Конспект урока по теме «III закон Ньютона»


Тема: «III закон Ньютона»


ЦЕЛИ УРОКА:



1. Образовательная:

Изучить III закон Ньютона, его особенности и значение, сформировать умение у учащихся применять III закон Ньютона для решения практических, логических, качественных задач.


2. Развивающая:

развивать умение наблюдать, анализировать. Делать выводы, формировать учебно-коммуникативные навыки и умения учащихся:

— отвечать на вопросы в соответствии с их характером;

— уметь вести диалог с целью уточнения, получения, систематизации информации, с целью закрепления данной темы;

— строить рассказ о физическом законе на основе плана;

— умение пользоваться физическими приборами.


3. Воспитательная:

воспитывать культуру учебного труда, уверенность, самостоятельность, умение слушать своих товарищей.

4. Здоровьесберегающая:

Обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья во время обучения физике.


Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 12 (1,2) письменно.

Подготовить рассказ о III законе Ньютона, пользуясь конспектом и планом ответа о физическом законе.


Оборудование урока:

1. Демонстрационноена стол учителю:

— пробирка с водой (1/3), пробка. Спиртовка, спички, штатив;

— спичечный коробок на нитке, спички, лезвие, штатив;

— машинка заводная;

— 2 тележки (одна – с грузом, другая – без груза), гибкая линейка, спички.


2. Кинофильм «Третий закон Ньютона».

3. Лабораторное оборудование – учащимся на парты: 2 динанометра, нить.

4. Конспекты для учащихся «Третий закон Ньютона» на партах.


5. Записи на доске:

— Тема урока «III закон Ньютона».

— Вопросы к фильму:

— Сформулируйте «Третий закон Ньютона».

— Могут ли силы возникать по одной?

— Какова природа этих сил?

— Можно ли эти силы складывать?

Слова: 1. «Законы Ньютона»

2. I закон

3. II закон

4. III закон8

Домашнее задание: Параграф 12, упражнение 12 (1,2) письменно; рассказ по плану и конспекту.

— Портрет И.Ньютона;

— Рисунок «Мальчик сидит на доске», стрелки из бумаги цветной, пластилин.


6. Мультимедиапроектор, компьютер, презентация.

7. Дополнительно:

Карточки в двух вариантах (по 4 задания в каждом) с выбором ответа.



ХОД УРОКА


I. Мобилизующее начало урока. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Организация класса.


Цель: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение нормальной обстановки.

— проверка отсутствующих;

— проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся;

-организация внимания (использование здоровьесберегающих технологий: упражнения с «восьмеркой». Учащиеся стоя делают «восьмерку» правой рукой в воздухе, затем то же левой рукой).


II. Актуализация знаний учащихся.


Цель: проверка итогов предыдущей работы, воспроизводство знаний полученных на уроках, создание мотивации на освоение нового материала.

Свежие документы:  Урок для 9 класса на тему «Материальная точка. Система отсчёта»

1) К доске вызвать 2-х учащихся: выполнить задачи № 1 и № 2 из домашнего упражнения 11.


Учитель: Есть вопросы по домашнему заданию?


2) Работа с классом.

(пока два ученика работают у доски)

Учитель: На предыдущих уроках мы изучим I и II законы Ньютона.


Учитель: ответьте на вопросы:

1. Почему машинка покоится?

2. Сформулируйте I закон Ньютона. Как математически записать I закон Ньютона?

3. Как изменить скорость тела?

4. Что такое сила?

5. Дайте ответ о II законе Ньютона по плану (слайд – план ответа о физическом законе).

6. Как математически записать II закон Ньютона?

7. Напишите на доске кратко запись I закон Ньютона и II закон Ньютона.

8. Оцените ответ о II законе Ньютона (слайд – план рецензии)

9. По приведенным рисункам ответьте на вопросы: «Как движется тело?», «Куда направлено ускорение?» (слайд). Дайте краткий ответ.

10. Проверка задач из Упражнения 11 (1,2) (устные ответы детей).


III. Изучение нового материала.


Итак, ребята, мы изучили I и II закон Ньютона. Мы узнали, при каком условии тело сохраняет свою скорость постоянной в ИСО, о том, что в результате взаимодействия тело приобретает ускорение, которое прямо пропорционально силе и обратно пропорционально его массе. Но ни I, ни II закон Ньютона не говорит нам о том, что же будет происходить со вторым взаимодействующим телом. Речь пойдет о III законе Ньютона.


Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

— Боль.

— Почему? Ведь это вы бьете стол, а не он вас.


На рисунке изображен мальчик. Он сидит на доске.

— Что произошло с доской?

— Она прогнулась.

