Конспект классного часа во 2 «а» классе
Тема: « Поговорим о доброте?»
Задачи: Сформировать у детей представление о том, что такое «добро», «добрый», «доброжелательный человек», «добрые дела», раскрыть нравственную сторону жизненных явлений и поступков, развивать способность сочувствовать, сопереживать, воспитывать навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, чувство толерантности, эмпатии к другому человеку, стремление совершать добрые дела, повышать самооценку.
Оборудование:
Для учащихся: краски, кисточки, бумага, фишки красного и черного цвета.
Для педагога: Пиктограммы с изображением злого и доброго волшебников, мультфильм «Добрые дела» из телепередачи «Шишкин лес», отрывок А. Лопатина, М. Скребцова «Доброе облако», минусовка песенки «Добрые дела». ромашка вопросов, компьютер, проектор.
Ход классного часа
I. Вводная часть. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну «Доброты», а попасть туда нам помогут волшебники. Посмотрите , пожалуйста , на доску. Перед вами два волшебника. Что вы можете о них сказать? (Дети: Один из них добрый, другой злой.) Они будут помогать нам в нашем путешествии. Давайте определим какой из волшебников добрый, а какой злой? Посмотрев на них, вы можете это определить?(Дети: да по мимике)
А ещё о том добрый ты или нет могут рассказать твои поступки. Послушайте рассказы волшебников о себе и постарайтесь догадаться кто из них добрый, а кто злой?
Рассказ 1 волшебника
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда-
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Рассказ 2 волшебника
А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом , злостью дорожу,
Кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.
На какого волшебника вы хотели бы быть похожими?
2. Беседа о добрых и злых людях
Кого называют добрым? Кого называют злым?
Как ведут себя добрые люди? Как ведут себя злые люди?
Какие слова говорят злые люди, добрые люди?
Приведите примеры добрых героев из мультфильмов. Почему их можно назвать добрыми?
Приведите примеры злых героев из мультфильмов. Почему мы их называем злыми?
3. Тренинг эмоций
Ребята , я предлагаю вам показать сказочных персонажей мульфильмов, используя мимику , жесты.
-доброго кота Леопольда;
-сердитых мышат; и др.
По окончании тренинга подводим детей к выводу: каким лучше быть: добрым или злым? —
II. Основная часть занятия.
«Секрет на ушко».
— Давайте подумаем, а какого человека можно назвать добрым?
— Ребята, вы любите секреты? Я тоже. И мне хочется с вами посекретничать.
Звучит тихая музыка.
— Подумайте и скажите мне на ушко, а вы можете назвать себя добрыми?
Педагог подходит к ученикам и слушает ответы.
— Спасибо за то, что вы доверили мне свой секрет. Я никому не скажу о нем.
— А вы хотите научить свое сердце доброте?
Просмотр мультфильма «Добрые дела» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
— А сейчас предлагаю посмотреть мультфильм, возможно, кто-то из вас узнает себя.
— Как звали героев этого мультфильма? (Коксик, Зубок, Юля)
— Есть такие ребята, кто узнал себя в этих героях?
— О чем мечтал Коксик? (Лежать на диване и есть сметану.)
— Что предложил сделать Зубок? (Идти на улицу и делать добрые дела.)
— Почему Коксик не согласился? (Ему было лень.)
— Подумайте и ответьте, а вы пошли делать добрые дела для людей? Почему?
(Ответы детей.)
— Почему Юля сказала, что утро, пожалуй, не доброе? (Лучшие друзья отвернулись друг от друга.)
— Из-за чего поссорились Коксик и Зубок?
— Какое доброе дело сделала Юля? Как ей это удалось?
(Помирила друзей. Она сказала, что здесь побывала злая старуха инфекция, которая заразила друзей. Но от этой инфекции есть одно лекарство. Если волшебное яблоко дать тому, с кем поссорился, то случится чудо.)
— Какое случилось чудо? (Коксик и Зубок помирились)
— Действительно ли яблоко было волшебным?
— Почему Юля назвала слова Зубка волшебными? Как ты считаешь? (Он попросил прощения, извинился)
Работа в парах.
— Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и скажите, какими должны быть настоящие добрые друзья? Какие правила они должны соблюдать.
Правила дружбы (читают дети)
Когда кому- то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!
Кто же слабый, помогу,-
Я иначе не могу. Если грянет вдруг беда,
Друг поможет нам всегда.
Будь вежлив со своими товарищами,
Не забывай им говорить «волшебные» слова.
Не ссорься, будь справедливым.
Не зазнавайся.
Не перекладывай свою вину на другого.
(Настоящие друзья стараются никогда не ссориться. Настоящие друзья никогда не будут обзывать друг друга. Настоящие друзья делают добро друг другу.)
— Подведем итог, что значит быть добрым другом? (Добрый друг всегда думает о товарище.)
Игровое упражнение «Добрый человек — злой человек».
(моральная оценка поступков)
Ребята , я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Я буду называть вам поступки человека . Если вы уверены, что поступок хороший то поднимите фишку красного цвета, если вам кажется , что поступок плохой – поднимаем фишку чёрного цвета.
