Конспект урока по теме: «Механика. Механическое движение» 9 класс

1001 идея интересного занятия с детьми

«Механика. Механическое движение»

Сутковенко Ольга Валерьевна, МБОУ «Одинцовская СОШ № 12», учитель физики и информатики ,Московская область.


Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 9 класс.

Место проведения: класс.



Цель урока: Объяснить необходимость изучения механики. Показать возможности ее практического применения. Сформировать у учащихся представление о материальной точке.

Ход урока:

  1. Приветствие;

  2. Т.Б. на уроках физики.

  3. Введение нового материала:

Учитель: Что такое физика? (наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас мира).

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать цель физики, как науки.(формулировка законов (наблюдение)→ объяснение законов (опыт)→ формула)

Учитель : Давайте вспомним разделы физики, которые мы с вами прошли.

Презентация

Движенье – повсюду,
Движенье везде:
и в воздухе птица, и рыба – в воде,
И жизни нигде без движения нет,
И солнце летит в хороводе планет,
Вот листья по воздуху долго кружат,
А падает камень быстрее стократ.
Г.Галилей (
Слайд 0)

Учитель : Попробуйте мне сформулировать, исходя из текста, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О движении)

— Исходя из названных разделов физики о каком из видов движения? (механическом)

Человек всегда старался облегчить себе жизнь и труд, древний человек не исключение (Слайд 1).

С годами потребности человека становились выше, а следовательно и орудия труда значительно преобразовывались.

  • ν в. до н.э. в афинской армии применялись стенобитные машины, метательные приспособления;

  • строительное и ремесленное производство способствовали накоплению знаний о некоторых физических явлениях, а т.же требовали от человека новых знаний, так возникла новая наука механика.

(слайд 2)

(слайд 3) на доске «Тема урока: Механика. Механическое движение».

(слайд 4) Великий мыслитель, и ученый древности Аристотель, ученик Платона, живший в IV веке до н. э. (384—322), касается учения о движении и силах в своих сочинениях, «Физика», «Механика», «О мире и небе» и первый вводит термин «механика», который происходит от греческого слова, что означает: изобретение, машина, сооружение. В сочинениях Аристотеля, носящих в основном философский, а не естественнонаучный характер, излагается учение о равновесии рычага и других машин, а также общее учение о движении.

(слайд 5) Появление «Начал» Евклида (III век до н. э.) дало толчок математической мысли древности и повлекло за собой сочинения знаменитого сиракузского геометра и механика Архимеда (287—212 до н. э.), который дал механике настоящее научное обоснование. В своих сочинениях Архимед, излагая учение о равновесии рычага и о центрах тяжести тел, дает основания геометрической статике; там же содержится учение о равновесии тел, плавающих в жидкости.

(слайд 6) Фундаментальное значение для этого периода развития механики имеют работы гениального итальянского ученого Галилея (1564—1642). До Галилея развивалась главным образом та часть механики, которая посвящена изучению законов равновесия тел, т. е. статика; что же касается законов движения тел под действием сия, т. е. динамики, то в этой области существовали довольно смутные представления,так как само явление движения благодаря влиянию господствовавших в то время метафизических теорий Аристотеля казалось весьма загадочным и объяснялось иногда довольно путаными и надуманными способами. Галилей своим мощным умом оценил важность наблюдения и опыта для изучения явлений природы и благодаря этому установил правильное понимание законов движения, положив, таким образом, начало динамике. Изучая падение тел, он показал, что в безвоздушном пространстве, вблизи поверхности земли, все тела, независимо от их веса, будут падать одинаково (равноускоренно с одним и тем же ускорением), дал законы равномерно ускоренного движения, введя при этом само понятие ускорения, исследовал движение тела по наклонной плоскости и, рассматривая предельный случай горизонтальной плоскости, открыл закон инерции; им же был открыт закон независимости действия силы от состояния тела. Исследования Галилея изложены в его сочинении «Discorsi» (т. е. «Беседы»), написанном на итальянском языке и вышедшем в Лейдене в 1638 г.

(слайд 7) Новый период развития механики начинается со времени великого английского математика и механика Исаака Ньютона (1643—1727), который завершил построение основ современной классической механики и, положил начало анализу бесконечно малых (около 1670 г.).

В своем сочинении «Philosophiae naturalis principia mathematica», Ньютон как бы подводит итоги работы всех своих предшественников и создает логически стройную, законченную систему механики, дает разъяснения и определения основных понятий механики: массы, времени, пространства, силы, а также устанавливает основные законы движения (аксиомы).

Учитель: Из каких же трех составляющих состоит Механика ? (кинематика, статика, динамика)(слайд 8)

Мы с вами остановимся на кинематике (слайд 9) наука, изучающая как движется тело, без изучения причин этого движения.

Попробуйте мне перечислить все движущиеся тела, которые вам сейчас придут в голову (падает капля, едет автомобиль, и т.д.).

Попробуйте подвести итог (все меняется и движется).

Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Одно из свойств механического движении – его относительность . (пример с пассажиром на перроне и с пассажиром в поезде) (слайд 10).

А теперь представим, что нам надо узнать расстояние которое мы проехали, двигаясь из точки А в точку В, понадобится ли нам знать размеры средства передвижения? (нет)

Тело размеры которого малы, по сравнению с расстояниями, которое прошло тело, мы будем называть материальной точкой (слайд 11) пример (слайд 12).

Для определения положения точки понадобится (читают определение механического движения):

  1. Изменение положения – система координат;

  2. Относительно других тел – тело отсчета;

  3. С течением времени – прибор для измерения времени.

Система отсчета – совокупность тела отсчета, прибора для измерения времени, и системы координат, связанной с этой системой.

  1. Закрепление: дети отвечают (слайд 13, 14);

  2. Домашнее задание : п. 1, упр 1. Выразить из формулы скорости путь и время.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Бухгольц . Н., «Краткий исторический очерк развития механики», https://c216.narod.ru/PDF/book/dec1.html.


3

Свежие документы:  Конспект урока по Физике "Реактивное движение" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: