1001 идея интересного занятия с детьми
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ»
Коснова Людмила Николаевна , МАОУ СОШ №72, учитель физики, г. Ульяновск
Предмет (направленность): физика.
Возраст детей: 8 класс.
Место проведения: класс.
Цель урока:
Обучающая: выяснить какое важное значение имеют силы трения в окружающей жизни, технике; какими способами можно увеличить и уменьшить силу трение.
Развивающая: формировать у учащихся умение пользоваться научно – популярной и справочной литературой; интернетом; проявлять творческие способности (написание докладов и сказок, составление презентации по докладам) и умение выступать с ними.
Воспитывающая: воспитывать трудолюбие; точность и чёткость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.
Мотивация урока:
Должны выяснить «Трение – союзник или враг человека?»
Тип урока: изучение нового материала.
Технология урока: технология развивающего обучения.
Вид деятельности учащихся: эксперимент и исследовательская деятельность.
Девиз урока: «Важнее правильно мыслить, чем много знать». Джонн Локк.
Фронтальный опрос.
Что называется силой?
Назовите характеристики силы?
Какие виды силы вам известны? Привести примеры.
Если на тело действуют несколько сил, то находят равнодействующую силу. Как она будет направлена?
Самостоятельная работа.
1 вариант. Найдите равнодействующую двух сонаправленных сил, если первая сила равна 5 Н, а вторая 1 Н. ( 6 Н).
2 вариант. Найдите равнодействующую двух противоположно направленных сил, если первая равна 6 Н, а вторая 4 Н. (2 Н).
(Собрать работы у 6 – 7 учащихся, а остальные сравнивают своё решение с правильным ответом, который записан на доске). Остальным после проверки задать вопрос: Кто правильно решил задание?
Работа над новым материалом.
Велосипедист спускается с горы, въезжает на горизонтальную дорогу, но педали не крутит и через промежуток времени останавливается. Почему?
Вот сегодня мы с вами должны на уроке выяснить «Трение – союзник или враг человека?»
Тема нашего урока «Трение в природе и технике».
Сейчас мы с вами послушаем несколько сообщений, а ваша задача заключается в том, нужно внимательно послушать сообщения и постараться ответить на вопросы, которые высвечиваются на экране.
а) Трение и движение.
б) Трение и покой.
в) Жидкое трение.
г) Почему возникает трение.
д) Скользить и катиться.
Прослушав наши сообщения, мы сейчас с вами можем ответить на вопросы. Конкурс называется «Кто лучше?»
Кто лучше?
Почему любое тело, приведенное в движение в конце концов останавливается? ( На движущееся тело действует сила трения скольжения, которая направлена против движения и уменьшает скорость движения тела).
Как измеряют силу трения скольжения? (К телу прикрепляют динамометр и перемещают тело равномерно. Показания динамометра (сила упругости пружины) равна силе трения скольжения.
Зачем для передвижения тяжелого груза под него кладут катки? (Силу трения скольжения заменяют силой трения качения, так как сила трения качения намного меньше силы трения скольжения).
Какими способами можно уменьшить трение? (Смазка уменьшает трение, а силу трения скольжения заменить силой трения качения).
Как увеличить трение? (Сделать поверхность шероховатой или увеличить силу давления).
Почему санки труднее сдвинуть с места, чем их везти? ( Трение покоя больше силы трения скольжения).
Какую роль играет слюна при глотании пищи? (Роль смазки, уменьшает трение и легче глотать).
Почему мел оставляет след на доске? (Когда мел прижимают к доске, создают большую силу трения, которая отрывает частички мела – возникает след на доске).
Дайте физическое обоснование пословице «Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой». Почему, при росе легче косить? ( Роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса срезает его. Роса создаёт смазку и уменьшает силу трения, поэтому при обратном движении косы скользит по траве).
Для чего иголки тщательно полируют? (Гладкая отполированная поверхность имеет меньшую силу трения скольжения и ею легче шить).
На каждом столе имеется оборудование, для выполнения экспериментальных заданий. Задания будем выполнять по рядам. Прокомментировать задание для каждого ряда.
Практическая работа. (Эксперимент).
1 ряд. Сравнить силу трения покоя, трение скольжения, трение качения.
Оборудование: динамометр, 2 груза, деревянный брусок, 2 круглых карандаша.
Ответ: трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел. Сила трения покоя больше, чем сила трения скольжения, а сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.
2 ряд. Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, 2 груза, лист бумаги и лист наждачной бумаги.
Ответ: сила трения зависит от рода трущихся поверхностей и от качества обработки поверхностей.
3 ряд. Изучить зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, 2 груза, брусок.
Ответ: Сила трения зависит от силы нормального давления, а от площади соприкасающихся тел не зависит.
С заданиями справились. Следующим этапом будет шаг в «Мир без трения». Представим себе этот мир и заслушаем несколько сказок, а остальные вывешены на стенде и можно прочитать после урока.
Сказки.
В мире трения. Сидя на уроке физики, Климентьев не слушал учителя. «И зачем нужно знать про трение, оно никому не нужно, и без него можно обойтись», — думал он. И вдруг он ощутил, что ударился об что – то твердое, он попытался встать, но снова упал. Федор все – таки встал и еле – еле, передвигаясь, пошел. Все вокруг, было какое – то странное, гладкое, до чего бы, он не дотронулся, все было гладким. «Странно, и машин нет?»- удивился Федор. «А как же они будут ездить?»- раздался голос сзади. Климентьев оглянулся и увидел мальчика с короной на голове и какими–то странными приспособлениями на ногах. – Как же они будут ездить, если нет трения? – сказал мальчик с короной. – Как нет трения? – Так ведь ты попал в страну без трения, а я король этой страны. – А что у тебя на ногах? – Это специальные приспособления для передвижения, тебе нужно их одеть, иначе ты не пройдешь и трех шагов. Федор одел эти приспособления и ему стало легче передвигаться. Внимательно посмотрев на короля, он увидел, что корона на голове была прикреплена, каким-то необычным приспособлением. – Зачем ты прикрепил корну? – Ты забыл, что в нашей стране нет трения, попробуй, надень головной убор, он тут же упадет.
И тут, Федор понял, что зря он говорил, что трение не нужно. Он стал смотреть по сторонам, и его взору предстала стройная картина: все люди ходили на каких-то особых приспособлениях, на дерево было невозможно залезть, так как оно было гладким. Все предметы при малейшем прикосновении, падали. – Как плохо без трения!- Да, но и без трения у нас идет кое-что хорошо. Самолеты очень быстро летают, двигатели не изнашиваются, корабли плавают быстро. Но все же без трения плохо. Ты видишь в моей стране нет ничего красивого , удивительного , нельзя рисовать, бегать, лазать по деревьям, а виноват в этом ты. Я. – Да, ты, ведь это ты сказал трение не нужно, вот и оставайся здесь королем, а я ухожу. – Я не хотел, не хотел, я не знал.
« Федор, что же такое трение» — спросила Людмила Николаевна. Климентьев проснулся, он сидел за первой партой в кабинете физики: «Трение – это сила, без которой прожить нельзя!» — ответил он и был прав.
Приключения Алексея Вобликова.
Однажды Алексей получил по физике два. Они как раз проходили тему «Сила трения». Придя домой, закинув учебник физики в дальний угол, он с ненавистью подумал «Пропади ты пропадом, сила трения».
Вдруг он поскользнулся и упал на ровном месте. Алексей попытался встать, ухватившись за ножку стула. Стул с легкостью выскочил из его рук и отлетев в сторонку, опрокинул компьютерный стол. В комнате начался кавардак. Предметы слетали со своих мест и кружась, по комнате, сталкивались и разлетались в разные стороны. Из дальнего угла, размахивая страницами, вылетел учебник физики. Комната была похожа на космический корабль, находящийся в невесомости. Вобликов, собравшись с силами, попытался поймать учебник. Его осенило: именно по его желанию пропала сила трения. Алексей летал по квартире и ловил уже любимый учебник физики. Наконец он ухватил его, на лету открыл учебник, нашел заданный параграф, прочитал и понял, какое огромное значение имеет сила трения в нашей повседневной жизни. Благодаря силе трения по улицам ездят автобусы и троллейбусы, ходят люди и животные, лыжники скользят по снегу, а фигуристы катаются по льду, а еще предметы стоят на своих местах.
Вдруг в комнате все встало на свои места. Сила трения начала действовать. Алексей с облегчением вздохнул и с этого дня решил серьёзнее заниматься физикой.
В мире без трения.
Однажды мой друг поехал в другой город. Вот, что он мне рассказал: « Я приехал в город и пошел искать гостиницу. Найдя её, я заплатил за неделю вперед и пошел в свой номер. Только я решил отдохнуть, как раздался противный гудящий звук. Вдруг кровать отъехала от стенки в середину комнаты. Пол из-под моих ног уехал и я упал. Звук прекратился. Я встал, поправил костюм и сел на кровать. Казалось бы ничего не произошло, но кровать оказалась в середине комнаты, а на моей коленке была ссадина. Но, что это было? Я не стал мучить себя этим вопросом и все же решил отдохнуть. Вдруг снова раздался этот звук. В этот раз решил не оставаться в комнате. Еле держась за стены я вышел в коридор. Что там было! Дорожки ехала из-под моих ног, шкаф отъезжал от стенки, теряя по дороге дверцы, и разваливаясь на части. Вышел на улицу. На моем пути все разваливалось и падало. На улице прохожие делала какие-то беспорядочные движения, падали. Автобус гнал с бешенной скоростью, из кабины высунулось искаженное лицо водителя и он закричал: « Не могу остановить машину, тормоза не действуют!» звук прекратился. Из гостиницы выбежал администратор с коробочкой в руках. «Наконец-то! Наконец-то! Сила трения. Я нашел её»- так он кричал. Он подбежал ко мне и крикнул « Посмотрите!2. включил кнопку и … вдруг — приключилось чудо! Появилась сила трения и все встало на свои места».
Подведение итогов. Подведем итоги и оценим « Трение – союзник или враг человека?»
Конечно, только благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, тепловозов. Они все работают против трения, на это тратится огромное количество горючего разного вида. Трение в одних случаях полезно, а в других вредно. Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличить. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшить. Чтобы трение подчинить себе, нужно знать какие законы им управляют.
Чем больше сила нормального давления, тем больше сила трения.
Величина силы трения зависит от рода соприкасющихся поверхностей.
Сила трения качения меньше силы трения скольжения.
Смазка уменьшает трение, а значит износ.
Что нового узнали на уроке? Что для вас было интересным?
Домашнее задание: п. 32, 1 ряд – рисунок « Мир без трения», 2 ряд – составить опорный конспект, 3 ряд – письменно ответить на вопросы 1-3 параграфа.
6