Урок физики в 10 классе.
Тема: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона»
Тип урока — урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках при изучении темы «Тепловые двигатели».
Задачи урока:
1.Образовательные: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые двигатели».
2. Воспитательные: формирование системы взглядов на мир.
3.Развивающие: развитие речи, мышления; совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.
Решая проблему формирования современного мышления учащихся средствами учебного предмета «Физика», я считаю, что нужно, прежде всего, уделить внимание вопросам экологии. Я с этой целью провожу в X классе урок «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды Ноябрьского региона». Он посвящается изучению нового материала. Учащиеся образуют 5 групп, в каждой из которых назначен консультант; он проверяет знания других по определенным вопросам (их составляет учитель), помогает им готовиться к ответу по теме и плану, предположенным данной группе.
Учащиеся работают на уроке самостоятельно с учебником, справочниками, интернет-ресурсами, дополнительной научно-популярной литературой. После того как ребята подготовятся, начинаются их сообщения и обсуждение докладов. От каждой группы выступает один ученик.
Я подвожу общий итог, заостряя внимание на том что:
решение экологических проблем жизненно важно для каждого человека;
организация охраны окружающей среды требует усилий в масштабе
земного шара;
сознание у людей должно быть другим, готовым к охране природы,
нацеленным на это.
Оборудование: карточки с заданиями для проверки домашней работы, карточки с заданиями для новой самостоятельной познавательной деятельности в группах, проектор (для обобщения результатов работы), презентации «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», модель ДВС, паровой турбины.
План урока:
Организация класса — 1 минута.
Проверка знаний учащихся (в группах с помощью консультантов —
5 мин.
Самостоятельная работа учеников по предложенным темам и планам —
15 мин.
Выступления представителей групп — 20 мин.
Подведение итогов работы — 4 мин.
Ход урока.
Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.8. Принципы работы тепловых двигателей). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП).
Вопросы для проверки усвоения пройденного: (они записаны на карточках, вручаемых каждой группе):
Какие двигатели называют тепловыми?
Сколько существует типов тепловых двигателей?
Что служит рабочим телом в тепловых двигателях?
— Какой принцип положен в основу работы ДВС?
— Какова формула, по которой можно определить КПД реального теплового двигателя?
— Может ли КПД современных тепловых двигателей быть 100%и более?
— По какой формуле рассчитывают КПД идеальной тепловой машины?
— Что такое паровая машина?
— Как она устроена и работает?
— Каков примерно КПД современной паровой — турбины?
— Как работает карбюраторный двигатель внутреннего сгорания?
— Как действует тепловой двигатель-дизель?
Каковы пути повышения КПД тепловых двигателей?
Изучение нового материала.
Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 8 класс / Тема 2. Изменение агрегатных состояний вещества / 2.13. Экологические проблемы использования тепловых машин). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-8 ЭП).
Вопросы для изучения нового материала, над которыми самостоятельно работают учащиеся по группам.
Для 1 группы: значение тепловых двигателей в народном хозяйстве. План ответа: Тепловые электростанции. Двигатели внутреннего сгорания на автомобильном транспорте. ДВС на железнодорожном транспорте. ДВС на водном транспорте и военных кораблях. ДВС в авиации.
Для 2 группы: применение тепловых двигателей на предприятиях региона.
План ответа: ДВС на мотоциклах. ДВС на тракторах. ДВС на автомобилях. (При подготовке ответа указать количественный состав используемой техники и мощность двигателей).
Для 3 группы: влияние тепловых двигателей на окружающую среду. План ответа: Повышение температуры на земле вследствие работы ДВС и ТЭС. Выброс в атмосферу работающими двигателями внутреннего сгорания вредных для растений, животных и человека веществ. ДВС и вибрации, шумы; их воздействие на человека. Паровые турбины электростанций и отчуждение земель под пруды для охлаждения отработанного пара. Потребность тепловых двигателей в топливе и воде.
Для 4 группы: пути преодоления обществом вредных последствий работы тепловых двигателей для окружающей среды и меры их предупреждения.
План ответа: Рост экономичности двигателей и ТЭС.
Использование новых сортов топлива и новых технологий их сжигания. Утилизация отходов. Способы снижения шума и вибраций.
Для 5 группы: Постановления правительств о неотложных мерах экологического оздоровления обстановки.
Подведение итогов работы в группах, оценивание учащихся.
Использованная на уроке литература:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Просвещение 2010.
2.Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Учебное пособие для учащихся — М.: Просвещение, 1993. Таблица 166-177.
3.Интернет-ресурсы.
4. Инновационный учебно-методический комплекс «Физика. 7–9 классы» : Методические рекомендации для учителя. 8 класс / В.Г. Кадышевский, Ю.А. Панебратцев, И.Д. Ванков, М.И. Димитрова, И.А. Ломаченков, В.В. Белага. – М., 2008.