ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
ТЕМА. АРХИМЕДОВА СИЛА
Цель урока: изучить закон Архимеда; создать условия для формирования у учащихся практических навыков: измерения силы Архимеда; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать интерес к предмету; развивать интерес к решению задач.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления.
формировать интеллектуальные умения анализировать, обобщать сравнивать, систематизировать
познакомить учащихся с законом Архимеда
выяснить, от чего зависит сила Архимеда
Развивающие
развивать навыки логического мышления
развивать информационно-коммуникативные умения
развивать навыки исследования
развивать навыки самостоятельной работы с учебником
формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни,
Воспитательные:
воспитывать у школьников чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях.
способствовать привитию культуры умственного труда
создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: комбинированный урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: динамометр лабораторный, цилиндр алюминиевый, мензурка с водой, шарик пластмассовый
1. компьютеры соединенные в локальную сеть с выходом в Интернет,
мультимедийный проектор, экран.
2.Учебник: А.В. Перышкин «Физика 7 класс», Дрофа, 2009.
13.Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | Организационное начало урока Мотивация урока |
| Приветствует учащихся.
| Готовятся к уроку, садятся на места. | 1 мин. |
| Создание комфортной обстановки на уроке. | Психологиче ский настрой | 1мин | ||
2 | Актуализация опорных знаний
| ЭОР №1 Слайды 2,3,4 | Контроль знаний учащихся по пройденному материалу | Проводят опыт и отвечают на вопросы
| 9мин |
| физкультминутка |
|
| Выполняют упражнения для глаз | 1мин |
3 | Сообщение темы и цели урока | ЭОР №1 Слайд 1,5 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Работа в тетради. | 1мин |
4 | Изучение нового материала
| слайд №6-11 (ЭОР №1)
| История открытия закона Архимеда Учитель сообщает исторические сведения открытия закона | Просматривают презентацию на экране | 2 мин |
Презентация по теме «Архимедова сила» слайды №12 (ЭОР №1) | 2.Проблемная ситуация Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает предсказать, чем закончатся события, указанные на слайде | Предлагают свои варианты ответов | 2 мин | ||
«Откуда появляется архимедова сила» (ЭОР №2) Закон Архимеда» (ЭОР №3) «Измерение архимедовой силы» (ЭОР №4)
Эксперимен тальное подтверждение закона Архимеда (ЭОР №5)
Что следует из закона Архимеда (ЭОР №5)
| Учитель демонстрирует учащимся видеоролики, задаёт сопутствующие вопросы, предлагает сделать выводы. | Просматривают видеоролики, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы. | 10мин | ||
5 | Закрепление изученного материала | Вычисление архимедовой силы ( ЭОР №6) | Предлагает вычислить архимедову силу по предложенной модели | Вычисляют архимедову силу | 5 |
Подборка заданий «Архимедова сила» (ЭОР № 7) | Предлагает решить самостоятельно задачи №1, 2, 3, 5 | Решают задачи | 10 | ||
6 | Домашнее задание |
| Даёт задание выучить §49, решить упражнение 24 | Записывают в дневниках | 2 |
7 | Итог урока Рефлексия |
| Задает вопросы. | Отвечают на вопросы учителя. Чтобы показать своё отношение к уроку рисуют смайлики. | 1 |
ХОД УРОКА
I .Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Учащиеся готовятся к уроку, садятся на места. Сегодня учащиеся будут проводить опыты, работать с интерактивными моделями из сайта «Единая коллекция цифровых и образовательных ресурсов»
II. Актуализация опорных знаний
Учитель демонстрирует презентацию.
Слайд 2 Опыт 1.
Погрузить пластмассовый шарик в воду. Почему он всплывает?
Учащиеся на местах проводят опыт и отвечают на вопрос.
-На шарик выталкивающая сила
Слайд 3 Опыт 2.
Погрузить алюминиевый цилиндр в воду. Действует ли в этом случае выталкивающая сила?
— Выталкивающая сила действует, но цилиндр тонет.
Слайд 4 Опыт 3.
Тело подвешено на пружине динамометра. При опускании тела в воду пружина сокращается. Как определить выталкивающую силу?
-Разница между показателями динамометра, когда цилиндр в воздухе и в воде, показывает выталкивающую силу.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель формулирует тему и цель урока. Учащиеся записывают тему в тетради
Слайд 5
Чтобы ваш кораблик плыл,
Архимед закон открыл.
Хочешь ты его узнать,
Новым Архимедом стать?
IV. Изучение нового материала
Слайды 6-11
История открытия закона Архимеда. Учитель сообщает исторические сведения открытия закона. Учащиеся просматривают презентацию.
Слайд 12. Определить архимедову силу, действующую на цилиндр, погруженный в воду без помощи динамометра.
Учитель создаёт проблемную ситуацию. Предлагает предсказать, чем закончатся события, указанные на слайде.
Учащиеся пытаются дать свои ответы.
Далее учитель использует ЭОР из сайта «Единые коллекции цифровых и образовательных ресурсов».
«Откуда появляется архимедова сила» (ЭОР №2) Видеоролик со звуком.
Учащиеся слушают объяснение появления архимедовой силы.
«Закон Архимеда» (ЭОР №3) Видеоролик Учащиеся смотрят видеоролик.
Записывают формулу в тетрадях.
«Измерение архимедовой силы» (ЭОР №4) Учащиеся смотрят видеоролик.
Физкультминутка. Учащиеся выполняют упражнения для глаз.
Учащиеся садятся за компьютеры.
«Экспериментальное подтверждение закона Архимеда» (ЭОР №5) модель 4.66 «Что следует из закона Архимеда?» Модели 4.68, 4.69, 4.70,4.71 (ЭОР№5)
Учащиеся читают следствия из закона Архимеда. Выполняют задание по модели 4.72. и отвечают на вопросы для самоконтроля.
-Значит, как можно вычислить силу Архимеда без динамометра?
-Применяем закон Архимеда. Для этого нужно знать объем тела и плотность жидкости.
V. Закрепление изученного материала
1.Вычислить выталкивающую силу, действующую на камень, полностью погруженный в воду. Учащиеся берут численные данные из модели (ЭОР №6)и вычисляют.
2. Учитель предлагает решить самостоятельно задачи №1,2,3,5 из «Подборки заданий “ Архимедова сила”»
Учащиеся решают задачи, используя данные из интерактивной модели.
Ответы задач:
1 задача. 150куб.дм=0,15куб.м
0,15*1000*10=1500Н
2 задача. Для погружения и всплытия подводной лодки.
3задача.250*10*1000=2500000Н (архимедова сила).
500*10= 5000 Н (вес батискафа)
2500000-5000= 2495000 Н такую силу надо приложить, чтобы удержать батискаф под водой.
5 задача
Найдем плотность игрушечной машины
100/150=0, 667г/куб. см
Плотность машины меньше плотности воды (1г/куб. см)
VI. Домашнее задание.
Прочитать §49, знать наизусть формулы и определения, решить упражнение 24
VII. Итог урока. Рефлексия
— Что нового узнали сегодня на уроке?
-По какой формуле вычисляется сила Архимеда?
— От чего зависит сила Архимеда и от чего не зависит?
— Понравился вам урок? Нарисуйте на маленьких листочках смайлик, выражающий ваше настроение.
Таблица 2.
Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Презентация по теме «Архимедова сила» | демонстрация | Презентация | https://5klass.net/zip/fizika/Sila-Arkhimeda.zip презентация
|
2 | «Откуда появляется архимедова сила» | демонстрация | Анимация со звуком | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44131462-79cd-4602-bdfa-9243b26203a2/7_212.swf
|
3 | Закон Архимеда» | демонстрация | Видеоролик | |
4 | Измерение Архимедовой силы». | демонстрация | видеоролик | |
5 | Экспериментальное подтверждение закона Архимеда | демонстрация | Интерактивное задание | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swf
|
6 | Вычисление Архимедовой силы | Информацион ный | Интерактивное задание | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ad4831e7-60ec-4b2b-8df8-fdb0061f3948/7_216.swf |
7 | Подборка заданий «Архимедова сила» | Практикум | Интерактивное задание | https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/589c0ff8-ff88-4c96-b616-35e4d93181ae/76.swf |
Используемые интернет-ресурсы
Таблица 3
Название сайта | Ссылка на сайт | |
1 | Презентации для школьников | |
2 | Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов | https://school-collection.edu.ru/
|
8