Ответы на эти вопросы мы узнаем, если изучим III закон Ньютона.

III закон Ньютона объясняет явление отдачи при выстреле. Откат пушки и есть результат отдачи при выстреле (слайд). III закон Ньютона лежит в основе реактивного движения (слайд), движения кальмара и т.д.


Откройте тетради и запишите тему урока.


1) Вспомним опыт с 2-мя тележками. Ученица выходит к доске и демонстрирует классу опыт с двумя тележками. Для опыта взяты две одинаковые тележки, на которых стоят непрозрачные банки. Одна банка пустая, а другая банка с грузом внутри. К одной тележке прикреплена гибкая линейка и завязана ниткой. Тележки приводят в соприкосновение, затем нитку пережигают, после чего тележки разъезжаются в противоположные стороны на разные расстояния. Ученица говорит о том, что обе тележки получают при взаимодействии друг с другом ускорение. Эти ускорения направлены в противоположные стороны. Тележки при взаимодействии изменили свою скорость по разному, так как их массы не одинаковы. Отношения модулей ускорений двух взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс.

Свежие документы:  Аналитический отчет по физике 9 класс

Вывод: если первое тело действует на второе с силой F1, то второе тело действует на первое с силой F2, равной по модулю и противоположной по направлению. Учащиеся догадываются о том, что на тележке, которая получила меньшее ускорение при взаимодействии стояла банка с грузом. Проверяем это, открываем банки.


2) Посмотрим кинофильм «III закон Ньютона».


После просмотра кинофильма мы ответим на вопросы:

— Как формулируется III закон Ньютона?

— Могут ли эти силы возникать по одной?

— Какова природа этих сил?

— Можно ли эти силы складывать?


Просмотр кинофильма.

Ответы на вопросы к фильму.


3) Откроем учебник на странице 49, прочитаем формулировку, кратко запишем III закон Ньютона на доске и в тетрадях «Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.

Учитель: Ньютон сформулировал третий закон так: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – действие двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны».


4) Сделаем паузу (Упражнения для глаз).


5) А теперь исследуем на опытах III закон Ньютона.


Вопросы: Как вы думаете, что произойдет, если…

— Опыт с динамометрами.

— Опыт с пробиркой.

— Опыт с лезвием.


6) Рассмотрим особенности III закона Ньютона.

У вас на партах лежат конспекты (слайд).

Обсудим рисунки.


IV. Закрепление.


1) А теперь попробуем объяснить.

— почему линейка прогнулась под мальчиком? (стрелки прикрепить!).

— почему руке больно, когда мы ударяем ею по парте?

2) Прослушаем подготовленное сообщение о том, как Ньютон проводил опыты (приложение № 1).

3) Работа по рисункам (слайд).

— Мяч ударился о стенку и подействовал на стенку силой F1 . На каком из рисунков правильно показана сила, с которой стенка действует на мяч? Какова природа этих сил? (рис. 3, упругости).

— На рисунке показана сила с которой Луна действует на Землю. На каком рисунке показана сила, с которой Земля действует на Луну? Какова природа этих сил? (рис. 3, силы тяготения).

4) Попробуем составить рассказ о III законе Ньютона по плану (слайд).


V. Итоги урока.


Учитель: Итак, ребята сегодня на уроке мы изучили III закон Ньютона. Что нового узнали на уроке, чему научились?


*Если останется время, раздать карточки и листочки для ответов (работа в парах, взаимопроверка).

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Атомное ядро. Нуклонная модель ядра"


Приложение № 1


Рассказ ученика «Опыты И.Ньютона».


«Из сухой дощечки он вырезал две совершенно одинаковые лодочки. Потом налил в таз воды и пустил туда свои лодочки. В одну лодочку Ньютон положил маленький намагниченный брусок (стальной), а в другую точно такой же брусок, сделанный из железа. Обе лодочки Ньютон развел в стороны. Лодочку с железным бруском он отпустил, а нагруженную магнитом придержал рукой на месте. Повинуясь движению магнита, железный брусок потянул свою лодочку, поплыл и вскоре пристал к магниту.

Ньютон продолжал опыт. Он снова развел лодочки в стороны, но на этот раз держал на месте лодочку с железным бруском, а лодочку с магнитом пустил в свободное плавание. Теперь лодочка с намагниченным «пассажиром», чуть покачиваясь, поплыла к железному бруску.

После этого Ньютон в третий раз развел лодочки к краям таза и отпустил их. Обе лодочки поплыли навстречу друг другу. Они столкнулись посредине таза и остановились».

Опыт убедил ученого, что магнит притягивает железо с такой же силой, с какой железно притягивает к себе магнит.


Приложение № 2

Упражнения.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: