Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________
Момзикова Г. И.
«_________» __________________ 2014 г.
МП
Рабочая программа по физике
(базовый уровень)
7 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: В.А. Коровин, В.А.Орлов, М.: Дрофа, 2011).
Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 7, М.: Дрофа, 2011 г.
Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: механическое движение, взаимодействие тел, плотность, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, давление и сила давления, закон Паскаля, выталкивающая сила, закон Архимеда, механическая работа, мощность, «золотое правило» механики.
В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Р. Гук, Б. Паскаль, Э. Торричелли, Архимед.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основное содержание (68 часов, 2 часа в неделю)
Физика и техника. 4 часа
Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов.
Взаимодействие тел. 22 часа.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. 23 часа.
Работа и мощность. Энергия. 13 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
рационального применения простых механизмов;
контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
№ урока п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки проведения | Скорректированные сроки проведения | ||
1.Физика и техника. 4часа, 2 час в неделю | |||||
| Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения. | 02.09.13 – 14.09.13 |
| ||
| Физические величины. Измерение физических величин. | ||||
| Точность и погрешность измерений. ЛР №1: «Измерение физических величин» | ||||
| Физика и техника. | ||||
| Итого | 4 часа |
| ||
2.Первоначальные сведения о строении вещества. 6 часов, 2 часа в неделю | |||||
| Строение вещества. Молекулы. | 16.09.13 – 05.10.13 |
| ||
| ЛР №2: «Измерение размеров малых тел» | ||||
| Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | ||||
| Взаимное притяжение молекул. | ||||
| Три состояния вещества. | ||||
| Различие в молекулярном состоянии твердых тел. | ||||
| Итого | 6 часов |
| ||
3.Взаимодействие тел. 22 часа, 2 часа в неделю | |||||
| Механическое движение. | 07.10.13 – 28.12.13 |
| ||
| Равномерное и неравномерное движение. | ||||
| Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. | ||||
| ЛР №3: «Изучение зависимости пути от времени при прямолин. равномер. движении. Измерение скорости» | ||||
| Инерция. Взаимодействие тел. | ||||
| Масса тела. Единицы измерения. | ||||
| Измерение массы тела на весах. ЛР №4: «Изм. массы тела на рычажных весах». | ||||
| Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. |
| |||
| ЛР №5,6: «Измерение объема тела», «Определение плотности вещества». | ||||
| Решение задач. | ||||
| Контрольная работа по теме «Инерция, масса тела, плотность вещества» | ||||
| Сила. | ||||
| Явления тяготения. Сила тяжести. | ||||
| Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | ||||
| Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | ||||
| Динамометр. | ||||
| ЛР 7: «Исследов. зависимости пути от времени при прям. равн. движении». | ||||
| Сложение двух си, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | ||||
| Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | ||||
| ЛР №8: «Определение центра тяжести плоской пластины» | ||||
| Решение задач. | ||||
| Контрольная работа. | ||||
| Итого | 22 часа |
| ||
4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов, 23 часа, 2 часа в неделю | |||||
| Давление. Единицы измерения. | 13.01.14 – 24.05.14 |
| ||
| Способы уменьшения и увеличения давления. | ||||
| Давление газа. | ||||
| Передача давления жидкости и газами. Закон Паскаля. | ||||
| Решение задач. | ||||
| Контрольная работа. | ||||
| Давление в жидкости и газе. | ||||
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | ||||
| Сообщающиеся сосуды. | ||||
| Вес воздуха. Атмосферное давление. | ||||
| Почему существует воздушная оболочка Земли. | ||||
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | ||||
| Барометр – анероид. | ||||
| Атмосферное давление на различных высотах. | ||||
| Манометры. | ||||
| Поршневой жидкостный насос. Решение задач. | ||||
| Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе» | ||||
| Гидравлический пресс. | ||||
| Действие жидкости и газа на тело погруженное в них. | ||||
| Архимедова сила. ЛР № 9: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | ||||
| Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. ЛР №10: «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | ||||
| Решение задач. | ||||
| Контрольная работа | ||||
| Итого | 23 часа |
| ||
5. Работа и мощность. Энергия. 13 часов, 2 часа в неделю | |||||
| Механическая работа. Единицы работы. | 10.04.14 – 24.05.14 |
| ||
| Мощность. Единицы мощности. | ||||
| Простые механизмы. | ||||
| Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | ||||
| Момент силы. | ||||
| Рычаги в технике, быту и природе. ЛР №11: «Выяснение условия равновесия рычага» | ||||
| Применение закона равновесия рычага к блоку. | ||||
| Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | ||||
| Коэффициент полезного действия механизма. ЛР №12: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | ||||
| Энергия. | ||||
| Потенциальная и кинетическая энергия. | ||||
| Контрольная работа. | ||||
| Превращение одного вида механической энергии в другой. | ||||
| Итого | 13 часов |
| ||
| Всего | 68 часов |
|
1. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / В.А.Орлов, В.А.Коровин. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2006
3. Учебник «Физика-7», А. В. Перышкин, 2012 г.
4. «Поурочные разработки по физике. 7 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005
5. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2010 г.
8. «Физика-7». Самостоятельные и контрольные работы», Л. А. Кирик, 2008 г.
9. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе, ч. 1, под ред. А. А. Покровского, 1979 г.
10. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
11. Журнал «Физика в школе»
12. CD диски по предмету
13.Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008 г.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
___Лазарян Е. С.__________________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___Веденеева И. В._______________
«_________» _____________________ 2014г