СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №137 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Классный час в 4 классе
По теме «Добросердечность и милосердие – нравственные качества человека»
Проводила:
Расковалкина
Валентина Борисовна
Ведущий учитель
Средней школы № 137
Кировского р-на г. Казани
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «Добросердечность и милосердие – нравственные качества человека.»
Цели:
Образовательная: разобрать с учащимися такие понятия, как нравственность, добросердечность и милосердие.
Развивающая: развивать умения учащихся в разных жизненных ситуациях поступать нравственно.
Воспитательная: прививать учащимся нормы нравственного поведения в обществе.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель:
«На нашем самом первом уроке в этом году я бы хотела поговорить с вами о таких понятиях, как нравственность, добросердечность и милосердие. Конечно же прежде чем о них говорить, надо знать, что они обозначают.
Обращаясь к словарю С.И.Ожегова, мы читаем:
Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Откуда взялись эти правила и где записаны?
Уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком.»
II. Работа над заповедью Библии « Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Учитель:
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» учит одна из главных нравственных истин. Кто же тот ближний, которого надо любить? Сосед? Одноклассник? Человек, с которым ты связан родственными узами или симпатиями? Да, но не только. Ближний — это человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от нуждающегося и просящего, проявить милосердие является одной из важнейших общечеловеческих добродетелей. Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая благодения, он не делает никаких различий: бедный это или богатый, добрый или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Он дарит любовь, не надеясь на благодарность и не ожидая ее, и, оказывая помощь, испытывает радость уже от того, что дает. Делание добра для него становится нормой. Человек живет не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего.
Ребята, вы. наверное, все со мной согласитесь, что нравственные качества прививают человеку в первую очередь в его семье.
Вот послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт. и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят муж с женой дома и смотрят сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
— Что же ты, Миша, делаешь?
А Миша и говорит:
— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за т о. что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Учитель: «Скажите, какой урок преподал Миша своим родителям?
Учитель: «А теперь мы послушаем Аню. Она подготовила для вас рассказ С.Приставкина « Человеческий коридор». (Ученица пересказывает текст рассказа)»
Учитель: «Какими качествами людей восхищается автор рассказа?»
Учитель: «Сейчас вы посмотрите сценку Л.Сорокина « Помощник»»
Автор: «Вова плачет тонко-тонко»
И глаза трёт кулаком
Вова: Я вам вовсе не девчонка,
Не пойду за молоком!
Автор: Мама смотрит без улыбки
Мама: Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять!
Автор: Постоял, подумал он
Вова: Ну, давай уж твой бидон.
Автор: Вове грустно и обидно
Он шагает стороной
Вова: Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Автор: Дядя с длинными усами
Высоченный, как отец
Улыбнулся…
Дядя: Видно маме помогаешь, молодец!
Автор: Тётя девочке в панаме
Говорит:
Тётя: Бери пример!
Помогает мальчик маме,
Настоящий джентльмен!
Автор: И уже не стороной
Вова гордо шёл домой.
Хоть по лестнице скакал
Молока не расплескал.
Вова: Мама. что ещё купить?
Я могу сейчас сходить!
Учитель: Ребята. кто же помог Вове правильно оценить своё поведение?
III. Итог урока.
Учитель: В заключении нашего разговора о главной заповеди Библии « Возлюби ближнего своего, как самого себя», хочу прочитать стихотворение О. Высотской «Ёжик».
(Учитель читает стихотворение).
Сережа очень нелюдим.
Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девочки просят: — Ежик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
Не уколитесь об Ежа!
Но Еж как будто глух и нем:
Сидит; не говорит ни с кем.
Сережа, взять в кино билет? —
А он сердито буркнет: — Нет.
А на коньках пойдешь кататься?
Нет, мама будет волноваться.
И вот уже под Новый год
Узнали об Еже,
Что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже,
Что нет отца, а мать больна,
Давно уж не встает она,
И Ежик ходит за обедом,
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Сереже.
Решил Алеша: «Мы ему
Всей звездочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
Открой, Сережа, поскорей!
Мы в нашем переулке
Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно!
А здесь, в пакетике,— пшено!
Давай готовить ужин! —
Сережа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошел,
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить,
Пожалуй, с целым светом!..
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
Учитель: К чему призывает вас автор стихотворения? Какие качества человека вы можете назвать нравственными, а какие безнравственными?