Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33с углублённым изучением отдельных предметов
Дзержинского района г Волгограда
Рабочая программа элективного курса по физике
( профильное обучение) «Практикум по решению физических задач»
17часов.
Составитель рабочей программы Гогичаева Вера Николаевна
2011 г
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
«Практикум по решению физических задач»
( профильное обучение)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню профильной подготовки выпускников.
Цель данного курса – научить учащихся, занимающихся в профильном классе, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступить и учиться в учебных заведениях соответствующего профиля. Основная задача курса – научить школьников применять полученные знания при решении нестандартных задач, задач части С ЕГЭ, а также подготовить к сдачи ЕГЭ.
В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать такие методы обучения:
метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:
педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
активизации и интенсификации деятельности учащихся;
частно-предметные технологии.
Программа предназначена для классов, в которых для изучения физики выделяется 5 часа в неделю в неделю. Объем программы – 17 часов, по 0.5 ч в неделю. Состоит из двух разделов, которые вызывают затруднения при изучении физики на базовом уровне – “Механика”. Текущая аттестация в 10 классе проводится в форме тематических тестов. Итоговая аттестация проводится в форме теста по всем разделам курса физики.
Критерии оценки эффективности:
50 – 60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70 – 80% правильных ответов – оценка “хорошо”;
90% правильных ответов – оценка “отлично”.
10 класс (17ч, 0.5 ч в неделю)
МЕХАНИКА (17ч.)
Кинематика материальной точки (4 ч.)
Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение. График равномерного прямолинейного движения. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Решение графических задач на свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Колебательное движение материальной точки.
Динамика материальной точки (4 ч.)
Законы Ньютона. Сила упругости. Сила трения. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Применение законов Ньютона. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.
Законы сохранения (4 ч.)
Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение.
Динамика периодического движения (3 ч.)
Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс.
Механические и звуковые волны (2 ч.)
Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.
Волков В.А. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – М.: «Вако», 2006.
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2004.
Маркина Г.В, С.В. Боброва (составители) Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 2006
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2011.
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2011.
Оськина В.Т. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику В.А. Касьянова “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 2006.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.
Физика. Тесты. 10 – 11 классы: Учебно-методическое пособие /Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2003.
Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2011.
Литература для учащихся:
Балаш А.И. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»
Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача… М.: Наука, 1990
Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2003.
Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2002.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2004.
Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2006.
Календарно-тематическое планирование материала
Тема | Количество часов | Дата проведения | |
Кинематика материальной точки 4
| |||
1 | Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение Графики равномерного прямолинейного движения. | 1 |
|
2 | Равнопеременное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. | 1 |
|
3 | Свободное падение. Баллистическое движение | 1 |
|
4 | Тестирование «Кинематика материальной точки» | 1 |
|
Динамика материальной точки 4 | |||
1 | Законы Ньютона. Силы в природе | 1 |
|
2 | Применение законов Ньютона | 1 |
|
3 | Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости | 1 |
|
4 | Тестирование «Динамика материальной точки» | 1 |
|
| Законы сохранения 4 |
|
|
1 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. столкновение. | 1 |
|
2 | Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение. | 1 |
|
3 | Работа силы Мощность. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. | 1 |
|
4 | Тестирование «Законы сохранения» | 1 |
|
| Динамика периодического движения 3 |
|
|
1 | Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний | 1 |
|
2 | Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс | 1 |
|
3 | Тестирование «Динамика периодического движения» | 1 |
|
| Механические и звуковые волны 3 |
|
|
1 | Периодические волны. Стоячие волны. | 1 |
|
2 | Звуковые волны.Характеристики звука | 1 |
|
3 | Итоговое тестирование | 1 |
|
6