Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного вида»
г. Северодвинска Архангельской области
Конспект урока для 1 класса «У мартышки есть вопрос»
подготовили музыкальный руководитель Майзерова Ирина Анатольевна,
воспитатели: Комарова Галина Викторовна,
Малышева Наталья Николаевна,
педагог-психолог Зайцева Наталья Владимировна
Северодвинск
2012
Вид деятельности: совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми.
Образовательные области: Познание, Здоровье, Физическая культура, Безопасность, Коммуникация, Социализация, Музыка.
Цель: в процессе разнообразной деятельности дать детям элементарные представления о голове и об органах, находящихся на ней как помощниках человека в познании окружающего мира.
Задачи образовательных областей:
Познание:
— дать первоначальные представления о строении и функциях головы, о значении глаз, носа, рта, ушей;
— формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств);
— развивать умение устанавливать элементарные связи;
— развивать интеллектуальные функции: память, мышление, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве;
— развивать любознательность, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.
Здоровье:
— учить бережно относиться к своему здоровью;
-учить применять оздоровительные массажи ушей, носа, дыхательную и зрительную гимнастики для профилактики простудных заболеваний.
Безопасность:
— формировать представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье.
Физическая культура:
— формировать потребность в двигательной активности.
Социализация:
-создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой;
— побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
— развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Коммуникация:
— осваивать элементарные навыки речевого этикета;
— воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
— активизировать словарь детей: голова, уши, глаза, рот, нос, думать, дышать, смотреть, видеть, слышать, говорить, есть…
Музыка:
— воспитывать эмоциональное отношение к музыке в разных видах деятельности: пении, восприятии, движении, игре на детских музыкальных инструментах;
-развивать музыкально-ритмические навыки, умение играть на детских музыкальных инструментах;
-развивать музыкально-сенсорные способности: чувство ритма, тембровый слух, динамический слух.
Материалы:
-мультимедийный экран, слайды — изображения героев книги Г. Остера «Зарядка для хвоста», игрушки (слон, удав, попугай), воздушный шарик, детали (нос, уши, глаза, рот), музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, бубен), ширма, цветы (ромашки, колокольчики), ароматизатор, 2 коробки с отверстиями, фрукты (апельсин, банан, мандарин, яблоко), чеснок, спортивный инвентарь для полосы препятствия.
Музыкальное оборудование: кассета «Театральные шумы», диски с песнями к играм и композициям.
Ход:
Вход детей в зал. Детей встречает мартышка.
Мартышка: Здравствуйте дети, наконец-то я вас дождалась. Я — Мартышка из книги «Зарядка для хвоста». Я слышала, что в этом садике такие умные дети, может, вы мне поможете?
Воспитатель: А что случилось, расскажи.
Мартышка: У нас с моими друзьями возник вопрос: для чего нам голова? Мы даже поспорили и не знаем, кто из нас прав. Пойдёмте со мной, я вам всё расскажу и даже покажу.
Музыкально-ритмическая композиция на музыку из мультфильма «З8 попугаев».
Показ слайдов:
Как-то раз, игру прервав, у друзей спросил Удав:
Для чего нам голова? Все задумались сперва.
Слон ответил на вопрос: к голове приделан нос,
Чтобы нюхать и дышать и ещё бананы рвать.
Чтобы слышать всё и слушать голова имеет уши.
К голове прикреплен рот – пироги есть и компот.
Ну, причём, друзья, тут пища? Голова нужна, чтоб мыслить.
С головою мы умней – это нам всего важней!
Мартышка: Вот такой у нас вопрос, что важнее — рот или нос?
Помогите разобраться, больше не хотим ругаться.
Воспитатель: Твой вопрос не так уж сложен, вместе мы тебе поможем, показывает воздушный шарик: «Смотри, Мартышка, это шарик, представим, что шарик – голова». Вот вспомни, как ты к нам дорогу нашла.
Мартышка: Я услышала, как вы читали книжку про меня и моих друзей.
Воспитатель: Услышала? Ребята, а чем Мартышка услышала? (ушами)
Воспитатель: Да, ушки нам нужны, чтобы …
Музыкальный руководитель: А что ушки могут услышать?
Игра «Что звучит?» (аудиозапись: пение птиц, море, ветер, дождь, раскаты грома)
Это шумовые звуки.
Мартышка: А у меня целый мешок звуков.
Игра «Мешок звуков» (играет за ширмой на разных музыкальных инструментах, дети их отгадывают)
Музыкальный руководитель: Вот так по- разному звучат музыкальные инструменты. Те, кто на них играет, называются…музыкантами. Давайте и мы превратимся в музыкантов.
Игра «Музыканты» Г. Вихаревой (бубны, ложки)
Воспитатель: Так ушки нам нужны? (нужны) (Приклеиваем к голове уши).
А чтобы ушки хорошо слышали, сделаем массаж (Массаж)
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, какие внимательные стали наши ушки?
Игра «Внимательные ушки» (воспитатель шёпотом произносит слова, дети повторяют)
Воспитатель: Ушки очень нам нужны, и беречь мы их должны.
Мартышка: Я же говорила, что ушки — самое главное. Ну, спасибо, я пошла.
Воспитатель: Как же ты найдешь дорогу обратно, ушки же не помогут увидеть дорогу?
Ребята, а что поможет? (глазки)
Чтение стихотворения:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно.
Где ребятки? Где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
(Н.Орлова «Ребятишкам про глаза»)
Массаж для глаз:
Раз — налево, два – направо,
Три — наверх, четыре — вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы видеть лучше мир.
И десяток раз моргнём и зажмуримся потом.
Если глазки устают, упражнения спасут.
Вот мы сделали упражнения, а теперь посмотрим: стали ли ваши глазки внимательнее.
Игра «Что изменилось?» (дети закрывают глаза, потом открывают и угадывают, что изменилось во внешнем виде мартышки или некоторых детей)
Игра «Что увидел – расскажи» (дети внимательно смотрят друг на друга, затем вызывается один ребёнок и ему задаётся вопрос о внешнем виде соседа).
Мартышка: А теперь я со своими друзьями хотим с вами поиграть.
Игра «Угадай настроение по глазам» (дети по глазам угадывают настроение соседа).
Игра «Найди свою игрушку» (дети делятся на 3 команды, каждой даётся игрушка. Под музыку маршируем, приседаем, закрываем глаза, в это время игрушки меняются местами. По команде открываем глаза – ищем свою игрушку).
Мартышка: Ой, какие у вас внимательные глазки, а пойдёмте на нашу полянку. (Пририсовывают глаза к голове).
Воспитатель: Пойдёмте, внимательные глазки нам в этом помогут.
Полоса препятствий (Словесное сопровождение воспитателя).
Мартышка: Вот наша полянка!
Воспитатель: Как здесь красиво, сколько здесь цветов, какие цветы вы здесь видите, ребята? (ромашка, колокольчик)
Воспитатель: А вы чувствуете их аромат, вам он нравится?
Дыхательная гимнастика: «Цветы» (спокойный вдох, задержать дыхание и сказать «Ах»).
Воспитатель: Ребята, а как мы почувствовали запах? (Нам носик помог)
Запахи бывают разные, давайте проверим, смогут ли ваши носики их определить.
Игра: «Что спряталось в коробочке» (Дети по запаху узнают апельсин, чеснок).
Воспитатель: Чесночный запах резкий и не очень приятный, но полезный, он помогает носику быть здоровым. А для чего ещё нам нос нужен? ( Чтобы дышать).
Упражнение «Ныряние» (Дети зажимают нос и присаживаются).
Чтобы наш нос хорошо дышал, давайте сделаем массаж.
Массаж носа: «Улитка»
От крылечка до калитки ( указательными пальцами
Три часа ползли улитки, массируют ноздри сверху вниз)
Три часа ползли подружки (указательными пальцами массируют точки у крыльев носа
На себе таща избушки по часовой и против часовой стрелки)
У всех людей, у всех зверей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И не вздохнуть, и не чихнуть без носа нам нельзя.
Скажу вам я: носы не зря придуманы, друзья!
(Пририсовываем нос к голове).
Мартышка: Ой, спасибо, ребята, пойду, расскажу, что нос тоже нужен (берёт шарик).
Воспитатель: Подожди, а как же ты своим друзьям расскажешь об этом?
Ребята, (показывают шарик) ушки есть, глазки есть, носик тоже, а чего не хватает? (Ротика)
Для чего он нам нужен? (Чтобы есть, петь песенки и т. д.)
Мартышка: На моей поляне много вкусностей растёт, я хочу вас угостить.
Игра: «Узнай на вкус» (Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и угадать фрукт).
А ещё наш рот умеет говорить и даже загадывать загадки:
Дети загадывают загадки
1. Видеть папу, видеть маму, 2. Запах хлеба, запах мёда,
Видеть небо и леса Запах лука, запах роз
Помогают нам (глаза). Различать поможет (нос).
3. Есть у зайца на макушке, 4. Чтобы сказку рассказать,
У тебя, твоей подружки И стишок нам прочитать,
Бывают слушки и неслушки. Чтоб попробовать компот,
Человеку нужен ( рот).
Рассматриваем шарик, перечислили все органы головы:
Воспитатель: Кто же из друзей был прав? (ответы детей)
Глаза, рот, нос, уши очень нужны и очень важны, с ними мы узнаем всё на свете.
А ещё головой мы думали, гадали, на мартышкин вопрос ответ искали.
Дарят мартышке шарик и песенку.
Песня «На головке что у нас?» (слова и музыка И. А. Майзеровой)
1.Мы ребята-малыши, все собою хороши,
Мы расскажем вам сейчас, на головке что у нас:
Припев: Ушки — чтобы слышать, глазки — чтобы видеть,
. Носик — чтоб дышать, ротик — чтоб сказать.
2.С ними будем мы дружить, чтобы весело нам жить.
Слышать, петь, смотреть, дышать,
Что вокруг нас узнавать.
Припев: Ушки — чтобы слышать, глазки — чтобы видеть,
. Носик — чтоб дышать, ротик — чтоб сказать.
Мартышка благодарит детей и прощается с ними.
Фото И. С. Терлецкой
Литература:
— Вихарева Г. Ф. Песенки для малышей. — М.: Музыкальная палитра, 2011;
— Картушина М. Ю. Зелёный огонёк. Программа оздоровления дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004;
— Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.- М.::Творческий центр «Сфера», 2005;
— Ильина М. Ю. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 4-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005;
— Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.