Конспект урока для 1 класса «Вместе интересно»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа

детский сад №58 комбинированного вида









Конспект урока для 1 класса

«Вместе интересно»













подготовила

учитель – логопед

Кузьмина Татьяна Валерьевна













г.Киселевск

Цель: повышение эффективности коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

— ознакомить родителей с методикой выполнения артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, игр, направленных на развитие мелкой моторики;

— активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки у детей;

— обучить игровым приемам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах;

— повышать уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.

Оборудование:

1. Бейджики, фломастеры.

2. Игры и пособия по развитию мелкой моторики. ( нетрадиционные материалы).

3. Картинки и стихи к артикуляционным упражнениям.

1. Упражнение – разминка «Давайте познакомимся»

— Для общения друг с другом я предлагаю оформить визитные карточки (которые родители могут украсить на свой художественный вкус).

— На карточке укажите ваше имя, которым вы хотите, чтобы к вам обращались.

2.Вступление

— Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца нашей встречи. Мы с вами сегодня будем говорить о самом дорогом – о наших детях. Сегодняшняя встреча – это совместная деятельность, в ходе которой вместе мы попробуем выработать алгоритм организации логопедического занятия дома.



— Почему важно ваше активное участие в речевом развитии ребенка? Прошло уже 2,5 месяца нашей работы. Научившись произносить поставленный звук изолированно, ребенок не сразу использует его в спонтанной речи. Наступает сложный и длительный этап логопедической работы — закрепление правильного звукопроизношения или автоматизации звука. Без вашей помощи этот процесс может затянуться на длительное время, т.к. у дошкольника навык формируется в результате систематического повторения и закрепления, особенно в домашних условиях. На нашем первом собрании мы уже говорили о значимости родительского мнения для детей.

3.Практическая деятельность.

— Я предлагаю занять места за столами. Вам надо найти свое место, в зависимости от того, над каким звуком мы сейчас работаем с вашим ребенком.

( на столах стоят карточки с буквами С,З , Ц; Ш Ж; Л, Р ; К Г; родители садятся за столы)

— Я предлагаю проверить, правильно ли нашли свое место. Посмотрите на экран: Презентация №1

«Свистящая семейка»: Денис Д., Сережа Д., Сережа Дв., Андрей Б., Даша Б., Коля К.

«Шипящая семейка»: Вика М., Юля К., Ваня Н., Яна Б., Сережа Уг., Вадим Ф., Глеб Б.

«Сонорные семейки»: Саша Ус., Антон К., Лиза Кр.

«Семейка К и Г»: Рома Х.

(Логопед рассказывает про каждого ребенка, – какой этап логопедической работы. Например: Сережа Д.: автоматизация звука[с] в словах)

  • Развитие мелкой моторики.

— Начнем мы разговор с мелкой моторики. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Это один из обязательных блоков логопедической работы. Любая речевая деятельность должна начинаться на теплые руки.

— Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

— Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук.

— М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

— Врачи и педагоги уделяют развитию мелкой моторики пристальное внимание.

— Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.

— Традиционная работа по развитию мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, которая сочетается с речью.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, без специальных установок настраивая детей на игру, создавая благоприятный эмоциональный фон (видео: Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять»).

Массаж и самомассаж.

— Известный японский ученый Йосиро Цуцуми разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущения тепла с помощью массажа. Интересно, в Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2-х лет.

  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Начинать следует с левой руки (возможна маркировка левой руки).

  • Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

-Сейчас я предлагаю вам попробовать все приемы, которыми мы пользуемся при работе с детьми

1. Массаж зубными щетками

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

3. Массаж шестигранными карандашами.

4.Массаж грецкими орехами.

— катать два ореха между ладонями

-прокатывать один орех между пальцами

-удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки

5.Массаж «четками», бусами.

6. Высокой эффективностью, безопасностью и удобной в использовании обладает су-джок терапия.

Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.  Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.

7.Использование прищепок.

Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

Массаж.

Доделать недостающие части предметам.

8. Использование подставки под горячее.

«Прогулка»с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно « ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно и одновременно.

9. Использование крышек от пластиковых бутылок.

— красные, синие и зеленые – для звукового разбора,

— всех цветов радуги – для игр на запоминания названий цветов,

— парные – как «башмачки» для пальцев рук,

— просверленные посередине – для нанизывания бус;

10. «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью – для самомассажа кистей.

11. Игры с мячом.

Упражнения с мячом небольшого размера совмещают в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложенных слов.

12. Щетки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» — для массажа пальцев и самомассажа ладоней;

13. Шаблоны по лексическим темам –

для обведения, раскрашивания, штрихования, выкладывания различными материалами.

14. Рисование на манке.

15. Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Примеры упражнений:

  • «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

  • «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

  • «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

  • «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего головного мозга.

  • «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  • «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

  • «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

16.Веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и перебирания уже завязанных узлов пальцами.

17.Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти.

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.

18. «Моталки» — веревки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, — для выработки координации вращательных движений.

Памятка:

Что поможет развить мелкую моторику

  • Мозаика

  • Конструкторы

  • Игры «Шнуровки»

  • Мячи (каучуковые, колючие, плюшевые)

  • Пробки от пластиковых бутылок:

— красные, синие и зеленые – для звукового разбора,

— всех цветов радуги – для игр на запоминания названий цветов,

— парные – как «башмачки» для пальцев рук,

— просверленные посередине – для нанизывания бус;

  • Веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и перебирания уже завязанных узлов пальцами;

  • Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

  • Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

  • Щетки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» — для массажа пальцев и самомассажа ладоней;

  • Клавиатуру компьютера, кнопочный телефон, пианолу – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

  • Игрушки из «киндер-сюрпризов» — для вытаскивания из « сухих бассейнов»

  • «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью – для самомассажа кистей;

  • «Моталки» — веревки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, — для выработки координации вращательных движений;

  • Грецкие орехи – для самомассажа кистей – на координацию движений пальцев.

  • Артикуляционная гимнастика.

Речь – это постоянная смена артикуляционных укладов.

Артикуляционная гимнастика – общая физическая тренировка для языка.

— Язык – мышечный орган, который можно и нужно тренировать. Как и любые мышцы, без тренировки язык при речи быстро истощается.

— Артикуляционная гимнастика готовит органы речи к произнесению звуков родного языка. Артикуляционная гимнастика вырабатывает правильные позиции положения речевых органов, из которых потом можно «собрать» уклад каждого звука, как из конструктора.

— Предлагаю вместе с детьми выполнить артикуляционную гимнастику для всех звуков.

  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

  • Количество повторов каждого упражнения — от 2 до 10-15 раз, главное, чтобы правильно.

  • Выполнять несколько раз в день

  • Если утомительно для ребенка, то комплекс можно разделить на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается движение (ручка чайной ложки, палец).

— Возьмите зеркала.

— Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка спина прямая, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Демонстрируется видео, на котором дети выполняют артикуляционную гимнастику в кабинете логопеда)

Для того чтобы лучше овладеть мышцами своего лица и повысить его выразительность, к артикуляционной гимнастике добавляются упражнения для развития мимических мышц. (Кубик настроений)

Заучивание стихов целью данного упражнения не является. Одновременно проговаривать стихи и выполнять артикуляционную гимнастику невозможно. Поэтому полное проговаривание стихотворения – задача взрослого, его цель – эмоциональный контакт и поддержание интереса у ребенка.

— Давайте вместе уточним, какие основные артикуляционные уклады есть в русском языке?

— «Свистящая семейка» ваш уклад называется дорсальный, необходим для произношения звуков [С Сь;З Зь; Ц]

— Выберите символы:

Губы как?

Зубы как?

Язык?

Воздушная струя, какая?

( родители выбирают символы и прикрепляют на магнитную доску)

— Шипящая семейка» ваш уклад называется какуминальный, необходим для произношения звуков [ Ш, Ж, Ч, Щ]

— Выберите символы:

Губы как?

Зубы как?

Язык?

Воздушная струя, какая?

— «Семейка звуков сонорных» ваш уклад называется альвеолярный, необходим для произношения звуков [Л Ль; Р Рь]

— Выберите символы:

Губы как?

Зубы как?

Язык?

Воздушная струя, какая?

Очень важна правильная воздушная струя, т.к. наша речь осуществляется на выдохе.

Для свистящих звуков: холодная, сильная воздушная струя , направлена вниз. Упражнения: Кораблики, Футбол.

Для шипящих звуков: теплая, направлена вверх. Упражнения: «Фокус»

Для сонорного звука Р: сильная струя, которая заставляет вибрировать язычок.

( родителям предлагается выполнять упражнения на развитие воздушной струи)

— Приемы для проведения артикуляционных упражнений:

  1. Кубик с точками (выполнить упражнение столько раз, сколько точек выпадет на кубике).

  2. Пока крутится юла выполнять упражнение.

  3. Пока сыпется песок выполнять упражнение.

  4. Пока заводная игрушка действует выполнять упражнение.

  • Автоматизация звуков.

Изолированный звук.

— Назовите, какие звукоподражания используем?

[С]– вода бежит, колеса качаем «Насос»

[З]– комар звенит

[Ш]- змея шипит, листья шуршат

[Ж] – жук жужжит

[Л]– самолет летит, пароход гудит

[Р] – мотор работает, лев рычит

— Можно закреплять на звуковых дорожках, пропеть песенку этим звуком, поговорить только этим звуком.

Автоматизация в слогах.

Автоматизация в словах.

Автоматизация в предложениях.

Автоматизация в стихах, текстах.

Автоматизация в спонтанной речи.

4. Заключение.

— Главные помощники в общении с ребенком терпение, выдержка, доброжелательность, ребенок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны!

— Может что-то не получится у вашего ребенка сразу, но он учится! Вспомните, как ваш ребенок делал первые шаги, какие чувства вы испытывали? Не возникала же у вас желания сказать: «Разве так ходят? Смотри, как надо. Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками. Ну-ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно!». Комично? Нелепо? Так и сейчас наши дети делают «первые шаги», только уже в другой деятельности. Так помогите и поддержите своих детей, в ваших руках очень сильное воспитательное средство — любовь к своему ребенку.

(В заключение семинара родители делятся своими впечатлениями, задают вопросы)

— Уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество. На память о нашей встречи я хочу вручить вам памятки и медали «Помощник логопеда»

— На такой позитивной ноте наш семинар завершается. Желаю успехов и радости общения с вашими детьми.































Список литературы

  1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии, [Текст] :учебно – методическое пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. – 105 с.

  2. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения ,[Текст] : / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ сфера, 2006. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).

  3. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей, [Текст]: / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 40 с.

  4. Лопухина, И.С. Речь, ритм, движение , [Текст] : / И. С.Лопухина. – СПб.: Дельта, 2001. – 128 с.











Свежие документы:  Классный час «Хочу быть здоровым»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: