Урок по физике с использованием ИКТ по теме «Механические колебания» 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова

г. Петровска Саратовской области



Муниципальный конкурс для учителей на лучшую методическую разработку с использованием ИКТ.











Урок по физике




Учитель высшей категории:

Сеничкина Елена Викторовна













Петровск 2009

Описание работы


Учитель: Сеничкина Елена Викторовна

Район: Петровский.

Место работы: МОУ СОШ №3

Предмет: физика.

Контактный телефон: (84555)26861

email lsenichkina@yandex.ru

Учебный план: 2 часа в неделю. (учебник «Физика.8кл» -С.В.Громов).

Класс: 8

Тема: Решение задач. Механические колебания.

Основополагающий вопрос: Материально-духовный дуализм сердца.

Цели и задачи занятия:

  • систематизировать знания, полученные при изучении других дисциплин и других разделов физики;

  • показать, что многие понятия применимы для широкого класса задач в различных областях науки и производства;

  • приучать к умению выслушивать других;

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, внимание;

  • вырабатывать умение анализировать и абстрагировать;

  • формировать профориентационную культуру учащихся;

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • формировать нравственные нормы.


Оборудование:

нитяных маятника длиной 1,5м -2шт;

нитяных маятника длиной 0,5м -2шт;

секундомер электронный;

пружинный маятник (штатив, пружина, груз);

сантиметровая лента -2шт;

мультимедийное оборудование;

ЭКГ №1,ЭКГ №2 – каждому ученику.








Аннотация:

В данной работе интегрируются знания, полученные на уроках физики, биологии, геометрии. На занятии дети, применяя знания о механических колебаниях, учатся анализировать ЭКГ. В работе показан двойственный характер сердца: с одной стороны – это кладовая души, вмещающая все человеческие эмоции и душевные качества; с другой стороны – сложный колебательный механизм.





Методические рекомендации:

Данное занятие можно проводить в 8-х классах в качестве урока и в 9-х классах на элективных курсах по теме: «Физика и человек». Занятие рассчитано на 45 минут. В этой работе возможно привлечение учителя биологии, а так же врача-кардиолога. Это занятие было апробировано в 8-х классах средней общеобразовательной школы и дало положительный результат.




















Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (мин)


I.Организационный момент.






1 мин



I. Фронтальная беседа.

Чтобы ученики более осознано воспринимали новый материал, учитель проводит опрос по некоторым вопросам.

«Сердце имеет двойственный характер: с одной стороны – это кладовая души, вмещающая все человеческие эмоции и душевные качества; с другой стороны – сложный колебательный механизм. Об этих характеристиках мы сегодня поговорим

Вопросы: Что мы называем колебаниями?

Какие вы знаете виды колебаний?

Какие колебания мы называем

свободными?

Какие колебания мы называем

вынужденными?

Что мы называем периодом,

амплитудой, частотой

колебаний?

Как определить период свободных

колебаний пружинного и нитяного

маятника?



Дети в процессе эксперимента с пружинным и нитяным маятниками дают ответы на поставленные вопросы, моделируют свободные и вынужденные колебания.

Ученики дают определение периода, амплитуды, частоты.



Вспоминают формулы Т=2π

Т=2π


7 мин


II. Лабораторный практикум.


Класс делится на 4 группы.

Всем предлагается рассчитать период колебаний нитяного маятника, используя предоставленное оборудование.

-1 и 2 группы рассчитывают период нитяного маятника длиной 1,5м и 0,5м соответственно, используя формулу Т=2π. Оборудование: маятник и сантиметровая лента.

-3 и 4 группы рассчитывают период нитяного маятника длиной 1,5м и 0,5м соответственно, используя формулу Т=t/n.Оборудование: маятник и секундомер.

После выполнения задания и заполнения сводной ведомости дети делают выводы и отвечают на вопросы .

Вопросы: От чего зависит период свободных

колебаний и нитяного маятника?

Что необходимо сделать с

маятником, чтобы увеличить его

период в 3раза?




Дети решают группами поставленные задачи и

результаты работы объединяют в сводной ведомости.

l

Т, с

1;2 группа

Т, с

3;4

группа

1,5



0,5




12 мин

III. Теоретический практикум .


Решение задачи. Нитяной маятник длиной 2м прикреплен к штативу. На 1м ниже точки прикрепления находится гвоздь, который изменяет траекторию движения маятника (см.рис.). Определите период данного маятника.



Дано: Решение Вычисление

l1=2м Т1=2π. Т= l2=1м Т2=2π ≈2,4(с)

g≈10 м/с2 Т=+


Т=? Т=







Дети коллективно решают эту задачу у доски и записывают ее решение в тетради.

7 мин


IV. Практическая часть (закрепление теоретических знаний).


«.Для наглядности эти колебания изображают в виде графиков, которые характеризуются периодом, амплитудой, частотой. Рассмотрим график колебаний материальной точки и определим его параметры. Подобными графиками пользуются медики для визуального изображения работы сердца. Они называются электрокардиограммы. Для изучения ЭКГ «отправимся» в медицинское учреждении»





По графику на слайде определяют все параметры колебаний, т.е.

Т=4с ;

Хм=4см=0,04м;

ν=,ν==0,25(Гц)








5мин


V. Новый материал.


1)Учитель вместе с детьми вспоминает временные интервалы сердечного цикла, используя знания биологии и материал презентации.

« А теперь определим период, пульс, амплитуду сокращений предсердия и желудочка пациентов, кардиограммы которых у вас на столе».










2)Учитель выясняет, что необходимо делать, чтобы сердце было здоровым.





Учитель делает вывод: Нужно вести здоровый образ жизни.




1)Объясняют принцип работы сердца и записывают временные интервалы сердечного цикла в тетрадь. Затем анализируют ЭКГ №1 вместе с учителем и №2-самостоятельно.

Ответы:№1- Т=0,8с;

Хм=4 ед, пульс=75уд/мин;

№2- Т=0,6 с;

Хм= 0,5 ед; пульс = 100 уд/мин.

Делается вывод, что ЭКГ №2 – показатель не здорового человека.

2)Школьники приводят примеры:

-правильное питание;

-режим;

-спорт;

-отсутствие вредных привычек и т.д.






12 мин


VI .Подведение итогов.

« Сердце человека уникально в своей двойственности (дуализме). Оно является механизмом, который поддерживает нас всю жизнь и вмещает все жизненные переживания. Мне очень хочется, чтобы ваше сердце было светлым, лучезарным и бездонным; полным тепла и уюта, как этот очаг; чтобы в нем не угасали искры любви и жизненной силы. Я призываю вас помнить, что главное предназначение человека

творить добро!»

Звучит музыка.




Домашнее задание:

А- повт § 17,19

Б- № 92,94

С- Посчитав пульс, определите свой сердечный цикл.





1 мин


Свежие документы:  Урок по теме "Умножение разности двух выражений на их сумму" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: