Классный час на тему «Все дороги ведут к дому»

Автор: Жуасова Валентина сергеевна

Место работы: г. Невинномысск

МБОУ СОШ №20 г.Невинномысск

Должность:учитель начальных классов:


Классный час по теме: «Все дороги ведут к дому».

Цели: 1) познакомить учащихся, как относились люди к родному дому в старину; познакомить с понятиями «изба», «терем», «хата»; 2) развивать и корригировать речь через образование прилагательных от существительных, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; 3) воспитывать любовь к родному дому, интерес к истории родного края.

Наглядность: карточки со словами пословицы (Все дороги ведут к дому.); наборы букв каждому ученику для составления слова «ДОМ»; карточки со словами «изба», «терем», «хата» и соответствующие иллюстрации; иллюстрация к кроссворду «сказочные дома»; иллюстрация к игре «ремонт дома» с вырезанными частями (количество наборов соответствует количеству групп).

Ход классного часа:

I.Орг.момент

II. Сообщение цели

Сегодня, ребята, на классном часе мы с вами узнаем, какие бывают дома, почему родной дом нужно любить и заботиться о нем; а поможет нам в этом домовенок Кузя.

— Живет Кузенька в красивом деревянном доме вместе с бабушкой Настасьей и ее внучкой Анютой. Помогает он бабушке за порядком в доме следить: полы веником метет, корове травушку кладет, коню гриву причесывает, да и Анюту учит чистоту в доме наводить. Ростом Кузя с ладошку, взрослым людям не показывается, только с маленькими ребятами дружит. Позавидовала Баба-Яга теплу и уюту в этом доме, да и похитила домовенка. Загоревали Анюта и бабушка Настасья: «Как им теперь без Кузи жить?» и решили попросить у нас помощи. Давайте, ребята, поможем найти домовенка. Итак, отправляемся в путь!

III.Основная часть

  • задание от бабы –Яги: «Составь пословицу»

-Решила Баба-Яга проверить, как вы умеете читать, написала она для вас на карточках слова: составите правильно – получится народная пословица.

(На доске карточки расположены вразброс)

Все

дороги

ведут

к

дому.




-Как вы понимаете эту пословицу? (Где бы мы ни находились, мы всегда возвращаемся домой).

  • Беседа «для чего нужен дом»

-С какой буквы начинается слово «ДОМ»?

-Букву «Д» вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется «ДЭ», а в старинном алфавите ее называли «ДОБРО».

-А внешне буква «Д» на что похожа? (На крестьянскую избу)

Русские крестьяне называли эту букву – ДОМ. В давние времена дом не только охранял человека от зверей, от злых людей, всяких бед. Дом давал человеку тепло, уют, покой. В нем спасались от холода и дождя, от ветров и туманов. В нем спали, ели, работали, отдыхали, нянчили детей, пели песни, рассказывали сказки, привечали странников.

Дом – это целый мир, очень большое добро. Люди заботятся о доме, ценят и любят его. Очень важно иметь свой дом. Без своего дома человек не может быть счастливым. Нет несчастнее бездомного.

— А теперь подумайте, из каких букв состоит слово «дом»?

-Буква «Д» — похожа на дом.

-Буква «О» — это круг, хоровод. Возьмутся люди за руки – и получится хоровод.

— Кто в доме стараются жить дружно? (семья)

-В доме живет семья. Поэтому буква «О» ставится с буквой «Д».

-А буква «М» похожа на забор. Дом надо охранять, семью – оберегать.

-Поставим букву «М» с буквами «ДО», получится – ДОМ. (учитель выставляет на доску буквы: буква «Д»- в виде домика; буква «О»- в виде человечков, взявшихся за руки; Буква «М»- в виде забора.)

  • Задание от Бабы-Яги: составление слова «ДОМ» из букв разрезной азбуки

-Баба-Яга дает вам задание: попробуйте сами составить слово «ДОМ» из разрезной азбуки.

  • Закрепление по беседе

Какое слово мы составили?

-На что похожа буква «Д»?

-На что похожа буква «О»?

-На что похожа буква «М»?

-Почему люди заботятся о своем доме?

  • Словарная работа

изба

хата

терем




(чтение одного ученика по слогам, затем хоровое чтение)

-В старые времена «избой» называли крестьянский дом, сделанный из дерева.

Терем тоже делали из деревянных бревен, но этот дом принадлежал богатым людям, в тереме было несколько этажей.

Дом, который называли хатой, тоже был построен из деревянных бревен. Хата мало чем отличалась от избы, только крышу застилали соломой.

V. Соотнесение названий с иллюстрациями

-Баба-Яга написала для вас слова, их нужно прочитать и соотнести с изображением.


-Посмотрите на рисунки, подумайте, на каком из них нарисован терем? Изба?

Хата? (дети рассматривают картины и соотносят их с названием)

  • Упражнение в образовании прилагательных от существительных

-Если дом построен из дерева, он какой? (деревянный)

-Если дом построен из панелей? (панельный)

-Если дом построен из кирпичей? (кирпичный)

  • Физкультминутка (Игра «Дом и ворота»)

На поляне дом стоит, (дети изображают двумя руками крышу дома:пальцами

левой и правой рук соприкасаются друг с другом)

Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы соприкасаются друг сдругом, большие

пальцы подняты вверх«ворота»)

Мы ворота открываем, (Ладони разворачивают параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.(Изображают руками «дом».)

  • Кроссворд «Сказочные дома»

-мы узнали с вами, почему нужно заботиться и любить свой родной дом. О необходимости иметь дом даже говорится в сказках. Мы сейчас с вами выполним следующее задание от Бабы-Яги: решим кроссворд «Сказочные дома» (данный кроссворд может заполняться как коллективно, так и индивидуально)

По горизонтали:

1. Средство передвижения Емели, стоящее в доме. (печь)

2. Место, куда Золушка приехала на бал к принцу? (дворец)

3.Место, где жил Людоед, которого съел Кот в сапогах? (замок)

По вертикали:

4. Материал, из которого лиса построила себе дом, а весной этот дом растаял? (лед)

5. Жилье, в котором дружно жили мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и т.д.? (теремок)

6. Дом, в котором живет Баба – Яга? (изба)



41


1

5



2




6


3








  • Коллективная игра «Без чего дома не бывает? »

IV. Итог

-О чем мы говорили на классном часе?

-Как назывались дома в старину?

-Как нужно заботиться о доме?

Игра по группам «Ремонт дома» (в изображении дома вырезаны некоторые части, которые учащиеся должны вставить)

-Помогите домовенку Кузе отремонтировать дом.

(после игры учитель благодарит ребят за работу)

Дополнительное задание

-Чтобы Баба-Яга подобрела, давайте ей нарисуем красивый дом. (детям раздаются нарисованные дома, которые необходимо раскрасить).


В работе используются иллюстрации из книг:

1.Александрова Г.В. Домовёнок Кузька. — М.: Стрекоза –Пресс, 2001 .

2.Степанов В. А. Учебник для малышей/Букварь. — М. : Фолиант-Пресс, 2003.



















Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Пейте, дети, молоко!"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: