Сказочная физика (расчет плотности, массы и объема тела) 18(21).11.14г
Магомаева М.С., учитель физики
Разделы: Преподавание физики
Что за прелесть эти сказки!
А. С. Пушкин
Сказки представляют собой ценный материал для изучения физики, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. Привлечение текстов из сказок на занятиях важно и для формирования мотивов изучения физики. Во-первых, сказки близки и понятны. Во-вторых, сказочные герои – хорошие наблюдатели, смекалистые и знающие законы природы, нередко торжествуют победу, а кто не обладает этими качествами, терпит поражение; это убеждает учащихся в полезности знаний. Сказки расширяют кругозор читающих, дают представление об обычаях и самобытности разных народов, из них можно узнать много интересного о прошлом людей, населяющих нашу планету. Использование на уроках фрагментов из сказок с описанием изучаемых природных явлений, физических закономерностей создает у ребят положительный эмоциональный фон. {1}
Проект одного из таких уроков по теме «Решение задач на расчет плотности, массы, объема тела» я предлагаю Вашему вниманию.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Цели урока:
Развивающие: | Воспитательные: | |
|
|
|
Методы обучения: Общий метод: репродуктивный. Частные:словесно – наглядно – практические.
Форма проведения занятия: фронтальная беседа, решение задач, лабораторная работа, работа по сигнальным карточкам.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, парами.
Хронометраж
Организация начала занятия | 2 мин | |
2 | Актуализация знаний | 5 мин |
3 | Практика под руководством учителя (закрепление и повторение знаний) | 23 мин |
4 | Контроль знаний | 6 мин |
5 | Самостоятельная практика | 2 мин |
6 | Подведение итогов урока | 5 мин |
7 | Домашнее задание | 2 мин |
Содержание урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обоснование | |||||
1. Организационный этап (организация начала занятия) | Приветствует учеников, выявляет и фиксирует отсутствующих. Осуществляет проверку внешнего состояния классного помещения и подготовленность обучающихся к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, концентрируют внимание, включаются в деловой ритм. | Подготовка обучающихся к работе, настрой на урок, быстрое включение обучающихся в деловой ритм. | ||||
Постановка темы и целей урока | Сообщает тему урока «Расчет массы, объема и плотности вещества». Формулирует цели урока совместно с учениками: | Слушают учителя, совместно с учителем формулируют цели на урок решения задач | Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению материала | ||||
2. Актуализация знаний Озвучивание эпиграфа к уроку | Говорит, что эпиграфом к уроку послужит отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Техника», объявляет фамилию ученика, который его прочтет. | 1 учащийся читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Техника»:
| Использование данного эпиграфа положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся, способствует формированию мотивов изучения физики и позволяет ёмко и лаконично обозначить замысел урока. | ||||
Вступительное слово учителя | Чудеса! Сказки! Чтобы нам вплотную приблизиться к некоторым чудесам, в школьную программу включена физика. В сказках народ выражал свою мечту о чудесных вещах, которые бы облегчили его труд, избавили бы от нужды. | Обращается внимание обучающихся на то, что физика повсюду вокруг нас и поэтому знание физики необходимо каждому. | |||||
| Сообщает, что выполнение домашнего задания будет проверено в ходе урока, в виде самостоятельных ответов на вопросы. | Слушают учителя, восстанавливая в памяти основные моменты домашней работы. | Установить уровень знаний большинства учеников и типичные недостатки усвоения знаний, выявить пробелы, чтобы в дальнейшей работе их скорректировать, проверка осознанности выполнения домашнего задания. | ||||
3. Совершенствование знаний и умений | Говорит: «У вас на столе, у каждого есть «сказочный лист»; если все задания, которые вы выполните на них, будут сделаны правильно, то и оценка у вас за эту работу будет сказочная». | Рассматривают «сказочные листы», слушают учителя. | Побуждение учащихся к деятельности. Дается установка, стимулирующая интерес. | ||||
1. Мотивационный этап | Демонстрирует по телевизору отрывок из сказки «Приключения Буратино». | Смотрят предложенный отрывок из сказки «Приключения Буратино», вникают в слова мудрой черепахи Тортиллы | Мотивация к дальнейшей работе. | ||||
2. решение задачи № 1 | Формулирует задачу № 1: | Слушают учителя и читают условие задачи № 1 на «сказочных листах» | Продолжать формировать умение решать и оформлять физические задачи. На конкретных примерах познакомить обучающихся с применением теоретических знаний. | ||||
Работа с сигнальными карточками | Напоминает обучающимся о том, что одним из пунктов д/з — изготовление сигнальных карточек, то есть карточек определенного размера и цвета с написанными на них формулами:ρ = m/V; m = ρ ·V; V= m/ρ | Подготавливают сигнальные карточки для работы. Поднимают карточку с формулой m=ρ·V. | Работа с сигнальными карточками облегчает запоминание формул обучающимися, а учителю дает возможность оценить готовность класса к уроку, определить уровень сформированности знаний у учащихся формул и умения применять их в условиях данной задачи. | ||||
Решение на доске задачи № 1 | Вызывает к доске для решения задачи ученика, который первым поднял нужную карточку.
