Муниципальное образовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
г. Гатчина Ленинградской области
Конспект классного часа
в 1 классе на тему:
«Волшебные слова. Волшебное слово — здравствуйте!»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Колупанова Юлия Викторовна
г. Гатчина
2011
Вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека. Понятие вежливости многогранно – оно включает в себя не только проявление уважения к людям, деликатность, тактичность, готовность прийти на помощь, но и речевой этикет.
Речь воспитанного, вежливого человека невозможно представить без присутствия в ней «волшебных слов», которым родители учат нас с детства. Ведь их употребление действительно можно сравнить с волшебством, т. к. слова вежливого обращения создают хорошее настроение, помогают установлению добрых отношений, дарят радость. Несмотря на то, что родители стремятся привить ребёнку вежливость с ранних лет, некоторым детям усвоение норм вежливого обращения даётся с трудом. Поэтому в начальной школе, необходимо продолжить работу по воспитанию культуры поведения. Ведь от заложенных в детстве основ поведения во многом зависит дальнейшая успешная реализация ребенка в современном обществе.
Предлагаю Вашему вниманию конспект классного часа в 1 классе на тему «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!».
Истинная вежливость заключается
в благожелательном отношении к людям.
Предварительная работа: чтение произведений:
Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»,
В.А.Осеева «Волшебное слово»,
Ш.Перро «Подарки феи».
Цели:
развивать желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения,
продолжать учить детей уважению и вежливому общению с окружающими людьми,
развивать воображение, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.
Ход классного часа:
— Назовите первое слово, которым люди встречают друг друга. (Здравствуйте!)
— Какими ещё словами мы приветствуем друг друга? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер).
— Действительно, самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, — это приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.
— Волшебное слово «здравствуйте» мы произносим чаще всего. Каждому человеку приятно слышать слово «здравствуйте». Как Вы думаете, почему? (Когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья).
— От какого слова произошло слово «здравствуйте»? (Здравие).
— Можно ли сейчас услышать это слово? (Да, военные отдают честь со словами «Здравия желаю»).
— А раньше… Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, третьи подносили руку ко лбу и сердцу. Офицеры королевских гвардий звонко щёлкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Словом, всего не перечислишь.
— Наблюдали ли Вы, как здороваются в наши дни? (Мужчины обмениваются рукопожатием; военные – отдают честь; кто-то может издалека приветственно помахать друг другу; женщины могут обняться, если давно не виделись).
— Сейчас мы попробуем с Вами произнести слово «Здравствуйте» с различными интонационными оттенками: таинственно, стеснительно, быстро, медленно, растянуто, лениво, торжественно, спокойно, тихо, громко, радостно, ласково, грустно, нежно, задумчиво, весело. Любое обращение может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. Но если чувства добрые, то и мы ощутим ответную доброжелательность.
— Как надо произнести это слово, чтобы человеку стало тепло и радостно на душе, когда Вы с ним поздороваетесь? (Тепло и ласково. Только тогда это слово станет «волшебным»). А если слово произнести холодно и резко? (Настроение испортится).
— Как надо здороваться? (Посмотреть человеку в глаза, мысленно пожелать друг другу здоровья, улыбнуться другому человеку и подарить добрый взгляд).
— Как Вы думаете, какую роль играет улыбка? (Исполнение детьми песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского).
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
— Что посоветовала мама своему сыну в этом мультфильме, созданном по произведению Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»? (Только улыбнуться! … И тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!).
— Какой же вообще смысл приветствия? (Желать доброго дня, успехов, добра и благополучия). Звучит стихотворение Н.Красильникова (читают дети):
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И, каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
— Ранним солнечным утром Вас будит солнечным лучик. Кто так здоровается с Вами и дарит хорошее настроение? (Солнышко). (Дети читают отрывок из стихотворения Г.Бойко)
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
— Давайте вспомним произведение В.А.Осеевой «Волшебное слово». Как Вы думаете, почему рассказ имеет такое название? Что за чудеса происходят с героями рассказа? От чего зависит сила волшебных слов? (От того, как именно они сказаны, каким голосом они сказаны.) Как произносили эти слова герои рассказа? (Глядя прямо в глаза, тихим голосом).
— Какие ещё «волшебные слова» Вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, до свидания, приятного аппетита, простите). Как по-другому можно назвать эти слова? (Вежливыми).
— Будьте внимательны, слушая отрывки из стихотворения А.Шибаева «Дорогие слова», в котором они пропущены. Я думаю, Вам не составит труда угадать их.
Встретил Витю я соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте – зря от Вити
Ждал я слово … (извините).
А слово-то какое — очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы – (спасибо).
А слово-то какое — очень дорогое!
— Для чего нужны «волшебные слова», в чём они помогают нам? (Помогают сохранить добрые отношения, дарят радость. Те, кто умеет их говорить – не знают ссор и обид, дарят хорошее настроение другим людям). Волшебные слова всегда присутствуют в речи воспитанного, вежливого человека.
— Не стоит брать пример с таких, как герой стихотворения А.Барто (читают дети):
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном;
Его зовут…, а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает очень лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощанье:
«Ну, я пошёл … пока! Всего!»
— Представим, что в слове «здравствуйте» спрятаны пожелания. Что же мы желаем друг другу? Попробуем расшифровать это слово и подобрать на каждую букву как можно больше пожеланий.
З – здоровья, зоркости.
Д – добра, доброжелательности, доверия.
Р – радости, решительности.
А – аккуратности, активности.
В – веселья, великодушия.
С – счастья, свободы.
Т – теплоты, терпения, творчества.
В – верности, волшебства.
У – уважения, уверенности, улыбок.
Й – искренности, изящества.
Т – таланта, трудолюбия.
Е – естественности.
Рефлексия: — Итак, сегодня мы говорили об одном из правил этикета. Что же такое «вежливость»? (Уважение к людям, добрые отношения между людьми).
— Давайте вспомним замечательную сказку Ш.Перро «Подарки феи». Чем наградила волшебница добрую, приветливую девушку, которая, зачерпнув воды в самом глубоком и чистом месте, напоила её водой из кувшина, когда ходила за водой? (Девушка получила в дар способность при каждом слове ронять изо рта цветы и драгоценные камни). А чем была награждена грубая девушка? (Она роняла изо рта змей и жаб). Вежливость подобна цветам, а грубость похожа на лягушек, выпрыгивающих изо рта.
— Какую русскую народную сказку напоминает сказка Ш.Перро? («Морозко»).
— Надо ли быть вежливым? Какого человека мы можем назвать вежливым? Можете ли Вы назвать себя вежливыми людьми?
— Наш классный час подошёл к концу. Но завтра настанет новый день. Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнётесь друг другу. Мы пожелаем друг другу здоровья, сказав слово «здравствуйте». Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Домашнее задание: — Приложите руку к сердцу. Почувствуйте, как бьются наши сердца. Иногда человеку говорят «У тебя доброе сердце». Про каких людей так говорят? Я знаю, у Вас добрые сердца. Нарисуйте своё сердце, каким Вы его представляете?
С уважением, Колупанова Юлия Викторовна