного тока? Какие типы таких гене­раторов существуют?

  • Что называется переменным током?

  • Что такое период, частота, фаза переменного тока?

  • Начертите график переменного тока и раскройте суть определения пе­ременного тока?

— На каком принципе основана работа генератора переменного тока?

Рис.

Проволочная рамка вращается с постоянной частотой в однородном магнитном поле. Какой из графиков, изображенных на рис. , показывает зависи­мость силы тока в рамке от времени?




IV.Домашнее задание: §50; упражнение 40;

Проверочная работа по теме «Электромагнитная индукция»

Вариант I.

1. Кто открыл явление электромагнитной индукции?
а) X. Эрстед; б) Ш. Кулон;

в) А. Вольта; г) А. Ампер;

д) М. Фарадей; е) Д. Максвелл.

2. Выводы катушки из медного провода присоединены к чувствительному гальванометру. В каком из перечисленных опытов гальванометр обнаружит ток в катушке?

  1. в катушку вставляется постоянный магнит;

  2. из катушки вынимается постоянный магнит;

  3. постоянный магнит вращается вокруг своей продольной оси внутри катушки.

а) только в случае 1; б) только в случае 2;

в) только в случае 3; г) в случаях 1 и 2;

д) в случаях 1, 2 и 3.

3. Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой маг­нитным полем, и косинус угла а между вектором В индукции нормалью п к этой поверхности?

а) индуктивность; б) магнитный поток;

в) магнитная индукция; г) самоиндукция;

д) энергия магнитного поля.

4. Как называется единица измерения магнитного потока?
а) тесла; б) вебер;

в) фарад; г) генри.


  1. В точках 1, 2, 3 показано расположение магнитных стре­лок (рис.). Нарисуйте, как в этих точках направлен вектор магнитной индукции.

  2. Линии магнитной индук­ции поля идут слева направо параллельно плоскости листа, проводник с током перпендику­лярен плоскости листа, и ток направлен в плоскость тетради. Вектор силы Ампера, действующей на проводник, направлен…

а) вправо; б) влево;

в) вверх; г) вниз.

Вариант II

1. Как называется явление возникновения электрического тока в замкну­
том контуре при изменении магнитного потока через контур?

а) электростатическая индукция; б) явление намагничивания;

в) сила Ампера; г) сила Лоренца;

д) электролиз; е) электромагнитная индукция.

2. Выводы катушки из медного провода присоединены к чувствительному
гальванометру. В каком из перечисленных опытов гальванометр обнаружит
возникновение тока в катушке?

  1. в катушку вставляется постоянный магнит;

  2. катушка надевается на магнит;

  3. катушка вращается вокруг магнита, находящегося внутри нее.

а) в случаях 1, 2 и 3; б) в случаях 1 и 2;

в) только в случае 1; г) только в случае 2;

д) только в случае 3.

3. Каким из приведенных ниже выражений определяется магнитный поток?

a) BS cos а; б) Ф/t;

в)qVBsina; г) qVBI;

д) IBlsma .

4. Единицей изменения какой физической величины является 1 вебер?
а) индукция магнитного поля; б) электроемкости;

в) самоиндукции; г) магнитного потока;

д) индуктивности.

5. Нарисуйте картину линий магнитной индукции при
протекании тока через катушку (рис.), намотанную на
картонный цилиндр. Как будет меняться эта картина при:

а) увеличении силы тока в катушке?

б) уменьшении числа витков, намотанных на катушку?

в) в ведение в нее железного сердечника?


6. Проводник с током лежит в плоскости листа. По проводнику снизу прохо­дит ток, и на него вверх действует сила Ампера, направленная от листа. Это может происходить, если северный полюс стержневого магнита поднесли…

а) слева; б) справа;

в) с передней стороны листа; г) с обратной стороны листа.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Рельеф и полезные ископаемые Казахстана"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: