МОУ — Аппаковская средняя общеобразовательная школа
Альметьевский район
Республика Татарстан
Урок физики в 8 классе
по теме «Удельная теплота
плавления»
Подготовила и провела
учитель физики и математики
Ветлугина Н.А.
2010г.
Модель программы по теме « Изменение агрегатных состояний вещества»
М1. Различные состояния вещества | М2. Удельная теплота плавления | М3. Испарение и конденсация | М4. Кипение. Удельная теплота парообразования | М5. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха | М6. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | М7. Паровая турбина. КПД теплового двигателя | М8. Контроль знаний по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | ||
Дидактическая цель модуля | Изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ; ознакомиться с особенностями в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое состояние | Изучить, как вычисляется количество теплоты при кристаллизации и плавлении; ознакомиться со смыслом удельной теплоты плавления | Ознакомиться с особенностями физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот | Ознакомиться с явлением кипения; уметь объяснять процесс кипения на основании МКТ | Ознакомиться с влажностью воздуха, освоить определение влажности воздуха при помощи психрометра. | Получить представление об использовании работы газа и пара при расширении; ознакомиться с принципом действия ДВС. | Ознакомиться с работой паровой турбины; осознать смысл КПД и научиться его вычислять | Проверить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме | |
Учебные элементы, название, ЧДЦ | УЭ1 | Агрегатные состояния вещества | Расход энергии топлива во время плавления | Парообразование | Понятие «кипение», «температура кипения» | Понятие «абсолютная влажность» | Работа газа при расширении | Принцип действия паровой турбины | Дифференцированные задания по выявлению уровня усвоения, содержания учебных элементов темы модулей М1-М7 |
УЭ2 | Практическое использование перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое | Удельная теплота плавления . Единица измерения. | Понятие «испарение». Зависимость испарения от внешних факторов | Удельная теплота парообразования и конденсации. Единица измерения | Понятие «относительная влажность» | Практическое применение работы газа в тепловых двигателях | Состав теплового двигателя | Подведение итогов | |
УЭ3 | Особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел | Формула для расчета количества теплоты необходимого для плавления кристаллического тела массой m | Насыщенный и ненасыщенный пары | Выделение энергии при конденсации | Устройство и принцип действия психрометра | Использование двигателей внутреннего сгорания | Коэффициент полезного действия теплового двигателя |
| |
УЭ4 | Понятие « плавление», «температура плавления» | Отвердевание тел, выделение энергии при отвердевании | Поглощение энергии при испарении жидкости | Расчет количества теплоты при превращении в пар жидкости любой массы | Учет влажности воздуха при исследовании явлений в атмосфере | Выходной контроль | Экологические проблемы использования тепловых двигателей |
| |
УЭ5 | Понятие «отвердевание», «температура отвердевания» | Расчет количества теплоты при отвердевании | Понятие «конденсация» | Выходной контроль | Образование росы(2 уровень) | Подведение итогов | Альтернатива тепловым двигателям |
| |
УЭ6 | Чтение графика плавления и отвердевания кристаллических тел | Выходной контроль | Выделение энергии при конденсации | Подведение итогов | Выходной контроль |
| Выходной контроль |
| |
УЭ7 | Понятие «десублимация», «сублимация» | Подведение итогов | Выходной контроль |
| Подведение итогов |
| Подведение итогов |
| |
УЭ8 | Выходной контроль |
| Подведение итогов |
|
|
|
|
| |
УЭ9 | Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
|
Урок физики в 8 классе по теме « Удельная теплота плавления»
Цель урока: ввести понятие удельной теплоты плавления;
определить, как рассчитывается количество теплоты при плавлении и отвердевании;
формирование умений производить расчеты по изученным формулам;
развивать умения работы с графиками, и текстом учебника;
воспитание интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: изучение нового материала с использованием интегрально-дифференцированного подхода.
Таблица: Спектр « Плавление и отвердевание кристаллических тел».
Оборудование: колба, лед, штатив, сухое горючее, термометр.
Ход урока.
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Актуализация прежних знаний.
Тест по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»
Вариант 1
Ι Свинец плавится при температуре 327°С. Что можно сказать о температуре отвердевания свинца?
1. Она равна 327°С.
2. Она ниже температуры плавления.
3. Она выше температуры плавления.
ΙΙ При какой температуре ртуть приобретает кристаллическое строение?
1. 420 °С; 2. – 39 °С; 3. 1300-1500 °С; 4. 0 °С;
ΙΙΙ В земле на глубине 100км температура около 1000°С.
Какой из металлов: цинк, олово или железо – находится там в нерасплавленном состоянии?
1. Цинк. 2. Олово. 3. Железо.
ΙV Газ, выходящий из сопла реактивного самолета, имеет температуру 500-700 °С. Можно ли сопло изготовлять из алюминия?
Можно. 2. Нельзя.
Вариант 2
Ι При плавлении кристаллического вещества его температура …
1. не изменяется. 2. увеличивается 3. уменьшается.
ΙΙ При какой температуре цинк может быть в твердом и жидком состоянии?
1. 420 °С; 2. – 39 °С; 3. 1300-1500 °С; 4. 0 °С;
ΙΙΙ Какой из металлов : цинк, олово или железо – расплавится при температуре плавления меди7
1. Цинк. 2. Олово. 3. Железо.
ΙV Температура наружной поверхности ракеты во время полета повышается до 1500- 2000 °С. Какие металлы пригодны для изготовления наружной обшивки ракет?
1 Сталь . 2. Осмий. 3. Вольфрам. 4. Серебро . 5. Медь.
ΙΙΙ. Формирование новых понятий.
Демонстрация плавления льда . Измерение температуры в процессе нагревания.
Сравнить полученные данные с графиком плавления
( по таблице).
Вывод: Пока весь лед не расплавиться, температура не будить повышаться.
Модуль М2
Удельная теплота плавления
Уровень сложности: общий
УЭО Постановка целей.
ДЦМ: изучить, как вычисляется количество теплоты при плавлении и кристаллизации; ознакомиться со смыслом удельной теплоты плавления.
Учебный материал с указанием заданий
Дифференциальные когнитивные стили | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания | Содержание учебного материала ( ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала ( ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ1. Изучение нового материала ЧДЦ: рассмотреть расход энергии топлива при плавлении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Изменяется ли средняя кинетическая энергия колебаний молекул? — Что происходит с молекулами? — В какое состояние переходит лед при плавлении?(3 балла) | За счет увеличения средней кинетической энергии, происходит нарушение порядка в расположении частиц в кристалле. | Нарушение порядка в расположении частиц в кристалле , за счет увеличения средней кинетической энергии. | 1.Почему не повышаться температура при плавлении ? ( 2 балла) 2.- В какое состояние переходит лед при плавлении? — Что происходит с молекулами? — Изменяется ли средняя кинетическая энергия колебаний молекул? -На что расходуется энергия топлива при плавлении? (3 балла)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания | Содержание учебного материала ( ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала ( ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ2. Изучение нового материала ЧДЦ: изучить смысл понятия «удельная теплота плавления»
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Одинаковое ли количество теплоты необходимо для плавления различных веществ одной и той же массы? Почему? (2балла) 2. Найдите по таблице № 4 учебника, удельную теплоту плавления льда. Что она обозначает? (3балла)
| Определение удельной теплоты плавления. Её обозначение. Единица измерения.
Смысл понятия «удельная теплота плавления» | 1.Одинаковое ли количество теплоты необходимо для плавления различных веществ одной и той же массы? Почему? (2балла) 2. Найдите по таблице № 4 учебника, удельную теплоту плавления льда. Сколько энергии необходимо сообщить льду массой 1 кг, для того чтобы полностью перевести его в жидкое состояние? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания | Содержание учебного материала ( ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала ( ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ3. Изучение нового материала ЧДЦ: изучить формулу для расчета количества теплоты необходимого для плавления кристаллического тела массой m.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Q=λm , m , λ (2 балла) | Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела массой m. Q=λm. |
2. Выразите из формулы Q=λm , m , λ (2 балла) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания | Содержание учебного материала ( ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала ( ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ4. Изучение нового материала ЧДЦ: рассмотреть процесс отвердевания.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Что происходит при отвердевании? -Изменяется ли средняя кинетическая энергия частиц? — Изменяется ли расположение частиц при отвердевании? (3 балла) | ИТ, ДТ
Отвердевание – процесс обратный плавлению. Изменение расположения частиц вещества при уменьшении средней кинетической энергии. | — Изменяется ли расположение частиц при отвердевании? -Изменяется ли средняя кинетическая энергия частиц? -Что происходит при отвердевании? (3 балла) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2Э. Какие ассоциации вызывает у вас процесс отвердевания? (1балл) | ИЭ Примеры отвердевания |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство по усвоению учебного содержания | Содержание учебного материала ( ИТ, ИЭ, ИД) | Содержание учебного материала ( ДТ, ДЭ, ДД) | Руководство по усвоению учебного содержания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ5. Изучение нового материала ЧДЦ: расчет количества теплоты выделяемого при отвердевании тела массой m.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Как рассчитать количество теплоты выделяемого при кристаллизации тела массой m. — При плавлении энергия поглощается, что будет происходить с энергией при отвердевании? ( 3 балла). | Формула расчета количества теплоты выделяемого при кристаллизации тела массой m. Q=-λm. Знак минус показывает, что энергия выделяется | — При плавлении энергия поглощается, что будет происходить с энергией при отвердевании? — Как рассчитать количество теплоты выделяемого при кристаллизации тела массой m. ( 3 балла). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ6. Выходной контроль. ЧДЦ: проверить усвоение учебных элементов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТ, ИЭ, ИД, ДТ 1.На что расходуется энергия топлива при плавлении кристаллического тела, нагретого до температуры плавления? 2. Что называется удельной теплотой плавления? 3. Как объяснить процесс отвердевания на основе учения о строении вещества? 4. Как вычисляют количество теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела, взятого при температуре плавления? 5. Как вычислить количество теплоты выделяющееся, при кристаллизации тела, имеющего температуру плавления? | ИТ, ИЭ, ИД, ДТ Проверьте свои ответы по коду и оцените: За каждый ответ на вопрос – по 1 баллу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ7. Выходной контроль. ЧДЦ: заполнение листа контроля.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ)
| ИТ, ИЭ, ИД, ДТ Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение заданий. 1-й уровень: 10-15 баллов- «Зачет» ≤9 баллов – «Незачет» 2-й уровень: 21-27 баллов – «Хорошо» 13-20 баллов- «Зачет» ≤12 баллов – «Незачет» Сдайте лист контроля учителю. |
ΙV. Формирование умений и навыков
Задача №1
Какое количество теплоты выделится в окружающую среду при кристаллизации 200г свинца?
Задача №2
Какое количество теплоты требуется для плавления меди 2т, взятой при температуре 25 °С?
V. Итог урока Самооценка деятельности учащихся на уроке по листу самоконтроля.
Оценка в журнал за проверочный тест.
VΙ. Домашнее задание. § 15 стр. 34-38 читать ( физика 8кл, А.В.Перышкин)
Упр. 8 (4) – 1-й уровень
Упр. 8(5) – 2-й уровень
Задание 2(1) – всем, 1-й уровень-постановка опыта, отчет о проделанной работе.
2-й уровень – постановка опыта, объяснить результаты опыта.
Литература.
1.А.В Перышкин, Физика 8 кл. Москва «Дрофа»2009г.
О.В. Коршунова Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно- дифференцированный подход), Москва Педагогический университет «Первое сентября»,2006г.
Н.И. Павленко, К.П.Павленко Тестовые задания по физике 8 класс, Москва «Школьная пресса»,2003г.