МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
Классный час. 3 класс
Учитель: Марочкина Елена Владимировна
Тема: «Что произошло бы с миром, если не было доброты?»
Цель: воспитание высоконравственных людей.
Задачи:
? Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, умение дарить тепло и доброту. Учить учиться самостоятельному выполнению заданий.
? Учить нести полную ответственность за свой выбор;
? Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
? Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Оборудование:
— запись песни Дорогою Добра (из к/ф «Маленькй Мук»)
— песня кота Леопольда «Если добрый ты»
— мультимедийный проектор
— презентация
— компьютер.
(Ребята делятся на 2 группы, рассаживаются по группам).
Ход занятия:
1 Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями. Подарите свои улыбки.
2. Вступительное слово
— Здравствуйте, ребята!
Классный час начнем со знакомого вам мультфильма ( включается аудиозапись песни кота Леопольда «Если добрый ты»)
— Ребята, о каком человеке поет Леопольд?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, о доброте.
— С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
— Поможет вам в этом следующий слайд 1 слайд
— Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты за ответом на такой вопрос
«Что произошло бы с миром, если не было доброты?» ^ 2 слайд
3.Работа с материалом
а) Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю 3 слайд
б) Назовите синонимы к слову добрый: отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый и т.д.
в) Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек (работа в группах)
Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не убьет, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи и т.д.
— Ребята, в какой книге написаны все эти слова (в библии, показать ее )
г) А что такое библия?
^ Библия – это книга, содержащая мифы христианской религии.
д) В библии написаны так же и притчи.
Притча – это рассказ с нравоучением.
А теперь послушайте притчу. 4слайд
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
— Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок».
— Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
— Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
е) «Восстановите пословицы» (работа в группах)
1) Жизнь дана на……………….дела.
2) Мир не без……………людей.
3) ……….. слово и железные ворота открывает .
4) …………… слово человеку, что дождь в засуху. (слайд)
От какого слова произошли все эти слова? (доброта)
— Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
з) Физминутка
^ Игра «Сказочный герой – добрый и злой»
— Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим… Я называю сказочного героя
(добрый герой – похлопали в ладоши, злой герой – закрыли глаза руками)
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло
— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
и) Чтение стихотворений
-Но не всегда получается вести себя так, как положено.
Посоветуйте друг другу, какие поступки нужно совершать, чтобы быть добрее.
(Выступление детей)
1.Если с другом разделил
Ты свои конфеты —
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
2.Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
3.Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты — культурный человек,
Мировой мальчишка!
4.Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
5.Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
6.Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
7.Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
к) Вот, ребята, мы и добрались до Доброй земли.
^ Изготовление коллажа.
— Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает.
— Первая команда изобразит здесь солнце. Сейчас я раздам слова. Вам нужно выбрать из данных слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их на лучики, а лучики прикрепить на свое место.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.
— Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
— Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.
(Дети подписывают на местах, затем прикрепляют на коллаж)
— Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется, что здесь кого-то не хватает. Конечно же, нас!!! Наших добрых сердец!!!
— Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того, какие поступки будем совершать (подпишите свои «сердца», приклейте на картину )
(Дети, учитель, гости приклеивают сердца на коллаж)
Слайд (руки)
5. Рефлексия.
— Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Давайте вернемся к главному вопросу нашего занятия и ответим на него :Что произошло бы с миром, если не было бы доброты?
— Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
— Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
(Слайд- земля)
— Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню.
^ Коллективное исполнение песни «Дорогою добра ”