Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 комбинированного вида Калининского района
Конспект урока для 1 класса
«Поездка в Простоквашино»
подготовила учитель–логопед
Городничева Ольга Викторовна
Санкт-Петербург
2011
Цели занятия
Коррекционно-развивающие:
Развивать лексико-грамматический строй речи детей:
закрепить умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, сложные прилагательные;
закрепить умение образовывать и использовать в речи приставочные глаголы;
совершенствовать навык умения согласовывать существительные и прилагательные с числительными 2 и 5;
закрепить умение подбирать слова в рифму.
Совершенствовать навык языкового анализа, синтеза и представлений:
закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;
закрепить знания детей о твердых и мягких согласных;
закрепить навык звукового и слогового анализа слов;
закрепить навык составления слов по опорным буквам; по первым звукам названий предметов и в дальнейшем их прочтении;
закрепить навык анализа и составления графических схем предложения;
закрепить навык составления предложений по опорным словам, с последующим прочтением.
Продолжать работу по развитию зрительно-пространственных представлений:
развивать зрительный гнозис (буквенный гнозис):
— дописывание недостающих элементов букв;
— дописывание букв по точкам;
— нахождение букв одинаковых по цвету, размеру;
— нахождение неправильно написанных букв.
4. Продолжать работу по развитию общих речевых навыков:
развивать силу голоса;
воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию движений;
совершенствовать четкость дикции и интонационную выразительность речи.
Продолжать работу по развитию связной речи:
совершенствовать навык составления описательных рассказов, используя мнемотаблицы.
Продолжать работу по развитию общей и мелкой моторики.
Продолжить работу по координации речи с движением.
Психолого-педеагогические:
Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
Развивать логическое мышление.
Продолжать воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, выслушивать ответы товарищей, проявлять самостоятельность при выполнении заданий
Оснащение:
коврограф, буквы для ковролина, дидактические игровые пособия — автобус, домики, герои мультфильма (Печкин, Шарик, дядя Федор, Галчонок, Матроскин на рыбалке-картинка), разрезанное предложение, предметные картинки с изображением перелетных птиц (грач, скворец, соловей, лебедь, ласточка), предметные картинки с изображением диких животных, разрезная картинка – корова Буренка, удочка, предметные картинки с твердыми и мягкими звуками, «звукарики», схемы предложений, индивидуальные коврики, мяч, письмо, мнемотаблица «ЛИСА».
Ход занятия:
I. (сели на стульчики)
— Ребята, к нам пришел почтальон. Узнали его?
Поздоровайтесь с ним.
— Почтальон Печкин принес письмо. Что же в нем написано?
«Дорогие дети, приглашаем Вас в деревню Простоквашино,
где Вы встретись с героями мультфильма».
— Согласны?
II.
— На чем мы отправимся, узнаете, когда уберете неправильно написанные буквы и
прочитаете слово. (АВТОБУС)
(дети, по-очереди, убирают буквы, на ковролине появляется автобус)
(детям раздаются картинки-билетики)
«Раз, два, три, четыре, пять…
Всем билеты нужно взять.
Вы картинку называйте,
Слоги в слове посчитайте».
(грач, стриж, соловей, лебедь, скворец, ласточка)
(Дети, по-очереди, называют картинку и ставят в нужное окошко автобуса:
Это грач. В слове 1 слог. и т.д.)
— Назовите одним словом всех, кто нарисован на ваших билетах.
(Перелетные птицы)
— Верно! Поехали!
(дети встают около стульчиков)
Д/пауза «Ехали мы ехали»
(Речь с движением, работа с приставочными глаголами)
Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали, мы, ехали, до горы доехали.
В гору въехали, с горы съехали,
Дальше поехали.
Ехали, мы, ехали, до деревни доехали.
К дому подъехали, в ворота въехали,
Вот и приехали … в Простоквашино.
(автор неизвестен)
IV. (дети стоят)
— Кто нас встречает?….. Дядя Федор.
— Дядя Федор предлагает поиграть.
Д/и «Придумай слова в рифму» ( с мячом)
Хвостик – мостик, тостик…
Шишки – пышки, мышки, мишки, фишки…
Грибочек – листочек, носочек, песочек, лесочек…
Полочки – иголочки, елочки…
Почка – дочка, точка, ночка, кочка, мочка, бочка…
Ветки – детки, сетки, метки, конфетки, пипетки, монетки, котлетки…
— Молодцы! Дяде Федору понравились ваши рифмы.
V. (дети садятся)
— Пока мы играли, с охоты вернулся следующий герой мультфильма…
— Его вы узнаете по первым звукам нарисованных предметов.
(Петух, осы, слон) ПЁС
— Верно! Это пес Шарик со своим фоторужьем.
