Конспект урока для 1 класса «Играем в композитора»

Тема урока: «Играем в композитора»


Данный урок музыки для учащихся 1-го класса разработан на основе программы «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева)

Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, особенности музыкальных и немузыкальных звуков, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера. На предыдущих уроках дети прослушали три пьесы из «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского и узнали, что в музыке стучит пульс и есть душа — мелодия.

Проблема урока: что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку.

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок импровизация.

Цель урока: познакомить детей с элементами сочинения музыки.

Задачи урока: сформировать представление о ритме, вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству. Используемые методы и приёмы: метод соучастия, метод импровизации, «сочинение — сочинённого», «Музыкальные листики», «Повторяющийся ритм».

Дидактическое обеспечение урока: учебник — тетрадь «Музыка» для учащихся 1 класса.

Проектируемый результат: понятия: ритмический рисунок;

способы действий: чтение текста с разными интонациями, исполнение мелодий с разным настроением, изображение звуков постукиванием; суждения: личностное отношение к сочинению музыки.
















1 этап.

Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто сочиняет музыку.

Дети: Композитор.

Учитель: А музыку, какого композитора вы слушали на прошлом

уроке?

Дети: Чайковского.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Сладкая греза» из «Детского альбома».

Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Дети: Нежная, ласковая, мягкая, приветливая, доверчивая.

Учитель: Молодцы, ребята!

2 этап.

Учитель: Как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?

Дети: Нужна душа и сердце.

Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Ведь Музыка это живое существо, в котором бьется сердце и стучит пульс. Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы можно было услышать шорох листьев.

(Дети читают шепотом стихотворение из учебника-тетради

«Музыка» стр. 18).


Осень листья рассылает —

Золотую стаю.

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо,

Я сижу, читаю.

А.Барто.

Учитель: Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. Пусть вам в этом поможет Муза. (Дети по очереди пробуют петь свою мелодию)

3 этап.

Учитель: Вы все знаете игру «Волк и гуси». Разделитесь на

«волков» и «гусей». Постарайтесь передать характер волка и гусей в мимика и позе.

(Дети повторяют вместе с учителем)

-Гуси, гуси!

-Га-га-га,

-Есть хотите?

Да, да, да

Хлеба с маслом?

Свежие документы:  Сценарий праздника «Что за прелесть эти валенки!»

Нет, нет, нет.

А чего же вам?

Нам конфет.

Учитель: А теперь попробуйте сочинить мелодию к словам и спеть эту песенку.

(Дети поют).

Учитель: Ах, какая веселая у вас получилась песенка. Как у нас сегодня на уроке весело.

(Все вместе делаем ритмическую разминку «Если весело живется, делай так».

4 этап.

(Звучит песня «Листопад».

Детям раздаются обыкновенные тетрадные листы бумаги. В своем действии дети повторяют движения за учителем. Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.д. При выполнении этих действий важно соблюдать одно правило

«Вместе с музыкой». Что означает смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).

(Звучит песня «капельки», музыка В.Павленко, слова Э.Богдановой).

Учитель: Давайте прочитаем стихотворение «Дождь идёт». (Дети читают стихотворение стр.19).

-Дождь идет, дождь идет…

Ну, когда же он пройдет?

-Вот когда идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

-Дождь идет, дождь идет,

Дождь идет…

Н.Михайлова.

Учитель: Произнесите с разной интонацией слова «дождь идет».

Попробуйте спеть их с разным настроением.

(Дети поют: уныло, печально, сердито, задиристо, неторопливо, ласково, задумчиво…)

Учитель: Изобразите звуки дождя легким постукиванием ладошки.

Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный.

Это ритмический рисунок.

(Игра «Ритмические рисунки» — по рядам.)

5 этап.

Учитель: Так что же нужно нам для того, чтобы сочинить музыку?

Дети: Нам нужен ритм и мелодия.

Учитель: Напойте песенку от лица персонажей знакомых вам

сказок или мультфильмов.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ритмом и мелодией. Мне кажется, что вы очень постарались, проявили себя как настоящие композиторы, сочиняя различные мелодии. А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас дал оценку этому уроку и показал мне с помощью лучей разного цвета, насколько вам было интересно. На доске вы видите солнышко.

Прикрепите, пожалуйста, лучики к солнышку. Лучик желтого

цвета означает, что вам очень понравилось сочинять музыку, а лучик красного цвета — вам понравилось, но вы испытывали

затруднение в выполнении заданий.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: