Пояснительная записка
Передернина Людмила Владимировна
| |
Должность (с указанием преподаваемого предмета), категория | Учитель физики, информатики и ИКТ, 1 квалификационная категория |
Образовательное учреждение (подробное название) | МБОУ «Моховская основная общеобразовательная школа» Кунгурский район, Пермский край |
Название материала, класс, учебник. | «Введение. Строение вещества» «Физические диалоги» 7-9 классы |
Вид ресурса (презентация, текстовый документ и т.д.) | Текстовой документ |
Цели и задачи материала | 1. Образовательная: проверка домашнего задания, повторение пройденной темы. 2. Развивающая: развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся. 3. Воспитательная: формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям. |
Краткое описание представленного ресурса и особенностей разработки. | Представленный ресурс поможет учащимся развивать мыслительную деятельность путем нахождения ошибок в тексте, анализировать, сравнивать, делать правильные выводы
|
Список использованной литературы. |
|
Не секрет, что в настоящее время мотивация к обучению, особенно в сельской школе, низка. Этому есть множество причин, обсуждать которые здесь не имеет смысла. Как часто бывает так: учитель долго готовится к уроку, предвкушая, как интересно он завтра пройдет. Но придя на урок, выясняется, что заданный параграф не прочитан, домашнее задание не выполнено. И снова встает извечный вопрос «Что делать»?
Формирование познавательного интереса к физике нужно начинать в 7 классе с самых первых уроков.
Один из видов мотивации в значительной степени зависит от интереса учеников к учебным занятиям. Чтобы задания, которые дает учитель, не казались ученику трудными, непонятными, необходимо предлагать учащимся такие, которые вызовут у них интерес. Так, физические рассказы – диалоги между двумя такими же двумя семиклассниками будут им понятны и близки.
Предлагаемые физические диалоги можно использовать в качестве проверки домашнего задания или повторения определенной темы.
Физические диалоги « Найди ошибки»
1. Встретились два друга: Коля и Семён. «Ну вот, — говорит Коля – я уже физику изучать начал. Там, знаешь, как много интересного, особенно мне запомнился рассказ об Аристотеле. Он написал первый учебник по физике в России и проводил опыты с разными шарами». «А я узнал, — говорит Коля — что слово «физика» происходит от латинского слова «знание», потому что люди узнавали о природных явлениях». «Да, я тоже это запомнил. Раньше люди всего боялись, а потом ученые объясняли все явления и люди перестали бояться. А еще природные явления можно назвать физическими. Вот, например, тепловые — это явления, связанные с движением, а звуковые – со звуком». «Да, интересная наука эта физика».
2. Встретились два друга: Витя и Петя и стали друг перед другом своими знаниями по физике хвастаться. «Вот я — говорит Коля, — знаю, что мельчайшая частица данного вещества – это атом». «Подумаешь, — говорит Петя, — я даже знаю, что все эти атомы состоят из молекул, которые очень и очень мелкие, как камушки на море. И все молекулы вещества одного цвета, поэтому предметы окружающего нас мира такие разноцветные». «А ты знаешь, — говорит Витя,- что молекулы можно увидеть в телескоп?» «Конечно, знаю, — говорит Петя, — в телескоп все можно увидеть. А вот ты, Витя, знаешь, что все эти частицы: и атомы, и молекулы, все время движутся, даже ночью, даже зимой». «Еще бы не знать, — говорит Витя, — это каждому известно: чем меньше скорость, тем тише движется тело, а если тело движется быстро, значит и частицы в нем движутся быстрее».
3. Снова встретились два друга: Коля и Семен. Видит Коля – Семен очень уж сосредоточен и серьезен. «Случилось что? – поинтересовался Коля. «Да нет, — отвечает Семен, — выполняю домашнее задание по физике». «Как это? – спрашивает Коля. «Да вот наблюдение провожу, нам учительница по физике сегодня рассказывала, чтобы сделать какое – нибудь открытие, нужно сначала наблюдать, наблюдения записывать, потом сделать выводы, их записать – это и будет новым научным открытием». «Здорово, — говорит Коля – если мы с тобой наблюдать внимательно будем, все записывать, а потом еще и выводы сделать сможем, то мы так и в книгу рекордов Гиннесса попадем». «Точно, — соглашается с ним Семен, — пошли внимательно наблюдать за всем, а выводы, если сами не сможем сделать, мою сестру Катю попросим, она в 10 классе учится, она по физике все знает».
4. Коля зашел за другом, чтобы позвать его поиграть на стадионе в футбол, но увидел, что его лучший друг Семен сидит за письменным столом и очень внимательно разглядывает пустую стеклянную банку. Рядом стоит такая же банка, но заполненная водой. Семен, несколько минут смотрит на пустую банку, переводит свой взгляд на банку с водой, смотрит на неё и снова переводит взгляд. «Что случилось? – спросил он друга. «А ты знаешь, что в этих банках движутся совершенно одинаковые молекулы и их совершенно одинаковое количество, только движутся они с разными скоростями». «Конечно, знаю, — отвечает ему Коля – мы это по физике тоже недавно проходили. И я даже могу тебе это объяснить. Все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном, и я даже знаю их свойства. Вот, например, в жидкости строгость и порядок, газы сохраняют форму, но не имеют объема, а у твердых тел нет формы, но есть объем». «Постой, постой – остановил его Семен, — ты что – то все перепутал. «Ничего я не перепутал, — обиделся Коля. – Я физику как дважды два знаю».
Продолжи рассказ
Петя смотрел телевизор, когда ему позвонил Витя. «Приходи ко мне, — сказал он – опыты по физике делать будем». Витя стремглав бросился к Вите. «Какие опыты? — закричал он прямо с порога. «Да самые что ни на есть физические, — отвечает Витя, — проходи на кухню». Петя пошел на кухню и ничего необычного не увидел. Как всегда, на столе стоят чайные чашки, сахарница, на плите только что закипевший чайник. «Садись, — предложил Витя, и стал наливать из чайника кипяток. «Я к тебе не чай пришел пить, а опыты по физике проводить, а ты чаи распиваешь, — говорит Петя. «Это не чай — это физическое оборудование и мы сейчас не чай будем пить, а опыты проводить физические». «Как это?» – стал уже сомневаться Петя. Но Витя с самым серьезным видом усадил друга за стол и, стараясь подражать своему учителю физики, начал …..