|
Отвечают: плотность золота узнаем из таблицы плотности твердых тел в учебнике. Удобнее пользоваться единицей измерения [г/см3] | Обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы, планированию решения. Развитие мыслительной деятельности, актуализация ранее полученных знаний и умений. Использование знаний учащихся из курса математики при решении задач. | ||||
Ответы на вопросы к задаче № 1 | Просит обучающихся самостоятельно ответить на вопросы (записаны на доске, до этого момента закрыты листом бумаги)
| Самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, записывая ответы на «сказочном листе» | Проверка ранее усвоенных знаний
| ||||
3. Выполнение экспериментального задания | Сообщает, что сказку «Колобок» нам напомнит сказочный, умеющий читать и говорить медвежонок Мишка. | Рассматривают читающего медвежонка-игрушку, слушают отрывок из сказки «Колобок».
| Использование наглядности необходимо для успешной учебной деятельности правополушарных уч-ся. | ||||
Указывает на экспериментальное задание, записанное на доске: | Два ученика идут к доске: выполняют необходимые измерения на демонстрационном столе и оформляют результат в виде лабораторной работы. | Организация исследовательской деятельности на уроке. | |||||
4. Решение задачи № 2 | Демонстрирует отрывок из сказки «Снежная Королева» и сообщает, что задачу по этой сказке составил ученик … | Остальные обучающиеся в это время смотрят фрагмент сказки «Снежная Королева», слушают учителя. | На конкретном примере показывается:
| ||||
Просит показать сигнальную карточку с нужной для решения данной задачи формулой, и осуществив самоконтроль, приступить к решению. Напоминает о необходимости правильно оформлять физические задачи | Работают с сигнальными карточками. | Продолжается формирование умения решать и оформлять решение физических задач. | |||||
| Хвалит учащихся за правильное выполнение заданий, помогает слабым. |
| Похвала используется на протяжении всего урока как средство психолого – педагогического воздействия на ученика. | ||||
| Предлагает самостоятельно ответить на вопросы:
И записать ответы в «сказочном листе» | Самостоятельно отвечают на вопросы учителя, записывают ответы на «сказочных листах». |
| ||||
| Обращает внимание на работу экспериментаторов. Сообщает, что получено новое табличное значение: | Экспериментаторы рассказывают о этапах проделанной работы, сообщают результат: | Создание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся.Открытие! | ||||
4. | Предлагает учащимся самостоятельно решить задачу, составленную учителем по мультфильму «Про Карлсона, который живет на крыше»: | Работают над решением задачи № 3, записывают решение на «сказочном листе» | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в измененной ситуации. | ||||
Открывает доску с правильным решением и предлагает обучающимся поменяться листочками, проверить друг друга и поставить «+» или | Меняются листочками, проверяют друг друга, сверяя решение товарища с решением учителя. | Продолжается формирование навыка работы в микрогруппе, что иногда способствует воспитанию терпения по отношению к слабому ученику; развитие коммуникативных способностей. Также взаимоконтроль воспитывает ответственность. | |||||
5. Самостоятельная практика | Предлагает дополнить таблицу плотностей, записав в неё плотность теста и варенья, предварительно отыскав в ней место для сегодняшних открытий.
| Работают с таблицей плотностей, отыскивая в ней место для полученных в ходе урока значений плотности теста и варенья. Озвучивают результаты работы. | Творческая деятельность обучающихся, получение результата в ходе самостоятельного поиска, формирование знаний и умений учащихся на уровне «открытий». Продолжается развитие умений сравнивать, пользоваться таблицами физических величин. | ||||
Похвала всех учащихся. |
| Комментарии учителя вызывают положительные чувства в связи с проделанной работой | |||||
6. Подведение итогов урока | Предлагает вписать в «аленький цветочек», изображенный на рабочих листах те формулы, которыми мы пользовались на уроке и куда входит физическая величина «плотность» | Вписывают в «аленький цветочек» необходимые формулы. | Закрепление полученных знаний, творческая работа учащихся. | ||||
| Обращает внимание учеников на то, какой цветок получился! «Красивый, созданный нашим воображением, знаниями и руками, а, главное, полезный. Он волшебный: охватывает большой изученный нами материал; вооружившись входящими в него формулами, можно смело путешествовать не только по сказкам, но и по жизни. | Совместно с учителем формулируют основные итоги урока. | Устанавливаются связи между физикой и жизнью→ знание основ физики необходимо каждому!!! | ||||
Сообщает оценки ученикам, работавшим у доски, выполнявшим лабораторную работу; выставляет оценки в дневники |
| Этап стимулирует учеников к здоровому соперничеству. | |||||
7. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Говорит, что и домашнее задание тоже будет сказочное: кроссворд под названием «Сказки, мультфильмы, песни и……физика» {3} . Записываем в дневник. | Записывают в дневники домашнее задание | Вопросы кроссворда стимулируют учащихся к самообразованию. При решении задач осуществляется закрепление полученных знаний. Опережающее задание направлено на обучение поиску информации в дополнительной литературе или Интернет |
Список литературы
Тихомирова С.А. Из материалов, присланных на конкурс «Воспитание учащихся в духе уважения к другим народам, в духе сотрудничества и взаимопонимания»// Физика в школе. М.: «Школа – Пресс», 1993. Вып.2. С. 18-23.
Смирнова Т.А. «Сказки о скорости, массе и силе»// Физика в школе. М.: «Школа – Пресс 1», 2002. Вып.5. С 33 – 36.
Материалы сети Интернет.
Домашнее задание
Кроссворд «Сказки, мультфильмы, песни и …физика!»
1 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
| 4 |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| 6 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разгадайте кроссворд, ответив на вопросы:
1. Происшествие, результат нарушения техники безопасности в мультфильме «Кошкин дом».
Название звукового прибора, частью которого служит для Совы хвост ослика Иа.
Предмет, с помощью которого девочка Оля из сказки попала в страну, где все имена звучат наоборот и где она встретила свое отражение – девочку Яло.
Явление природы. Название его есть в мультфильме о ежике.
Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды.
Явление, в результате которого в мультфильме «Каникулы в Простоквашино» Шарик падает с телеги после выстрела из ружья.
То, с чем сравнивает себя певица Валерия в песне «Таю».
Физическое устройство, упоминающееся в «Песне первоклассника» А. Б. Пугачевой.
Явление, которое «включил» Знайка в Солнечном городе с помощью лунного камня. (Что характерно для этого явления?)
Дайте определение полученному по вертикали ключевому слову.
Пользуясь материалом учебника («Физика – 7, Перышкин А. страница 149), ответить на вторую часть вопроса 9.
Сказочный лист
| Ответы на вопросы:
| |
Задача 2 Найдите объем ледяного осколка, если его масса равна 1,8 г.
|
| Ответы на вопросы:
|
Задача 3 Определить плотность варенья, которое очень любит Карлсон, если масса m варенья в литровой банке 1,5 кг? Подсказка: 1л = 0,001м3.
| ||
Экспериментальное задание
|