Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Путешествие по Космосу».
Подготовил воспитатель:
Тиунова Татьяна Николаевна
Задачи:
1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе, Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к космосу.
2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение самостоятельно использовать навыки рисования в различных техниках (сочетание акварели и восковых мелков, акварель + соль, выдувание, тычкование, примакивание); мелкую моторику; умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Воспитывать умение работать коллективно.
Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет, космическая музыка, глобус, презентация по теме «В Космосе», листы голубого цвета, фишки.
Материал для рисования: акварель или гуашь, палочки для тычкования, соль, баночки с водой, кисти, трубочки для выдувания, салфетки, ватман, подставки под кисти.
Предварительная работа: просмотр слайдов, презентаций по теме «Космос», чтение познавательных рассказов из энциклопедии дошкольника и «Я познаю мир», продуктивная деятельность: рисование планеты Земля в технике «тычкование», лепка ракеты в технике «пластилинография», беседы о космосе, о солнечной системе, о планетах, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Словарная работа: космос, планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), солнечная система, космодром, скафандр.
Ход занятия:
Звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие).
— Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).
Рассказ воспитателя: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.
— Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие за пределы нашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы будете выполнить задания. Помогут нам перенестись на космический корабль волшебные слова (Дети кружатся по комнате и говорят волшебные слова).
Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь
Воспитатель: Ребята, мы очутились на космическом корабле. Хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда занимайте свои места. Внимание! Приготовьтесь к запуску космического корабля. Считаем обратно от десяти (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск! Наш корабль поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор. Задание №1 висит на звездочке.
Воспитатель: Первое задание, которое вам предстоит выполнить – нужно вспомнить все, что вы знаете о космосе.
Беседа для уточнения представлений детей по теме.
Презентация «В Космосе» (слайд №1)
Вопросы к детям:
1. Как называется наша планета?
Ответ детей: Земля (слайд №2).
2. Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз?
Ответ детей. Показать глобус.
3. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски…
Ответ детей: космонавт (слайд №3)
4. Назовите первого космонавта, полетевшего в космос?
Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд №4).
Дополнительный вопрос: Когда празднуется День Космонавтики? (12 апреля).
5. Как называется специальная одежда для полетов в космос?
Ответ детей: Скафандр (слайд №5).
6. Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
Ответ детей: Луна (слайд №6)
7. Откуда стартуют космические корабли?
Ответ детей: космодром (слайд №7)
8. Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты — …
Ответ детей: кометам (слайд №8).
9. Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца? (слайд №9).
Ответ детей: 9 — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон
Воспитатель: поздравляю вас с пройденным испытанием.
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание. Ну, вот вы и готовы выполнить следующее задание, вам нужно переместиться во второй отсек нашего корабля.
Задание 2 на звездочке: у всех детей листы голубого цвета — это космическая орбита.
Воспитатель: Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.
Проверка задания.
Где находится:
Земля (в нижнем левом углу)
Солнце (в верхнем левом углу)
Полярная звезда (в правом верхнем углу)
Марс (в правом нижнем углу)
Воспитатель: молодцы, с заданием все справились. Дежурные убирают математику.
Летим дальше. Во время полета космонавты испытывают сильные перегрузки, чтоб от этого не пострадать, вам необходимо сделать зарядку.
Физ минутка «Космонавт» (1 мин)
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель: Вот мы с вами немного попутешествовали по Космосу и я предлагаю вам раскрасить Солнечную систему. Чтобы узнать, кто какую планету будет рисовать, вам нужно отгадать загадки.
Загадки «Солнечная система»
1. На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
— Какая у нас самая жаркая планета? (Меркурий)
3. А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета …(все: Земля)
2,4. К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)
5. А эта планета гордится собой.
Поскольку считается, самой большой.
— Что это за планета? (Юпитер).
6. Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
7. А что за планета
зеленого цвета? (Уран).
8. Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
9. А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
— Что эта за планета? (Плутон).
Беседа о предстоящей работе
Воспитатель: вам необходимо выбрать материал для различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.
— Лиза, Саша, Святогор… какую технику рисования вы выбрали. Подумайте, какой материал вам понадобится? Дети организуют рабочее место.
Пальчиковая гимнастика «Планеты».
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Самостоятельная работа. Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка. После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы работы. Проводится индивидуальная работа.
Звучит музыка во время рисования.
Итог: Ребята, посмотрите, наш белый лист превратилась в огромный космос.
Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства.
— Куда мы совершали путешествие?
— Что запомнилось больше всего?
— Какие планеты вы рисовали?
— Какую технику выбрали?
— Все сегодня молодцы.
— Настало время вернуться в детский сад. Дети произносят волшебные слова.
Кто старался назвать.
Дежурные убирают принадлежности.