Тема: «III закон Ньютона»
| |
1. Образовательная: Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач.
| |
2. Развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать. Делать выводы, формировать учебно-коммуникативные навыки и умения учащихся: — отвечать на вопросы в соответствии с их характером; — уметь вести диалог с целью уточнения, получения, систематизации информации, с целью закрепления данной темы; — строить рассказ о физическом законе на основе плана; — умение пользоваться физическими приборами.
| |
3. Воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, уверенность, самостоятельность, умение слушать своих товарищей. | |
4. Здоровьесберегающая: Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья во время обучения физике. |
Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 12 (1,2) письменно.
Подготовить рассказ о III законе Ньютона, пользуясь конспектом и планом ответа о физическом законе.
Оборудование урока:
1. Демонстрационное – на стол учителю:
— пробирка с водой (1/3), пробка. Спиртовка, спички, штатив;
— спичечный коробок на нитке, спички, лезвие, штатив;
— машинка заводная;
— 2 тележки (одна – с грузом, другая – без груза), гибкая линейка, спички.
2. Кинофильм «Третий закон Ньютона».
3. Лабораторное оборудование – учащимся на парты: 2 динанометра, нить.
4. Конспекты для учащихся «Третий закон Ньютона» на партах.
5. Записи на доске:
— Тема урока «III закон Ньютона».
— Вопросы к фильму:
— Сформулируйте «Третий закон Ньютона».
— Могут ли силы возникать по одной?
— Какова природа этих сил?
— Можно ли эти силы складывать?
— Слова: 1. «Законы Ньютона»
2. I закон
3. II закон
4. III закон8
— Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 12 (1,2) письменно; рассказ по плану и конспекту.
— Портрет И.Ньютона;
— Рисунок «Мальчик сидит на доске», стрелки из бумаги цветной, пластилин.
6. Мультимедиапроектор, компьютер, презентация.
7. Дополнительно:
Карточки в двух вариантах (по 4 задания в каждом) с выбором ответа.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующее начало урока. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Организация класса.
Цель: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение нормальной обстановки.
— проверка отсутствующих;
— проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся;
-организация внимания (использование здоровьесберегающих технологий: упражнения с «восьмеркой». Учащиеся стоя делают «восьмерку» правой рукой в воздухе, затем то же левой рукой).
II. Актуализация знаний учащихся.
Цель: проверка итогов предыдущей работы, воспроизводство знаний полученных на уроках, создание мотивации на освоение нового материала.
1) К доске вызвать 2-х учащихся: выполнить задачи № 1 и № 2 из домашнего упражнения 11.
Учитель: Есть вопросы по домашнему заданию?
2) Работа с классом.
(пока два ученика работают у доски)
Учитель: На предыдущих уроках мы изучим I и II законы Ньютона.
Учитель: ответьте на вопросы:
1. Почему машинка покоится?
2. Сформулируйте I закон Ньютона. Как математически записать I закон Ньютона?
3. Как изменить скорость тела?
4. Что такое сила?
5. Дайте ответ о II законе Ньютона по плану (слайд – план ответа о физическом законе).
6. Как математически записать II закон Ньютона?
7. Напишите на доске кратко запись I закон Ньютона и II закон Ньютона.
8. Оцените ответ о II законе Ньютона (слайд – план рецензии)
9. По приведенным рисункам ответьте на вопросы: «Как движется тело?», «Куда направлено ускорение?» (слайд). Дайте краткий ответ.
10. Проверка задач из Упражнения 11 (1,2) (устные ответы детей).
III. Изучение нового материала.
Итак, ребята, мы изучили I и II закон Ньютона. Мы узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет о III законе Ньютона.
Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?
— Боль.
— Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.
На рисунке изображен мальчик. Он сидит на доске.
— Что произошло с доской?
— Она прогнулась.
Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.
III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле (слайд). III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения (слайд), движения кальмара и т.д.
Откройте тетради и запишите тему урока.
1) Вспомним опыт с 2-мя тележками. Ученица выходит к доске и демонстрирует классу опыт с двумя тележками. Для опыта взяты две одинаковые тележки, на которых стоят непрозрачные банки. Одна банка пустая, а другая банка с грузом внутри. К одной тележке прикреплена гибкая линейка и завязана ниткой. Тележки приводят в соприкосновение, затем нитку пережигают, после чего тележки разъезжаются в противоположные стороны на разные расстояния. Ученица говорит о том, что обе тележки получают при взаимодействии друг с другом ускорение. Эти ускорения направлены в противоположные стороны. Тележки при взаимодействии изменили свою скорость по разному, так как их массы не одинаковы. Отношения модулей ускорений двух взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс.
Вывод: если первое тело действует на второе с силой F1, то второе тело действует на первое с силой F2, равной по модулю и противоположной по направлению. Учащиеся догадываются о том, что на тележке, которая получила меньшее ускорение при взаимодействии стояла банка с грузом. Проверяем это, открываем банки.
2) Посмотрим кинофильм «III закон Ньютона».
После просмотра кинофильма мы ответим на вопросы:
— Как формулируется III закон Ньютона?
— Могут ли эти силы возникать по одной?
— Какова природа этих сил?
— Можно ли эти силы складывать?
Просмотр кинофильма.
Ответы на вопросы к фильму.
3) Откроем учебник на странице 49, прочитаем формулировку, кратко запишем III закон Ньютона на доске и в тетрадях «Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Учитель: Ньютон сформулировал третий закон так: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – действие двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны».
4) Сделаем паузу (Упражнения для глаз).
5) А теперь исследуем на опытах III закон Ньютона.
Вопросы: Как вы думаете, что произойдет, если…
— Опыт с динамометрами.
— Опыт с пробиркой.
— Опыт с лезвием.
6) Рассмотрим особенности III закона Ньютона.
У вас на партах лежат конспекты (слайд).
Обсудим рисунки.
IV. Закрепление.
1) А теперь попробуем объяснить.
— почему линейка прогнулась под мальчиком? (стрелки прикрепить!).
— почему руке больно, когда мы ударяем ею по парте?
2) Прослушаем подготовленное сообщение о том, как Ньютон проводил опыты (приложение № 1).
3) Работа по рисункам (слайд).
— Мяч ударился о стенку и подействовал на стенку силой F1 . На каком из рисунков правильно показана сила, с которой стенка действует на мяч? Какова природа этих сил? (рис. 3, упругости).
— На рисунке показана сила с которой Луна действует на Землю. На каком рисунке показана сила, с которой Земля действует на Луну? Какова природа этих сил? (рис. 3, силы тяготения).
4) Попробуем составить рассказ о III законе Ньютона по плану (слайд).
V. Итоги урока.
Учитель: Итак, ребята сегодня на уроке мы изучили III закон Ньютона. Что нового узнали на уроке, чему научились?
*Если останется время, раздать карточки и листочки для ответов (работа в парах, взаимопроверка).
Приложение № 1
Рассказ ученика «Опыты И.Ньютона».
«Из сухой дощечки он вырезал две совершенно одинаковые лодочки. Потом налил в таз воды и пустил туда свои лодочки. В одну лодочку Ньютон положил маленький намагниченный брусок (стальной), а в другую точно такой же брусок, сделанный из железа. Обе лодочки Ньютон развел в стороны. Лодочку с железным бруском он отпустил, а нагруженную магнитом придержал рукой на месте. Повинуясь движению магнита, железный брусок потянул свою лодочку, поплыл и вскоре пристал к магниту.
Ньютон продолжал опыт. Он снова развел лодочки в стороны, но на этот раз держал на месте лодочку с железным бруском, а лодочку с магнитом пустил в свободное плавание. Теперь лодочка с намагниченным «пассажиром», чуть покачиваясь, поплыла к железному бруску.
После этого Ньютон в третий раз развел лодочки к краям таза и отпустил их. Обе лодочки поплыли навстречу друг другу. Они столкнулись посредине таза и остановились».
Опыт убедил ученого, что магнит притягивает железо с такой же силой, с какой железно притягивает к себе магнит.
Приложение № 2
Упражнения.