« Рентгеновское излучение».
Открытый урок для преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей. Абилева Алма Казбековна преподаватель высшей категории КГУ«Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж»
|
Цели урока:
Образовательные — сформировать у учащихся представления о природе, свойствах и области применения рентгеновского излучения;
Развивающие – обеспечить развитие аналитических умений, выделения главного, существенного в изучаемом материале, применения ранее полученных знаний для объяснения изучаемого явления;
Воспитательные – обучение работать в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: интерактивные.
Оборудование урока: интерактивная доска, ресурсы, презентация к уроку, видеофрагмент, ватманы, фломастеры.
Время: 90 минут
Ход урока:
Стадия 1.Актуализация опорных знаний.(9мин)
На прошлом уроке мы познакомились с природой и свойствами инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Давайте повторим эту тему и в этом нам помогут лепестки ромашки.(На лепестках ромашки написаны вопросы. По желанию ребята отрывают по одному листочку и отвечает на вопрос.)
Вопросы:
-Что собой представляет инфракрасное излучение?
-В чем специфичность ультрафиолетового излучения?
-Почему сушить окрашенные изделия лучше не в печах, а в инфракрасных сушилках?
-Почему в облачную погоду на улице тепло?
-Для чего спецодежду сталеваров покрывают прочным слоем фольги?
-Почему в горах можно загореть значительно быстрее?
-Осенью в садах белят стволы, а иногда и ветви деревьев. Для чего это делают?
-Почему сварщики во время работы должны предохранять глаза темным стеклом?
-Ртутные лампы ультрафиолетового излучения делают из кварцевого, а не из обычного стекла. Для чего?
На доске записаны высказывания, из которых преподаватель предлагает учащимся выбрать девиз урока и обосновать свой выбор.(3мин)
Высказывания:
*То, что я слышу, я забываю.
*То, что я вижу и слышу, я немного помню.
*То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
*Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
*Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Преподаватель показывает видеофрагмент «Интересный короткий мультик про мотивацию» и желает плодотворной работы.(3мин)
Cтадия 2. Вызов.(5мин)
Цель фазы вызова — активизация обучаемого, диагностика имеющихся знаний.
Преподаватель объявляет тему урока «Рентгеновское излучение» и предлагает заполнить две графы из таблицу ЗХУ «Знаем/Хотим узнать/Узнали». По желанию учащиеся зачитывают записи.
Стадия 3. Осмысление.(30мин)
На данной стадии учащийся под руководством преподавателя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на предыдущей стадии(«хочу узнать»).Здесь применяется метод «Мозаика» и «чтение с пометками». Преподаватель напоминает, что каждой группе в конце урока необходимо будет выбрать двух самых активных учащихся, которые будут оценены.
Преподаватель изготавливает таблички разного цвета с цифрами для распределения учащихся по группам. Каждый учащийся будет входить в две группы-«основную» и группу «экспертов». Основные группы можно обозначить номерами от 1 до 5. Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определенной теме(их обозначим цветами: красный, синий, желтый, зеленый и белый. После того как члены «основной» группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, «эксперты» расходятся по «экспертным» группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме(с одним цветом),они изучают и обсуждают эту тему. Группа экспертов определяет чему каждый из «экспертов» научит свою основную группу. Затем «эксперты» возвращаются в свои «основные» группы и обучают своих основных товарищей. Происходит обмен информацией. В конце преподаватель проверяет уровень освоения материала учащимися.
Задания для групп. (раздаточный материал для каждой группы доступен для скачивания по ссылке: http://ipksko.kz/images/2015/dop_material.zip
Изучить тему: «Рентгеновское излучение» по следующему плану:
1.История открытия рентгеновского излучения.
*Расскажите в какой семье жил и рос Вильгельм Рентген.
*Где учился и работал великий ученый?
*Что отличало Рентгена от других ученых?
*Когда и как было сделано открытие Х-лучей?
*Как было воспринято открытие Рентгена в то время.
2.Свойства рентгеновских лучей.
*Сильная проникающая способность
*Способность вызывать свечение некоторых тел.
*Действие на фотографическую пленку.
*Способность ионизировать газы.
*Биохимическое действие на живой организм.
*Поглощение рентгеновского излучения веществом.
*Устройство рентгеновской трубки.
*Дифракция рентгеновских лучей.
3.Применение рентгеновских лучей в медицине.
*Рентгеноскопия.
*Флюорография.
*Рентгенография.
*Компьютерная рентгеновская томография.
*Влияние рентгеновских лучей на организм человека.
4.Применение рентгеновских лучей в науке и технике.
*Контроль качества материалов и дефектоскопия
*Осмотр груза и багажа.
*Изучение химического состава вещества.
*Рентгеновская астрономия.
*Рентгеновские лазеры.
Для закрепления изученного преподаватель предлагает просмотреть видеофрагмент «Рентгеновские лучи».(7мин) и презентацию по данной теме.(3мин)
Размышление и обобщение того, что узнали на уроке по данной теме проводят по методу «Карусель».(20мин)
На листах ватмана записаны 4 вопроса. Для ответа на данный вопрос учащимся предлагается найти как можно больше доказательств, предложений, примеров, каждое из которых фиксируется на листе ватмана. Время ограничено. Затем листы передаются следующей группе и т.д. Все четыре группы читают записи своих товарищей и дополняют. После создания такого «банка идей» проводится анализ. обговаривание и презентация данного вопроса группой, которая первая сделала записи по данному вопросу.
Вопросы:
-Какие черты характера Вильгельма Рентгена Вам симпатичны?
-Докажите, что рентгеновское излучение — электромагнитные волны.
-Какие опасности существуют при работе с рентгеновским излучением и средства защиты от них?
-Рентгеновское излучение на службе человеку.(приведите примеры).
Стадия 4. «Рефлексия».(8мин)
*Учащиеся заполняют третью графу таблицы ЗХУ. Учитель предлагает прочитать свои записи некоторым учащимся, другие могут дополнить.
*В завершении ребята высказываются об уроке одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
*Оценивание. Каждая группа предлагает оценить двух самых активных ребят.
*Домашнее задание.
Учитель предлагает записать в тетрадях вопрос и ответить на него дома.
Вопрос: при посещении врача иногда нам предлагают пройти флюрографию, а иногда сделать рентгеновский снимок. Это одно и тоже или между флюрографией и рентгеновским снимком есть различие?
Резерв времени- (2мин).
Примечание: рекомендую коллегам при проведении урока обязательно проговаривать, сколько времени вы даете для выполнения каждого задания. Я в кабинете установила таймер с звуковым сигналом.
Литература:
1.Дягилев Ф.М. «Из истории физики и жизни ее творцов». Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1986.
2.Кудрявцев П.С. «Курс истории физики». — М.: Просвещение, 1982.
3.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. Учебник для 11 класса средней школы. — М.: Просвещение, 1991.
4. Дубицкий Л.Г. Радиотехнические методы контроля изделий. Изд. 2-е. М., 1963;
5. УО СКО КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования».Интерактивные методы обучения