Рабочая программа элективного курса по физике «Практикум по решению физиеских задач» 10 класс


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33с углублённым изучением отдельных предметов

Дзержинского района г Волгограда










Рабочая программа элективного курса по физике

( профильное обучение) «Практикум по решению физических задач»


17часов.









Составитель рабочей программы Гогичаева Вера Николаевна



2011 г













ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

«Практикум по решению физических задач»

( профильное обучение)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню профильной подготовки выпускников.

Цель данного курса – научить учащихся, занимающихся в профильном классе, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике.

Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступить и учиться в учебных заведениях соответствующего профиля. Основная задача курса – научить школьников применять полученные знания при решении нестандартных задач, задач части С ЕГЭ, а также подготовить к сдачи ЕГЭ.

В процессе реализации данной программы рекомендовано использовать такие методы обучения:

  • метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;

  • метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;

  • исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.

В качестве средств обучения предполагается использование комплекса педагогических технологий:

  • педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

  • активизации и интенсификации деятельности учащихся;

  • частно-предметные технологии.

Программа предназначена для классов, в которых для изучения физики выделяется 5 часа в неделю в неделю. Объем программы – 17 часов, по 0.5 ч в неделю. Состоит из двух разделов, которые вызывают затруднения при изучении физики на базовом уровне – “Механика”. Текущая аттестация в 10 классе проводится в форме тематических тестов. Итоговая аттестация проводится в форме теста по всем разделам курса физики.

Критерии оценки эффективности:

50 – 60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;

70 – 80% правильных ответов – оценка “хорошо”;

90% правильных ответов – оценка “отлично”.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

10 класс (17ч, 0.5 ч в неделю)

МЕХАНИКА (17ч.)

    1. Кинематика материальной точки (4 ч.)

  • Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение. График равномерного прямолинейного движения. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Решение графических задач на свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Колебательное движение материальной точки.

    1. Динамика материальной точки (4 ч.)

  • Законы Ньютона. Сила упругости. Сила трения. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Применение законов Ньютона. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

    1. Законы сохранения (4 ч.)

  • Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение.

    1. Динамика периодического движения (3 ч.)

  • Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс.

    1. Механические и звуковые волны (2 ч.)

  • Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качествен­ные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

  2. Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»

  3. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Эксперимен­тальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.

  4. Волков В.А. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – М.: «Вако», 2006.

  5. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика ре­шения задач по физике в средней школе. М.: Просвеще­ние, 1987.

  6. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2004.

  7. Маркина Г.В, С.В. Боброва (составители) Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику Г.Я Мякишева “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 2006

  8. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен. Контрольные измерительные мате­риалы. Физика. М.: Просвещение, 2011.

  9. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен: Методические рекомендации. Физи­ка. М.: Просвещение, 2011.

  10. Оськина В.Т. Физика. 10 (11) кл. Тематическое поурочное планирование к учебнику В.А. Касьянова “Физика. 10 (11) кл.” – Волгоград: «Учитель», 2006.

  11. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.

  12. Физика. Тесты. 10 – 11 классы: Учебно-методическое пособие /Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2003.

  13. Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2011.

Литература для учащихся:


  1. Балаш А.И. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

  2. Берков А.В., Грибов В.А. ЕГЭ 2009. М.: «АСТ. Астрель»

  3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача… М.: Наука, 1990

  4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.

  5. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

  6. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и реше­ниями. М.: Мнемозина, 2004.

  7. Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.

  8. Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Касьянов В.А. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2003.

  9. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государ­ственный экзамен. Контрольные измерительные мате­риалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

  10. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Нау­ка, 1992.

  11. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2002.

  12. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2004.

  13. Ханнанов М.Н., Ханнанова Т.А. ЕГЭ-2006. М.: «Экзамен», 2006.



Календарно-тематическое планирование материала



п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Кинематика материальной точки 4


1

Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение Графики равномерного прямолинейного движения.

1


2

Равнопеременное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

1


3

Свободное падение. Баллистическое движение

1


4

Тестирование «Кинематика материальной точки»

1


Динамика материальной точки 4

1

Законы Ньютона. Силы в природе

1


2

Применение законов Ньютона

1


3

Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости

1


4

Тестирование «Динамика материальной точки»

1



Законы сохранения 4



1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. столкновение.

1


2

Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение.

1


3

Работа силы Мощность. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

1


4

Тестирование «Законы сохранения»

1



Динамика периодического движения 3


1

Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний

1


2

Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс

1


3

Тестирование «Динамика периодического движения»

1



Механические и звуковые волны 3


1

Периодические волны. Стоячие волны.

1


2

Звуковые волны.Характеристики звука

1


3

Итоговое тестирование

1











6


Свежие документы:  СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: