Конспект урока для 1 класса «Дымковская свистулька»
подготовила
воспитатель
Молчанова Зоя Николаевна
с.Крутой Лог 2012
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушки».
Познакомить с образцами геометрического орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок орнаментов, украшающих дымковские игрушки, свистульку.
Учить детей создавать свой образ игрушки — свистульки, используя декоративные элементы.
Развивающие задачи:
Активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать психические процессы: память, мышление, внимание.
Развивать эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
Вызвать у детей уважение к предметам быта, как результатам человеческого труда.
Воспитывать уважительное отношение к культуре, труду, дымковскому промыслу.
Побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.
Методические приемы:
Игровой, рассказ, показ, художественное слово.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
музей – изба;
дымковские игрушки;
демонстративный материал.
Предварительная работа: лепка дымковских игрушек из глины.
Словарная работа: свистунья, Дымково, кокошник.
Художественный ряд: стихи, загадки, пословицы.
Музыкальный ряд: аудиозапись русской народной песни.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Дети одеты в русские народные костюмы. В зале организована ярмарка дымковских игрушек. Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Эй, честные господа!
К нам, пожалуйте, сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары!
Подходите! Подходите!
Посмотрите! Посмотрите!
Дети подходят и рассматривают игрушки.
Воспитатель: В городе Кирове, над крутым берегом Вятки у городских белокаменных стен каждую весну шумела, кипела ярмарка — свистунья. На весенней ярмарке было весело — яркие игрушки, свист, карусели. Всё это было на ярмарке — свистунье. Как вы думаете, почему ярмарка могла называться свистуньей?
Ответы детей: На ярмарке продавались свистульки, их покупали, свистели, веселились.
Воспитатель: А кто хочет посвистеть в большую свистульку?
Дети свистят.
Воспитатель: Чем же торгуют сегодня на нашей ярмарке?
Дети: Игрушками.
Воспитатель: Какие игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: Барышни, свистульки, кони, олени, мужики и т.д.
Воспитатель: Если они вылеплены в Дымково, значит, как называется эта игрушка?
Дети: Дымковская.
Воспитатель: А из какого материала вылеплены игрушки?
Дети: Из глины, пластилина.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна Дымковская игрушка?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотри — как хороша,
Эта девица — душа.
Щёчки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
Воспитатель предлагает девочкам пройтись, как важные барышни, под музыку.
Воспитатель: Какое настроение создают все эти игрушки?
Дети: Радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше?
Дети: Белого.
Воспитатель: А какие цвета мастера расписывали по белому?
Дети: Зелёный, жёлтый, красный, голубой.
Воспитатель: Посмотрите на игрушку и назовите элементы росписи.
Дети: Круги, овалы, точки, решётки.
Воспитатель показывает и рассказывает презентацию слайд 2-11.
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю покататься на весёлой карусели. Садитесь поскорее, карусель отправляется!
Звучит музыка. Воспитатель берёт в руки обруч, к которому прикреплены яркие ленты. Дети берутся за ленты.
Дети (хором): Еле — еле, еле — еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз — два, раз — два —
Вот и кончилась игра.
2. Основная часть:
Воспитатель: Мы с вами веселимся, играем, а свистулек на ярмарке мало. А как хотелось порадовать малышей нарядными игрушками! Кто изготовит эти игрушки?
Дети: Мастера.
Воспитатель показывает дымковские игрушки презентацию слайд 12-28.
Воспитатель: А, ну-ка, мастера, за работу пора! Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым.
Дети берут изделия и приступают к росписи.
Педагог нацеливает деятельность юных художников на то, чтобы через украшение свистульки была передана красота Дымки.
Начинается работа. Так как элементы росписей были отработаны ранее, то воспитатель помогает детям основным советом, словесной подсказкой. По окончании работы свистульки выставляют на специальный стол.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Весёлые игрушки у нас получились?
Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества своих свистулек (эта самая нарядная, эта самая красивая, эта самая весёлая, эта самая яркая и т.п.).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Ребята, что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, если вам понравилась экскурсия в музей, выберите фишки тёплых тонов — красный; жёлтый — если не очень понравилась; синий — если не понравилась.
Литература
1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1995. — 61с.
2. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать. — Липецк изд.: 1993. – 73с.
3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005. – 124с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Карапуз-дидактика», Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 118с.
5. Халезова Н.В. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. -192с.