— Шарик принес фотографии, тех, кто встретился ему на пути. И просит нас помочь
оформить фотоальбом.
(детям раздаются картинки)
«На картинки посмотрите,
Сколько животных
Скорей назови!»
(Дети по-очереди отвечают и вставляют картинку в фотоальбом:
На картинке 3 серых зайца, 5 колючих ежей, 1 рыжая лиса, 2 шустрых белки…)
— Под каждой фотографией Шарик хочет написать рассказ о животном, но не знает
с чего начать.
«Шарику помогите,
с помощью таблицы о лисе расскажите»
Примерный рассказ детей по мнемотаблице:
Лиса – не домашнее, а дикое животное.
Живет она в лесу.
У нее четыре ноги.
Тело покрыто густой рыжей шерстью.
Хвост у лисы большой и пушистый.
Своих детенышей она выкармливает молочком.
Лиса хищное животное.
Добывает себе еду: кур, петухов, мышей.
— Молодцы, ребята! Теперь Шарик сможет написать рассказ про других животных.
VI.
— Ой, как жалко. Эта фотография разорвана.
«Вы картинку соберите.
Кто на ней мне назовите». (КОРОВА МУРКА)
(детям раздаются детали картинки, работа у ковролина)
VII. (продолжаем работу у ковролина)
Д/и «Чей, чья, чье?»
— Назови части коровы:
голова коровы — коровья голова
туловище — коровье туловище
ноги
хвост
глаза
нос
рога
копыта
— А как назовете по-другому:
молоко коровы — коровье молоко.
VIII.
— Подарим корове Мурке «Комплименты». Корова, какая?
(добрая, красивая, ласковая, замечательная, прекрасная, восхитительная, веселая…)- Дети, называя слово, ставят возле картинки фишки.
Д/и «Образуй новое слово»
— Назовите, какая корова, если у нее:
голубые глаза – голубоглазая корова,
длинный хвост
белая грудка
короткие рога
быстрые ноги…
IX. (дети сидят на стульчиках)
— Вот прилетел птенец галки … ГАЛЧОНОК. Он что-то нам принес….
— Здесь слова.
(на ковролин выставляются слова вразброс, дети их читают)
— Кажется, я догадалась…, это была записка.
— Расположите слова так, чтобы получилось предложение.
(дети по-очереди выставляют слова )
Н-р: Кот Матроскин ушел на рыбалку.
— Почему слово «кот» написано с большой буквы?
(Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.)
— А почему тогда второе слово в предложении написано с большой буквы?
(Имена и клички животных пишутся с большой буквы.)
(дети садятся за столы, работа на индивидуальных ковриках)
— Выложите (запишите) схему этого предложения.
— Назовите первое слово, второе…, последнее?
— Есть в этом предложении слово-предлог?
Назовите его, какое по счету?
— Сколько в предложении слов?
— Что ставим в конце предложения?
X.
— Как называют людей, которые ловят рыбу?
РЫБАКИ
— «Зашифруйте» это слово с помощью звукариков.
— Назовите твердые согласные звуки?
— Назовите мягкий согласный звук?
— Сколько в слове гласных звуков? Назовите их.
— Сколько в слове звуков?
— Молодцы!
XI.
— Ребята, хотите порыбачить?
— Вставайте, беритесь за руки.
«Друг друга за руку берем,
На рыбалку все идем».
— Вот озеро, удочка. А в озере плавают чудо-рыбки.
«Будем чудо-рыбку доставать
И цепочку картинок собирать».
— Последний звук в названии картинки должен стать
первым звуком в названии следующей картинки.
— Какие вы молодцы! Справились с этим заданием.
XII.
— Наше путешествие в деревню Простоквашино подошло к концу. Вам понравилось?
— Нам пора возвращаться.
«Раз, два, три.
Вокруг себя повернись,
В д/с очутись».
— Ребята, герои мультфильма приготовили нам гостинец, а какой, узнаете, если выполните правильно задания.
XIII.
Индивидуальные карточки:
— допиши буквы, прочитай слово;
— выпиши только маленькие буквы, прочитай слово;
— выпиши буквы одинаковые по цвету, прочитай слово;
— расставь буквы по порядку цифр, прочитай слово;
— допиши буквы по точкам, прочитай слово.
Используемые источники:
Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. — СПб: «Детство-ПРЕСС», 2005.
Граб Л.М. «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет». — Волгоград, изд.: Учитель, 2010.
Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». — СПб: «Детство-Пресс», 2010.
Использованы виниловые картинки «Простоквашино» фирмы «Декоррето».
Использованы предметные картинки из пособия «Картинный словарь. Выпуск1» Раздаточный материал для фронтальных и индивидуальных занятий. – Москва, изд.: Книголюб, 2007.
Использованы авторские пособия и стихи.