Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Новохоперская ООШ»
Новохоперского района
Воронежской области
Конспект урока по физике в 9 классе
«Величины, характеризующие колебательное движение».
Подготовила учитель:
Копытина Надежда Викторовна
2014
Цели урока:
познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение: амплитуда, частота, период, фаза колебаний;
формировать умения анализировать, сравнивать явления, выделять основное, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала;
научить применять свои знания для решения учебных задач различного характера;
показать значимость данной темы и связь ее с другими науками;
развивать умение работы с дополнительной литературой, учебником;
воспитывать самостоятельность, трудолюбие, терпимость к мнению другого, прививать культуру умственного труда и интерес к предмету.
Методы обучения: беседа, сообщение учителя, демонстрация опыта, наблюдение, обобщение наблюдения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: ИКТ.
Оборудование: шарик на нити, груз на пружине, компьютер с проектором.
Структура урока:
Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Изучение нового материала и закрепление.
4. Закрепление изученного материала.
5. Итог урока.
6.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть. И желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся,
И с силой наполняется,
Дарующей успех.
Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.
2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
Я предлагаю отгадать кроссворд. О чем пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.
рис1
Вопросы к кроссворду:
1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения?(1)
2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?(2)
3. Характеристика взаимодействия тел?(3)
4. Физическая векторная величина, измеряющаяся в метрах?(4)
5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?(5)
6. В каких единицах измеряют углы?(6)
7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…(7)
8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами?(8)
9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.(9)
Назовите мне ключевое слово – Колебания.
Какие величины, характеризуют колебательное движение.
Нам предстоит выяснить на уроке.
Ребята, что мы должны сегодня на уроке выяснить?
Какими же характеристиками характеризуются колебательное движение?
3. Изложение нового материала.
Урок начинается с демонстрации:
1)колебание шарика на нити.
2)колебание маятников часов и т.д.
Учитель: Рассмотрите примеры движений и скажите, пожалуйста, что общего в этих движениях.
Учащиеся: повторение.
Учитель: Правильно. Как можно назвать эти движения?
Учащиеся: колебания.
Учитель: Все эти тела совершают периодически повторяющиеся движения около неподвижной точке, т.е. колеблются.
Учитель: Демонстрация: (тело на нити) Назовите мне тела, которые участвуют в колебаниях.
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Система тел, способная совершать колебания называется колебательной системой. Примерами колебательной системы является маятник. Маятники бывают двух видов: нитяной и пружинный.
Учитель: Демонстрация: пружинного и нитяного маятника.
Учащимся предлагается привести в колебание математический и пружинный маятники, находящиеся у них на столах.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы маятники начали совершать колебания?
Учащиеся: подействовали силой.
Учитель: Для того чтобы система совершала колебания, необходимо наличие внешней силы, выводящей тело из положения равновесия.
Демонстрация: Я отклоняю шарик на нити, но не отпускаю. На шарик действует сила, но колебаний нет. Почему?
Учащиеся: Нужна сила, которая будет возвращать тело в положение равновесия.
Учитель: Как и любое движение, колебательное движение характеризуется рядом величин. Основными такими величинами при колебательном движении являются: период, частота и амплитуда.
Давайте обсудим количественные характеристики колебаний. Начнем с самой очевидной характеристики, с амплитуды. Амплитуда обозначается большой буквой « А» и измеряется в метрах.
Определение: амплитудой называют максимальное смещение от положения равновесия.
А – амплитуда – [м]
Следующая характеристика, к которой мы переходим, называется период колебаний.
Определение: периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание.
Обратите внимание, что величина «период» обозначается большой буквой «Т», определяется она следующим образом: — период [c].
Период измеряется в секундах. Здесь еще хотелось бы добавить одну интересную вещь.
Заключается она в том, что, чем больше мы берем колебаний, число колебаний за большее время, тем точнее мы определим период колебаний.
Следующая величина – это частота.
Определение: число колебаний, совершенных за единицу времени, называют частотой колебаний.
— частота – [c-1] Þ [Гц]
Обозначается частота греческой буквой, которая читается как «ню». Мы определяем частоту, сколько колебаний произошло за единицу времени. Частота измеряется величиной [c-1], или . Эту единицу называют герц в честь немецкого физика Генриха Герца.
Посмотрите, не случайно мы расположили две величины – период и частоту – рядом.
Если вы посмотрите на эти величины, вы увидите, как они между собой связаны: — период [c]. — частота – [c-1] Þ [Гц]
Период и частота связанные, через число колебаний и время, в течение которых это колебание совершается. Для каждой колебательной системы частота и период есть величины постоянные. Связь между этими величинами довольно проста: .
В заключение рассмотрим еще одну характеристику колебаний – фазу. О том, что такое фаза, более подробно мы будем говорить в старших классах. Сегодня мы должны рассмотреть, с чем можно эту характеристику сравнить, сопоставить и как ее для себя определить. Удобнее всего фазу колебаний сопоставить со скоростью движения маятника.
Учитель: Таким образом, мы изучили колебательное движение и рассмотрели величины, характеризующие колебательное движение. Тогда проведем закрепление пройденного материала.
4. Закрепление нового материала. Решение задач.
Учитель: Предлагаю всем сделать следующие вычисления N=? ν=?
Для вычисления нам потребуется количества колебания и время . Для подсчета время воспользуемся телефоном. Количество колебаний простой подсчет.
Один обучающийся считает количество колебаний второй время. Давайте ограничимся 1 минутой или 60 секунд.
Задача №1
Экспериментальная задача.
Самостоятельно вычислить количество колебаний, время колебаний 1 минута
Решение | |
N= t= 1 минута = 60с
T-? ν=? |
Ответ: |
Задача№2
Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с . Найти период и частоту колебаний.
Запишем условие задачи с помощью таблицы.
Решение | |
N=20 t=1мин 20 с =80с T-? ν=? |
|
Задача№3
Сердце — это орган, имеющий массу 300 г. С 15 до 50 лет оно бьется со скоростью 70 ударов в минуту. В период между 60 и 80 годами оно ускоряет свое движение, достигая примерно 79 ударов в минуту. В среднем это составляет 4,5 тысячи пульсаций в час и 108 тысяч в день. В обычном режиме этот орган перекачивает 360 литров крови в час, а за всю жизнь — 224 миллиона литров. Столько же, сколько река Сена за 10 минут!
Чему равен период колебаний работы сердца ?
Рис 2
Задача№4
рис 3
Небольшие размеры колибри и их способность сохранять постоянную температуру тела требуют интенсивного обмена веществ. Ускоряются все важнейшие функции в организме, сердце делает до 1260 ударов в минуту, увеличивается ритм дыхания — до 600 дыхательных движений за одну минуту. Высокий уровень обмена веществ поддерживается интенсивным питанием — колибри почти непрерывно кормятся нектаром цветов.
Определите частоту колебаний сердца колибри.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Мини-тест
2 вариант | |
1. Колебания – это движения тела…
| 1. Интервал времени, за который совершается одно полное колебание, – это…
|
2. Число полных колебаний за 1 с определяет …
| 2. Наибольшее отклонение тела от положения равновесия – это…
|
3. Частота свободных колебаний пружинного маятника равен 10 Гц. Чему равен период колебаний?
| 3. Период свободных колебаний нитяного маятника равен 5 с. Чему равна частота его колебаний?
|
4. За 6 секунд маятник совершает 12 колебаний. Чему равна частота колебаний?
| 4. За 5 секунд маятник совершает 10 колебаний. Чему равен период колебаний?
|
. Вариант 1: 4,2,3,2. Вариант 2: 3.4,1,1.
Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…….
Теперь я могу……….
Было интересно……..
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся……..
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.
“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).
Домашнее задание.§26, 27 .
Литература, используемая при подготовке к уроку:
Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, У.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2011.
Интернет ресурсы:
https://festival.1september.ru/articles/592552/
https://festival.1september.ru/articles/610818/