Конспект урока по физике 9 класс
Величины, характеризующие колебательное движение
Цели:
познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение, выяснить от чего зависит период колебаний;
развить умения применять знания на практике, включать в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление;
воспитать познавательный интерес, активность, интерес к познанию нового учебного материала.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: штативы, секундомеры, линейка, циркуль, шарик с нитью.
Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть и желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки.
Когда мы улыбаемся,
Мы самоисцеляемся
И с силой наполняется,
Дарующей успех.
Поработаем, ребята, сегодня для ума и души.
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос: продолжите фразу:
Движение, при котором тело откланяется то в одну то в другую сторону, называется …
Основной признак …
Колеблется тело на нити или тело на пружине …
Математическим маятником называется …
Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются …
Свободно колеблющиеся тела взаимодействуют с другими телами и вместе с ними образуют систему тел, которая называется …
Одно из основных общих свойств колебательных систем заключается …
II. Основная часть. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником.
— Колебательное движение характеризуют такие величины как амплитуда. Период и частота.
(Класс разделен на группы. Учащиеся работают в группах 1 группа – изучает амплитуду, 2 – период, 3 – частоту). Заполняя таблицу
Обозначение | СИ | Формула | |
Амплитуда | А | м | — |
Частота | ν | Гц | ν=1/Т ,ν=N/t |
период | Т | С | Т = 1/ ν, T=t/N |
Вывод делает каждая группа, остальные сверяют
Решение задач. Закрепление.
Определите период и частоту материальной точки, совершающей 50 полных колебаний за 20 с.
|
|
Сколько колебаний совершит материальная точка за 5 с при частоте колебаний 440 Гц.
|
|
Практическая работа.
— Как вы думаете от чего зависит период колебаний?
— Итак, ставим задачу: выяснить, от чего зависит период колебаний математического маятника. Разбивается класс на 3 группы «экспериментаторов». Каждая группа получает задание:
Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.
Далее, один из учащихся каждой группы рассказывает о проведенных опытах и записывает результаты опытов на доске в таблицу:
длина, м | масса, кг | период, с | |||
1 | 1 |
|
| ||
2 | 1 |
|
| ||
№ опыта | длина, м | амплитуда, м | период, с | ||
1 | 1 |
|
| ||
2 | 1 |
|
|
длина, м | масса, кг | период, с | |
1 |
| 0,1 |
|
2 |
| 0,1 |
|
Вывод: период колебаний математического маятника
не зависит от массы тела, не зависит от амплитуды колебаний, а зависит от длины математического маятника.
Обобщение
— Назовите величины, характеризующие колебательное движение.
— Как обозначается период колебаний и как его найти период колебаний.
— Как обозначается частота и как ее найти.
— От чего зависит период колебаний математического маятника.
VI. Итог урока. Выставление оценок за работу в классе.
Всюду в нашей жизни мы встречаемся с колебательными движениями: периодически движение участков сердца и легких, колеблются ветви деревьев при порыве ветра, ноги и руки при ходьбе, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблется атомы в узлах кристаллической решетки. Ученый Л.И. Мандельштам говорил, что если посмотреть историю физики, то можно увидеть, что главные открытия были связаны по существу с колебаниями.
“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”
Фирдоуси (персидский поэт).
V. Домашнее задание.
Задание для группы 1. Определить опытным путем зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.
Задание для группы 2. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
Задание для группы 3. Определить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.
длина, м | масса, кг | период, с | |||
1 | 1 |
|
| ||
2 | 1 |
|
| ||
№ опыта | длина, м | амплитуда, м | период, с | ||
1 | 1 |
|
| ||
2 | 1 |
|
|
длина, м | масса, кг | период, с | |
1 |
| 0,1 |
|
2 |
| 0,1 |
|