Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
№ 38 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
Конспект урока для 1 класса
«Какие бывают часы»
Направление деятельности: «Познавательно-речевое»
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье»
подготовила
старший воспитатель
Шерстобитова Елена Валерьевна
Богданович, 2013
Цель: Познакомить детей с разными часами: солнечными, водяными, электронными, песочными и т.д.
Задачи:
Воспитывать эмоциональность, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и способность управлять своим поведением.
Развивать: познавательный интерес к учебной деятельности, сообразительность, воображение через игровую ситуацию; логическое мышление, используя наглядные приёмы.
Активизация словаря: часы с кукушкой, песочные, электронные, часы-клепсидры и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. Но прежде я хочу загадать вам загадку.
Нет ног, входим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
Дети: часы!
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим, а какие были и бывают часы.
Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Ребята, давным — давно у людей не было часов, которые есть сейчас у нас. Но тем не менее люди вставали все в одно время, как думаете они это делали, как определяли, что пришло время встать?
Дети: не знаем.
Воспитатель: А я вам раскрою секрет, опять таки загадав загадку.
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце)
Дети: солнце!
Воспитатель: Совершенно верно! Именно по нему люди узнавали время, когда им вставать на работу, или ложиться спать. Если встало утром солнышко — значит, пора приниматься за работу, поднялось высоко-высоко в небе – можно немного отдохнуть, а если начало садиться за леса – пора идти домой на покой.
Воспитатель: Еще люди заметили тень от предметов любых, когда светило солнышко. И тень все время менялась: иногда тень от крыши дома была очень огромной, а иногда крохотной. Все дело было в том, что солнышко светило высоко, а потом низко. И тут человек придумал солнечные часы. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Но, конечно же, не все ими могли пользоваться.
Воспитатель: А потом изобрели водяные часы. Они представляли собой 2 сосуда, на них были отметки. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекало, определяли, сколько прошло времени. Запомните, их называли «клепсидры».
Воспитатель: Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их?
Дети: да!
Воспитатель: Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.
Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем, проведем физкультминутку «Часики».
Тик-так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево — раз, направо — раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики)
Тик-так, тик-так.
Воспитатель: Молодцы! Ребятки, а еще есть часы- домашние животные. Догадались?
Дети: да, петух!
Воспитатель: Совершенно верно! Первый крик петуха раздается на рассвете примерно в одно и то же время — проснувшись, хозяин участка спешит оповестить мир о своих правах. В первый раз петух начинает петь в 1-м часу ночи, это первые петухи; вторые петухи поют во 2-м часу и, наконец, третьи – в 4 часа утра. Сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидаются пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские бабы встают с постелей, чтобы замесить хлеб, приняться доить коров и т.п. Вместе с третьими петухами все рабочее население деревни уже отправляется на свои ежедневные работы. Есть даже поговорки: «Он встает с первыми петухами», «Третьи петухи пропели» и т.п.
Воспитатель: Также существуют некоторые растения-часы. Если мы отправимся на утреннюю летнюю прогулку, то только чуть забрезжит рассвет, первыми раскроются в огородах алые огоньки мака, солнечные шарики-корзинки одуванчика и осота огородного. Чуть позднее по обочинам дорог открывают свои голубые глаза венчики цикория. И вот уже весь куст шиповника горит красновато-розовым цветом. К шести часам утра просыпаются голубые поля льна, бело-фиолетовыми цветами манит картофельное поле, горят золотом при дорогах россыпи ястребинок, ярко белеют в это время цветики вьюнка полевого, каплями красных точек рассыпалась по лугу гвоздика. Корзинки одуванчика в сырую погоду совсем не раскрываются, а в сухую открываются между 5—6 часами и закрываются к 20—22 часам.
Воспитатель: А еще бывают электронные и наручные часы. Скорее всего, дома они есть у каждого. Они бывают самых разных размеров и расцветок, форм и так далее. Назовите, какие у вас дома есть часы?
Дети: овальные, круглые, розовые, желтые, белые и т.д.
Воспитатель: Также существуют часы с кукушкой. Видели ли вы их когда-нибудь? Послушайте стихотворение про эти часы.
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
«Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!»
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час. Если время 3 часа, то она будет петь ровно 3 раза «ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Воспитатель: А теперь отгадайте про какие часы идет речь.
Он на тумбочке стоит,
На весь дом с утра звенит:
«Эй, вставайте, детвора!
В садик вам идти пора!»
Дети: будильник!
Воспитатель: Правильно! У каждого дома наверняка есть будильник, который мама или папа с вечера заводят, чтобы не проспать на работу и успеть завести вас в сад.
Воспитатель: Ну, и еще я хотела бы вам рассказать о самых главных часах нашей страны – это о курантах. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. 31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!
Воспитатель: Ну, что, ребята, узнали ли вы что-нибудь новое сегодня? Какие бывают часы? Какие первые были часы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: я надеюсь, что скоро мы с вами будем очень хорошо ориентироваться во времени. А теперь предлагаю немного размяться.
(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Список использованных интернет источников:
https://otvet.mail.ru/question/15135030
https://sivatherium.narod.ru/postcard/flwr_clk/flwr_clk.htm
https://www.razumniki.ru/istoriya_chasov_deti.html
https://www.razumniki.ru/chasi.html