Плохие поступки | |
Защитил слабого | Обидел друга |
Проведал больного друга | Поссорился с мамой |
Сказал правду | Дернул девочку за косичку |
Уступил место в автобусе бабушке | Обманул учителя |
Навел порядок в своёй комнате | Толкнул ногой щенка |
Аплодисменты педагога детям.
5. Физкультминутка
Наши добрые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши добрые цветки, закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(дети имитируют движение в соответствие с текстом)
«В гостях у книжки». А. Лопатина, М. Скребцова «Доброе облако».
— Вы любите книги читать и слушать, когда вам читают? Сейчас мы пойдем в гости к книжке, сядем на полянку и будем слушать сказку.
Звучит музыка, педагог идет, а за ним — дети вереницей.
— Вот мы и пришли на солнечную полянку. Садитесь кому как удобно.
Педагог читает сказку.
«Утром мама сказала мальчику: — Скорее одевайся. Сегодня светит солнышко, и мы пойдем гулять. Но тут на небе показалось облако, и мама решила:
— Нет, лучше останемся дома, вдруг будет дождик.
Мальчик обиделся на облако и сказал сердито:
— Уходи с неба. Ты мне гулять мешаешь.
Облако спустилось пониже, заглянуло в окошко к мальчику и предложило:
— Хочешь по небу погулять? Я тебя на себе покатаю.
Мальчик очень обрадовался, открыл окошко и прыгнул прямо на облако.
Поплыл мальчик на облаке над крышами домов, над улицами, над машинами. Слышит, как все они просят:
— Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, а дождика все нет и нет.
— Хорошо, — сказало облако, — и полило всех маленьким дождиком.
Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали. За городом было поле. Облако поплыло над полем, и мальчик увидел много-много желтых колосков.
— Напои нас скорее, облако, — зашелестели колоски. Без дождика мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.
— Хорошо, — согласилось облако, — и полило колоски средним дождиком.
Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.
А облако полетело дальше. За полем был пруд.
— Налей мне скорее водички, облако, — попросил пруд. — Я совсем высох. Мои рыбки без водички не могут дышать и плавать.
— Хорошо, — согласилось облако.
Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали веселые песенки. Только облако стало маленьким. Говорит оно мальчику:
— Пора возвращаться, пока я совсем не растаяло.
Вернулся мальчик домой, а мама ему говорит:
— Дождик кончился, снова светит солнышко, и можно идти гулять.
— Я знаю, я летал на облаке и видел, как дождик всем помогал, — ответил мальчик.
— Разве можно летать на облаке? Оно пушистое и похоже на дым, — не поверила мама.
— А ты как думаешь, можно ли летать на облаке? (в мечтах, во сне…)
Рисуем доброе облако. Техника «Кляксография».
— Какие добрые дела совершило облако? (умыло крыши домов, улицы и машины; напоило колоски; наполнил пруд до краев; подружился с мальчиком и покатал его)
— А вы хотите подружиться с добрым облаком?
— Давайте нарисуем это облако.
Звучит тихая музыка, педагог просит детей закрыть глаза и представить волшебное облако, которое они хотели бы подарить своей семье. Затем дети рисуют его на бумаге в технике «кляксография».
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Педагог предлагает детям подарить эти рисунки своей семье.
— Как можно оживить его? (нарисовать добрые глаза, улыбку)
6. Разучивание песенки «Добрые дела».
— Ребята, вам бы хотелось доброму облаку сделать что-то хорошее? Какое доброе дело можно сделать для него?
— Молодцы!
Удачные ответы педагог поощряет аплодисментами.
— Мне хочется предложить вам выучить песенку «Добрые дела», которую пели Коксик, Зубок и Юля, а потом пропеть ее для доброго облака. Кто поддержит меня в этом?
Добрым очень трудно быть,
Каждый, каждый день.
Добрые дела творить
Нам бывает лень.
И к тому ж сердитых слов
Наберется море.
Но, делай добрые дела
И воздастся втрое.
Упражнение «Ромашка вопросов».
Волшебники принесли нам ромашку с вопросами
Ребенок по желанию отрывает лепесток ромашки и с помощью педагога читает вопрос, записанный на нем. Возможные вопросы: «Что делать, если ты увидел, что твой одноклассник плачет?»; «На перемене твой друг обозвал одноклассника. Как ты поступишь?»; «Ты хочешь подружиться с девочкой из класса. Как нужно поступить?»; «Одноклассники сделали тебе замечание, что ты нарушил правила коллективной игры. Что ты сделаешь?»; «Твой одноклассник забыл цветные карандаши. Твои действия».
III. Заключительная часть занятия
1. Рефлексия.
— А кто хочет и уже готов делать добрые дела?
— Доброе облако предлагает нам сыграть с ним в игру «Добрые дела».
Педагог раздает детям карточки.
— У вас на карточках два облака голубое и белое. Если вы теперь будете стремиться делать добрые дела для своих близких – мамы, папы, бабушки, дедушки, то нарисуйте себя на голубом облаке. Если еще и для других людей, то нарисуйте себя на белом облаке.
Ритуал прощания.
— На прощанье по-доброму улыбнёмся друг другу.
7