Классный час
«Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю… (А. де Сент-Экзюпери)
— Здравствуйте, ребята!
— Я надеюсь, что наша встреча сегодня будет полезной и для вас и для меня. Вы хотите знать «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?».
— Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю начать нашу беседу с просмотра отрывка мультфильма.
Мультфильм «Ежик должен быть колючим?»
— Что необычного в этой ситуации?
— (Кудрявый, неколючий ежик).
Слайд с «белыми воронами».
— Что объединяет этот слайд с мультфильмом?
-Вам знакомо выражение белая ворона? Что оно обозначает?
(так называют человека, который резко выделяется из окружающей среды теми или иные качествами)
—Вам бы хотелось быть белой вороной? Почему?
( его не понимают окружающие)
— Вы хотели бы, чтобы вас понимали, уважали и любили? (да)
Бывает так. СЛАЙД 2 ( «Гадкий утёнок»)
— Предлагаю вам вспомнить сказку «Гадкий утёнок»
— Почему гадкому утёнку было плохо на птичьем дворе?
— По какой причине это происходило?
— Вам эта причина кажется справедливой?
-За что его прогнали со двора?
(Он не такой как все)
— А какой он был на самом деле?(отзывчивый, незлопамятный, доброжелательный).
— Он был ХОРОШИЙ!!! НЕПОХОЖИЙ НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХОЙ
В этом была главная ошибка обитателей птичьего двора. Они считали, что непохожий на них – это значит плохой, гадкий.
Гадкого утёнка презирали, преследовали, ненавидели только за то, что он – просто другой.
-Ответьте, хорошо, когда вас не прогоняют, понимают?
—Вы согласны, что злость, ненависть, презрение, пренебрежение разрушают человека?
Но мы сегодня с вам попробуем не разрушить, а построить.
Построить отношения с теми, кто не похож на нас.
— Чем люди могут быть не похожими друг на друга?(ответы детей: люди по-разному одеваются, думают, ведут себя, любят читать разные книги, смотреть разные фильмы, слушать разную музыку)
— Они могут быть разные по полу, по возрасту, по социальному положению. Один – богатый, другой – бедный. Люди могут иметь и физические недостатки. А ещё люди могут быть разной национальности, вероисповедания.
— Как жить в мире, где столько разных людей? Как строить отношения?
Представьте, что в ваш класс пришёл новый ученик.
-В чём он похож на вас? (человек, ученик, шестиклассник)
-Чем он может отличаться? (интересами, интеллектом,….
-Как вы должны к нему относиться?(уважать, с интересом, предложить дружбу)
Среди людей есть маленькие и высокие, худые и толстые, красивые и не очень, больные и здоровые, весёлые и грустные, русские и люди других национальностей, но у всех есть имена, которые им дали их родители. Каждый дорожит своим именем.
-Кому из вас нравится, когда вас называют по имени?(всем)
Иногда можно слышать, как ребята обращаются к другим ученикам: «Толстый! Рыжий! Очкарик!»
— Как чувствуют себя люди, к которым так обращаются?
(плохо, обижаются)
-Поднимите руку, кто хотел бы из вас, чтобы к вам обращались подобным образом?
Помните, что в каждом человеке есть что-то хорошее. Поэтому в общении друг с другом находите только хорошие качества и говорите о них. Тогда вы сохраните добрые отношения, и будете дружить.
-Хочу назвать вам одно очень интересное слово. Такие качества, как умение общаться, дружить, понимать другого человека называют толерантностью.
СЛАЙД 3. Толерантность — это путь к миру на Земле. Если все люди будут толерантными, никогда в мире не будет войны. Будет светить яркое солнце.
-Ваш класс дружный или нет?
Давайте это проверим в игре «Дружный класс»!
Я буду называть ситуации, если вы считаете ситуацию плохой и ей не место в вашем классе, то 1 раз хлопните в ладоши.
1. В разговоре друг с другом дети употребляют оскорбительные выражения.
2. Ребята обращаются друг к другу, используя унизительные клички.
4. Ребята сваливают вину за проигрыш в соревновании на кого-то одного из одноклассников.
5. Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.
6. Ребята высмеивают ошибки или внешние особенности других.
7. Демонстрируют неуважительное отношение к другим людям и делают оскорбительные надписи на стенах, дверях.
8. Угрожают ребятам, которые меньше или слабее их.
9. Подговаривают других ребят не общаться с кем-либо из одноклассников.
Мне очень приятно сегодня быть в таком дружном классе.
А теперь я хочу вам рассказать одну историю.
На оживленной весенней площади сидел слепой человек с табличкой «Я слеп, подайте, люди!». Так он просил милостыню. Многие гуляли по площади. Но пуста была шляпа слепца. И лишь один прохожий положил монету и что-то написал на табличке. Через короткое время шляпа нищего наполнилась монетами до краев.
-Как вы думаете, что написал прохожий?
На табличке была надпись: «Весна пришла, но я её не вижу!!!»
— Что заставило прохожего остановиться, помочь?
— Как можно назвать такое отношение к окружающим? Сострадание
-А что обозначает приставка со-? (вместе)
-Какие слова с приставкой со- вы знаете еще?
Со-чувствие, со-действие, со-участие, со-трудничество, со-переживание, со-товарищество, со-дружество).
— Как можно строить отношения с непохожими людьми?
— По-человечески.
— А какой человеческий орган выражает обычно человечность?
— (Сердце).
— Я хочу вам подарить эти сердца как символ главного правила общения с непохожими людьми. А на прощание прочитать вам стихотворение Бориса Заходера, над которым прошу подумать.
Я собака – всего лишь собака!
В голове у меня — пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова – потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем.
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают.
Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня:
Что бы ни было – все мы собаки.
Все мы — братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать, не способны никак…
Сразу видно – чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш – не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части.
Словно он вам уже и не брат…
Итоги.
— Мы поговорили на интересующую нас тему, и я ещё раз хочу спросить у вас: « Как общаться с теми людьми, кто не похож на нас?!»
( с пониманием, терпимо, с уважением их взглядов и вкусов, проявлять сопереживание, оказывать помощь, без враждебности принимать чужой образ жизни, проявлять толерантность)
1. узнали ли вы для себя что-то новое?
2. чему научила вас эта беседа?
3. пригодятся ли эти знания в жизни?
Слова учителя
На нашем занятии мы убедились в том, что все мы разные, но у нас есть и то, что нас сближает. И, прежде чем отвернуться от человека непохожего на вас, подумайте, а вдруг вместо гадкого утенка в нем прячется прекрасный лебедь.
Мы все разные – этим и прекрасные.
-Вы мне очень понравились. Спасибо за общение!
Относитесь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам.